Проект Создание зоны безопасности в ППРС для детей раннего возраста


-17197535397500Проект
развивающей зоны «Безопасность»для детей 2-3 лет.

Группа «Пчелки»
Абаляева И.Н.
Соколова И.С.
Актуальность
Социальное образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми они сталкиваются каждый день. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, делать выводы. Необходимо, чтобы ребенок начал получать знания о безопасном поведении уже в младшем дошкольном возрасте. Педагогам необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Внимательный и любящий взрослый всегда должен помнить о том, что предупредить беду проще, чем потом предотвращать ее последствия. Защитить себя и своих детей от многих страшных проблем можно при условии постоянной заботы о безопасности ребенка и формирования у маленького человека основных навыков безопасного поведения.
Одной из приоритетных задач ФГОС в области «Социально-коммуникативного развития» является формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста (наглядно-действенное мышление), решение данной задачи возможно через обогащение предметно-пространственной среды. Сегодня существует очень много разных книг, пособий и методических рекомендаций по данной теме, но не всегда просто подобрать нужную информацию и наглядность для детей раннего дошкольного возраста . Исходя из вышеизложенного нами был разработан проект по созданию зоны безопасности для детей 2-3 лет.
Вид проекта: творческий, практико – ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители.
Цель проекта: создание зоны безопасности для детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, представляющей возможность дать детям знания о правилах безопасного поведения в доме, на улице, в природе.
Задачи проекта:
-изучить методическую литературу и выкладки ФГОС в области «Социально-коммуникативного развития»;
-создать зону безопасности, отвечающую возрастным особенностям детей 2-3 лет и основным принципам ФГОС (трасформируемость, полифункциональность);
-способствовать формированию чувства собственной безопасности.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
-разработка плана создания зоны безопасности с учетом возрастных особенностей детей;
-прогнозирование полученных результатов.
2.Основной этап:
-создание зоны безопасности с учетом принципа трансформируемости, полифункциональности.
3.Заключительный этап:
-оценка полученных результатов;
-перспективы работы.
Подготовительный этап.
Работу по созданию зоны безопасности мы начали с изучения психологических особенностей детей раннего возраста. Все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми раннего возраста методов и приемов. Следовательно, проектируемая зона должна быть яркой, привлекающей внимание, доступной, позволяющей осуществить практическую деятельность. Дети 2-3 лет все больше и больше используют предметы по их назначениям. Теперь ребёнок в состоянии и должен употреблять предмет так, как этого требует взрослый. Задача воспитателя показать, как правильно использовать ту или иную вещь, расширить знания и представления о предметах игровой среды, стимулировать к манипулированию игровым материалом.
Исходя из этого, мы определили, что уголок безопасности в группе будет содержать 4 сектора «Пожарная безопасность», «Дети на улице», «Если ты заболел», «Опасные предметы». Возможна организация НОД с использованием наглядности данного уголка, а так же использование игрового материала в самостоятельной игровой деятельности.
Основной этап.
Зона безопасности представляет собой легко трансформируемый макет, включающий 4 сектора. Каждый сектор содержит образно-символический и нормативно-знаковый материал, репрезентирующий детям ситуации безопасного поведения, а так же предметы для манипулирования. Данный уголок обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую и область физического развития, что соответствует ФГОС ДО.
1 сектор «Пожарная безопасность»
Данный сектор содержит следующую наглядность: пожарная машина, пожарный, номер пожарной части, огнетушитель, фигурки детей, муляжи спичек и огня. Используя данный материал, воспитатель знакомит детей с причинами возникновения пожара (неосторожное обращение с огнем), с его последствиями. Возможно первоначальное знакомство с профессией пожарного, с его одеждой, оборудованием. Рассматривая пожарную машину, дети запоминают ее внешний вид, могут отличить ее от других специальных видов транспорта, осознают, зачем нужна сирена, почему она красного цвета и т.д. С помощью фигурок детей и муляжей возможно разыгрывание ситуации пожара, обсуждение поведения детей в данной ситуации, организация помощи. Важно вызвать у детей определенный эмоциональный отклик, сформировать чувство собственной безопасности. Возможно использование игрового материала данного сектора в самостоятельной игровой деятельности (формирование предпосылок сюжетной игры), с привлечением оборудования из других уголков , а так же в качестве настольной игры.
2 сектор «Дети на улице»
Данный сектор включает следующую наглядность: полицейская машина, полицейский, светофор, пешеходный переход, дорожные знаки, фигурки людей и машины. Данный игровой материал поможет воспитателю сформировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения. Дети познакомятся с понятиями: улица, дорога, тротуар, пешеходный переход. Воспитатель может смоделировать опасную ситуацию с помощью моделей машин и фигур людей с целью знакомства с правилами поведения на дороге. Так же дети познакомятся с профессией полицейского, его формой, оборудованием, полицейской машиной. В процессе такой работы развивается внимание, память, мышление, речь, активизируется словарь. Материал данного сектора стимулирует детей к самостоятельной практической деятельности, способствует развитию познавательной активности.
3 сектор «Если ты заболел»
Данный сектор включает следующую наглядность: машина скорой помощи, доктор, чемоданчик с медицинскими принадлежностями. Использование данных картинок в образовательной деятельности формирует элементарные представления детей о профессии врача, о назначении и внешнем виде машины скорой помощи. Дети узнают о том, как надо вести себя на улице и в общественных местах, чтобы не заболеть и не получить травму; как оказать первую элементарную медицинскую помощь, какие правила нужно соблюдать, если ты заболел. Оперируя инструментами доктора, дети преодолевают свой страх перед врачами; осознают, что их работа очень важна и нужна каждому ребенку и взрослому. В процессе самостоятельной деятельности идет развитие сюжетной игры, создаются предпосылки к сюжетно-ролевой игре. Так же возможно совместное использование игрушек кукольного уголка, физкультурного оборудования с игровым материалом данного сектора с целью воспитания привычки к здоровому образу жизни.
4 сектор «Опасные предметы»
Данный сектор включает в себя предметные картинки, демонстрирующие опасные предметы, которые можно встретить в любом общественном месте и дома, а так же запрещающий знак. Организуя рассматривание и беседы с использованием данной наглядности, педагог воспитывает чувство осторожности и самосохранения, формирует безопасное поведение в быту. Карточки легко снимаются и могу быть задействованы в моделировании обучающей ситуации в процессе организации ситуативной игры. Этот метод дает возможность ребенку погрузиться в возможную происходящую экстремальную ситуацию, развивает умение применить в нужный момент те знания, которые помогут выйти из сложной опасной ситуации. В процессе совместной деятельности развивается зрительная память, наглядно-образное мышление, коммуникативные навыки.
Заключительный этап.
Таким образом, нами создана многофункциональная и легко трасформируемая зона безопасности для детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Игровой материал и наглядность уголка предоставляет возможность формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; знакомить с ситуациями, угрожающими их здоровью; расширять представления о доступном ребенку предметном мире, о правилах безопасного использования этих предметов; воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему ми. Нами учтены возрастные особенности детей раннего возраста и принципы ФГОС для ППРС. Сама конструкция уголка может служить как игровым оборудованием, так и маркером игрового пространства.
Перспективы работы:
- привлечение к совместной деятельности родителей, что позволит продолжить работу в этом направлении дальше;
- пополнение каждого игрового сектора настольными играми и предметами оперирования.