Нетрадиционные формы сотруднечества классного руководителя с родителями в рамках реализации ФГОС


Ляшенко С.А.
ИСТОРИЯ
В государственной (итоговой) аттестации по истории России в 2012 году приняли участие 227 учащийся из 28 административных территорий Амурской области. Успеваемость учащихся составила 90 %, качество знаний 50,64%.
Цель экзамена - объективная оценка знаний учащихся 9-х классов по истории России. Экзамен является обязательным для поступления в профильные гуманитарные классы.
Отметки по итогам экзаменов выставлялись в соответствии с рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме, разработанными федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Перевод тестовых баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перевод тестовых баллов в отметки по пятибалльной шкале
0 – 10 баллов 11 – 20 баллов 21 – 30 баллов 31 – 37 баллов
«2» «3» «4» «5»
В таблице 2 представлены результаты экзамена.
Таблица 2
Результаты экзамена
Количество
участников «5»
% «4»
% «3»
% «2»
% %
успеваемости %
качества
227 24
10,5% 93
40,9% 92
40,53% 18
7,3% 92 51,44
На рисунке 1 представлены результаты экзамена по истории

Рисунок 1. Результаты экзамена по истории
В таблице 3 представлены итоги ГИА по истории России в разрезе территорий.
Таблица 3
Итоги ГИА по истории России в разрезе территорий
Код Наименование
МОУО Количество
участников «5» «4» «3» «2» %
качества %
успеваемости Средний балл
1 г. Благовещенск 66 5 31 25 5 54,5 92,4 3,54
2 г. Белогорск 4 - 2 2 - 50 50 3,5
3 г. Зея 6 2 1 1 2 50 66,6 3,5
4 г. Райчихинск 1 - 1 - - 100 100 4
5 г. Свободный 8 - 2 5 1 25 87,5 3,1
6 г.Тында 2 1 - 1 - 50 100 4
7 г. Шимановск 17 1 6 7 3 41,1 82,3 3,3
8 Архаринский район 1 1 - - - 100 100 5
9 Белогорский район 6 - 3 3 - 50 100 3,5
10 Благовещенский район 5 2 1 2 - 60 100 4
11 Бурейский район 8 - 3 3 2 37,5 75 3,1
12 Завитинский район 1 - - - 1 0 0 2
13 Зейский район 8 1 4 3 - 62,5 100 3,7
14 Ивановский район 2 - - 1 1 0 50 2,5
15 Константиновский
район 15 - 4 10 1 26,6 93,3 3,2
16 Магдагачинский район 10 - 4 4 2 40 80 3,2
17 Мазановский район 3 - 3 - - 100 100 4
18 Михайловский район 3 - - 3 - 0 100 3
19 Октябрьский район 11 2 5 3 1 63,6 91 3,7
20 Ромненский район 8 1 4 3 - 62,5 100 3,7
21 Свободненский район 6 1 5 - - 100 100 4,1
22 Серышевский район 10 3 1 4 2 40 80 3,5
23 Селемджинский район 6 - 3 2 1 50 83,3 3,3
24 Сковородинский район 2 1 1 - - 100 100 4,5
25 Тамбовский район 16 2 6 7 1 50 93,7 3,6
26 Тындинскийрайон - - - - - - - -
27 ЗАТО Углегорск 1 - 1 - - 100 100 4
28 Шимановский район 2 - 1 1 - 50 100 3,5
29 пгт Прогресс 3 1 1 1 - 66,6 100 4
Итого 231 24 93 91 23 50,6 90 3,63
Представленная выборка не является определяющей, так как в экзамене в большинстве территорий приняли участие менее 10 человек.
Задания по истории были представлены тремя блоками А, В и С. Задания части А носили тестовый характер и охватывали вопросы истории нашего государства с древнейших времен до настоящего времени, задания части В требовали от учащихся умения расположить события или имена в хронологическом порядке, умения соотносить отдельные имена или события, работать с фрагментами текстов статей и документов.
Задания части С требовали от учащихся умения работать с текстом, чётко определять, о ком, или о каком событии идет речь. В заданиях С3 и С4 необходимо было представить знания по широкому спектру исторических событий и проблем.
Таким образом, учащимся необходимо было продемонстрировать знания о последовательности, взаимозависимости, причинно-следственных связях исторических событий и явлений, а также знания конкретных фактов, исторических понятий, терминов, дат.
Абсолютное большинство учащихся более уверенно работали с частью А, где требовалось найти верный вариант из предложенных ответов. Что касается части В, то наибольшее количество ошибок учащиеся допускали при ответах на вопросы, касающиеся истории России XX века и вопросов культуры.
Очень сложными для учащихся были задания, касающиеся периода XX века, задания связанные с историческими личностями и их деятельностью. К выполнению задания С5, где нужно было подготовить развёрнутый ответ по заданной теме, приступили не все учащиеся.
Анализ работ учащихся показывает, что выбор предмета для сдачи экзамена в форме ГИА для многих был или случайным, или учащиеся вместе с педагогами недооценили сложности и объёма заданий по истории России для 9 класса.
Рекомендации
При подготовке к сдаче экзамена по истории России в форме ГИА необходимо развивать у учащихся умение чётко соотносить свои возможности, уровень знаний, кругозор для принятия решения о выборе данного предмета.
Формировать умение давать чёткие, точные ответы, что возможно при условии развития долговременной, логической памяти.
На уроках и при проверке домашних работ необходимо предлагать задания с формулировками, обозначенными в ГИА.
Важно в системе работать с историческими текстами, документами, их отрывками для развития навыков учащихся находить необходимую информацию, интерпретировать её.
При подготовке к экзамену по истории необходимо с учащимися отрабатывать знания по конкретному периоду, его особенностях, месте в предшествующих и последующих событиях и явлениях, т.е. совершенствование знаний конкретно-исторического подхода.