Нетрадиционные формы работы с родителями


ДОКЛАД:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫС РОДИТЕЛЯМИ»
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к взрослым, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи- эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки. Безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Необходимо мне, воспитателю найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. В моем случае это опекун, одного из воспитанников. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта. Такого опекуна больше интересуют материальные вливания, чем сам опекаемый. Для достижения контакта с опекуном в необходимости заинтересовать его судьбой подростка, пробудить ответственность за его судьбу не всегда представляется такая возможность в связи с отдаленностью интерната. Или же его отсутствие в населенном пункте, чтобы поддерживать связь через телефон (находиться на угодьях).
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Моя задача – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Мои действия: подростка включаю в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддерживаю, устанавливаю контроль.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей. Обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Цель – формировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями воспитанников. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Знания об образовании родителей нужны, т.к. воспитательный потенциал семьи чаще всего зависит от образования членов семьи.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Пробую изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает дипломатический подход»: при встречах с родителями в школе использую косвенное воздействие, опираюсь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Необходимо доказать родителям, что с ребенком нужно обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
Столкнувшись с такой проблемой, я обратилась к методической литературе. Хочу предложить некоторые нетрадиционные формы работы с родителями, которые возможно внедрить в работу школы-интерната. Назову основные направления организации работы с семьей.
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)
Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся(воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике алкоголизма, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Организация деятельности общественных родительских формирований на участие в управлении учебно-воспитательным процессом. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря.
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).
Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
Родительское собрание – одна из самых основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни, учебы воспитанников. Собрания не должны сводиться к монологу. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Большую роль в организации и проведении мероприятий по семейному воспитанию может оказать социально-психологическая служба, которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Это такие направления работы как:
- психодиагностическое (мониторинг);
- психокоррекционное:
- консультативное:
- психопрофилактическое.
Я обратилась за помощью в медико-психолого-педагогическую службу. Мы провели определенную работу: дети прослушали курс лекций, бесед; проводилась работа с психологом по психокоррекции поведения детей. Была организована встреча с участковым инспектором, с инспектором по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений. В беседах с родителями, при встрече, в разговорах по телефону, передавалась информация и сведения о жизни в интернатах и учебных делах их детей.
Цель моей работы:
Пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию, внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях; сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях; включить их в систематическую и методическую работу школы.
Задачи, которые планирую на следующий учебный год в работе с родителями:
Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков;
Создание положительной мотивации у родителей в содействии педагогам дополнительного образования, своему ребенку;
Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагогии родители действовали как союзники, делились своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка воспитания.
Хорошо, когда родители понимают, что какими бы серьезными не были семейные проблемы, но это не дает повод отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет – на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.