Консультация на тему Планирование воспитательно — образовательного процесса в ДОУ


Планирование воспитательно - образовательного процесса
в ДОУ
«Когда мы тратим время на планирование,
его становится больше»М. Рустам (индийский ученый)
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Трудовым Кодексом РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 03.07.1998 г.;
федеральными и региональными программами образования;
типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
региональными нормативно-правовыми документами;
нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка своевременно заполнять и аккуратно вести установленную документацию: четко планировать свою воспитательно-образовательную деятельность, соблюдать правила и режим ведения документации; уважать личность ребенка, изучать его индивидуальные особенности, знать его склонности и особенности, помогать ему в становлении и развитии личности.
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений:
Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день и ежедневное ведение табеля посещаемости детей.
Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. календарный план воспитательно-образовательной работы
2. табель посещаемости детей.
Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ. Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.
Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
Служебные и должностные инструкции:
1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2. Общие сведения о группе:
2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).2.5. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).3.3. Перспективное планирование по разделам программы.3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
Частые ошибки при планировании
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования .Раньше все воспитатели писали план в тетради.
Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали схематичные, неконкретные, какие-то размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
Открывая план воспитателя, видно лицо педагога, его грамотность; умение анализировать, планировать. Его профессионализм: знание методик, возрастные и индивидуальные особенности детей группы. Есть ли контакт со специалистами и прослеживается ли система планирования.
Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.
Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:
случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
перегруженность (недогруженность) планов;
отсутствие дат;
расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
календарные планы представлены в виде перспективных;
нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
нет сноски на литературу, страницу;
не прописывается индивидуальная работа с детьми.
По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет.
В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, какой воспитатель в какую смену, что проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.
Технология разработки календарных планов
Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
Соответствие программно-методическому обеспечению.
Включать все виды деятельности.
Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.