Технологическая карта учебного занятия по теме Нетрадиционные формы работы с семьей

Технологическая карта учебного занятия
Специальность _44.02.01. Дошкольное образование
Группа 304 Дата
Учебная дисциплина (МДК):_ 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации
Тема: Нетрадиционные формы работы с семьей.
Источники: 1. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 2013.
2.Елжова, Н. В.. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. Ростов-на-Дону, 2008. 3.Т.А.Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000
4. Г. А.. Взаимодействие с родителями в детском саду, - М.:Айрис – Пресс, 2009.
5.Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. – М., 2015г.
Основные понятия учебного занятия: Семья, нетрадиционные формы, мастер-класс, кейс-технология,
Практический опыт:
1.планирования работы с родителями (лицами, их заменяющими);
2.наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
3.определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
Умения:
1.изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье;
2.формулировать цели и задачи работы с семьей;
3 организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
Знания:
1.основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
2.задачи и содержание семейного воспитания;
3. содержание и формы работы с семьей;
4. методы и приемы оказания педагогической помощи семье;
Цели и задачи учебного занятия:
образовательная: повышать профессиональную компетентность студентов в организации сотрудничества с семьями воспитанников, формировать навыки самооценки на основе наблюдений; развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал;
развивающая: формировать умение работать в группах; учить слушать и слышать друг друга, логически излагать свои мысли; развивать культуру публичного выступления; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; воспитательная: проявлять взаимопонимание к играющим, учиться работать в команде, вызывать интерес к своей будущей профессии. Перечень формируемых ОК и ПК на учебном занятии:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
ПК. 4. 1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними
ПК 5.1.Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей
Тип учебного занятия: Систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма учебного занятия : Деловая игра «Педагогический совет по теме: «Нетрадиционные формы работы с семьей.
Организация пространства (виды организационных форм обучения): коллективная работа.
Методы обучения словесные, наглядные, практические, методы стимулирования интереса к учению.
Методы контроля методы устного контроля (опрос, фрагменты занятий )
Ресурсы (в том числе средства обучения):
1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. – М., 2010г., ФГОС ДО.
- наглядные пособия: выставка методической литературы по теме, карточки с заданиями для каждой подгруппы, карточки самооценивания
- мультимедийное оборудование:
- информационные ресурсы:
1.Клевакина В. С. Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру : сайт для воспитателей детских садов : сетевое изд. / под ред. П. А. Семенов. - [Б. м. : б. и.], 2011 - 2014. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
2. Арнаутова Е. -педагогическая практика П. Социально взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 4. - С. 23-37 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
3. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности : метод. рекомендации для педагогов с приложением на диске / под ред. Н. А. Вершининой. - СПб. : Р-КОПИ; 4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5.Детский сад. ру. Портал для родителей [Электронный ресурс] - Режим доступа – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Составление подборки конспектов нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями (не менее 5), направленных на решение актуальных проблем воспитания ребёнка






№ п/п
Дидактическая структура учебного занятия
Время
(мин)
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Формы и методы организации деятельности
Планируемые результаты (ОК,ПК, ПрО, У, З)
Учебно-методическое сопровождение


Организационный этап
1 мин.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места.
Фронтальная
ОК 1; ОК 2.



Постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
5 мин.
Создает проблемную ситуацию для постановки задач учебного занятия.
Уточняет форму проведения учебного занятия, понимание обучающимися целеполагания учебного занятия.
Организует игровую ситуацию. Через участие в интеллектуальной разминке вызывает интерес. Показывает необходимость и пользу изучения материала
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В ходе урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны будете оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"-" - не справился с задачей.
Формулируют задачи занятия.


Проводят интеллектуальную разминку «Ручеек» 




Анализ карточек -самоанализа
Фронтальная
ОК 1.



Актуализация знаний
Этап подготовки игры.
30 мин.
Предлагает разделиться на подгруппы. Дает задание каждой подгруппе.
1 подгруппа: опыт работы по семейному воспитанию
2 подгруппа. Составляет фрагмент мастер – класса
3 подгруппа. Знакомит с семейным клубом
4 подгруппа. Интернет-ресурсы Сайт дошкольной образовательной организации
5 подгруппа. Представляет Портфолио группы - как способ фиксирования, накопления и оценки достижений группы".
6 подгруппа. Представляет Новый взгляд на родительское собрание. Кейс-технология
Делятся на 6 подгрупп по желанию. Знакомятся с предложенным заданием. Обсуждают задание, планируют свои действия и проигрывают предложенную форму работы.
Групповая
ОК2; ОК 4; ОК 6.
ПК4.1.,ПК4.3,ПК 5.1.
П.о.1, 2..
У.1, 2, 3

З. 1, 2, 3, 4.


И- 1, 2, 3, 4.
ИР 1
ИР 2.


Обобщение и систематизация знаний.
Этап проведения игры.
45 мин.
Дает установку на деловую игру. Напоминает этапы игры. Предлагает примерные роли. Вводит этапы игры в действие, контролирует за их выполнением.
Побуждает к высказываниям своего мнения.
Акцентирует внимание на результатах.



"Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!"
Принимают участие в игре. Берут на себя роли, выступают соответственно роли.
Действуют в нестандартных ситуациях, анализируют, вступают во взаимодействия, задают вопросы, находят эффективные пути решения. Готовят защиту формы работы с родителями .
Старший воспитатель приветствует всех участников, раскрывает опыт работы с семьей . Ставит цель перед аудиторией.
Психолог. знакомит с семейным клубом дает советы и рекомендации об особенностях развития, детей дошкольного возраста
Зам Заведующего по УВ работе представляет Презентует сайт дошкольной образовательной организации,
показывает странички
Воспитатель средней группы
представляет форму работы Портфолио группы - как способ фиксирования, накопления и оценки достижений группы
Воспитатель старшей группы
Раскрывает работу через использование круглого стола
Воспитатель старшей группы
Новый взгляд на родительское собрание. Кейс-технология - как современная технология максимального вовлечения каждого в работу по решению ситуации". 
Библиотекарь
Представляет методическую литературу по работе с родителями
Руководитель дошкольной образовательной организации подводит итог деловой игры Об умении воспитателя использовать разные формы сотрудничества с родителями
Эксперт анализирует деятельность воспитателей, психолога, старшего воспитателя, библиотекаря по разработанным критериям.
Вырабатывают решение педсовета

Индивидуальная, фронтальная
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3,
ОК 6.
ПК 4.1., ПК4.3.ПК5.1.
По:
У:2, 4.
З: 1, 2,3, 4.

И 1,
И 3,
И 4.
ИР 4,



Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
5 мин.
Предложение по улучшению педагогического просвещения родителей в ДОО
Что необходимо сделать?
Для чего это необходимо сделать?

Кто это должен сделать?
Когда это должно быть сделано?

Анализируют работу, презентуют свое предложение. Формулируют решение педагогического совета.
Студенты сдают карточки самооценивания. Продолжают фразы и озвучивают их. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная, фронтальная
ОК 2
ПК 5.1.




Рефлексия (подведение итогов учебного занятия).
4 мин.
Подводит итоги урока, дает оценку за выполненную работу.



Психологическое упражнение «Благодарность».


Рефлексия:
Мне было сложно.
."Я" - как чувствовала себя в процессе работы педсовета. -"Мы" - насколько комфортно работалось в коллективе. - "Дело" - чего я достигла, какие трудности или проблемы возникали, как их удалось преодолеть.

Фронтальная
ОК 1








Приложение1
Определить проблему и найти пути решения, используя кейс-технологию. Ситуация
Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в свою бывшую группу, общается с воспитателями, играет с малышами. Воспитатели всегда принимают ребенка с радостью, маме Саши тоже нравятся эти посещения. С воспитателями группы у нее сложились хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая сына из детского сада, Ольга Петровна (мама Саши) обнаружила у мальчика чужую маленькую машинку. Как быть?
Приложение 2
Психологическая разминка "Очень я собой горжусь!" 1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом) 2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку) 3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь) 4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой) 5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками) 6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны) 7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны) 8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается ! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)












































15