Семинар — практикум для педагогов Внедрение ФГОС дошкольного образования


Вид деятельности: семинар – практикум
Тема: «Внедрение ФГОС дошкольного образования»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО по внедрению ФГОС дошкольного образования в своей практической деятельности.
Задачи:
- углубление теоретической и практической подготовки педагогов к внедрению в ДОО ФГОС дошкольного образования, осмысление своих знаний;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- развитие творческой активности педагогов.
Предварительная работа: консультирование педагогов, самообразование педагогов по вопросу ФГОС, подготовка технического оснащения помещения, изготовление раздаточного материала, подготовка вопросов для обсуждения.
Материалы и оборудование: ноутбук, медиа-экран, проектор; столы и стулья для участников; карточки для заданий; ручки, чистые листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, маркеры.План проведения
I. Вступительное слово.
II. Презентация «Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС»
III. Опрос «Проверь свои знания»
IV. Блицтурнир.
1 Задание «Понимание принципов Стандарта»
2 Задание «Как Вы понимаете понятия? »
V. Рефлексия. Оценка своего участия.
VI. Итог.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Ход деятельности
I. Вступительное слово.
Добрый день уважаемые коллеги.
28 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Как сказал А. Асмолов: "В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.
Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
II. Презентация «Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС»
III. Опрос «Проверь свои знания»
1. На основе каких документов разработан Стандарт?
Ответ:
- Конституции РФ;
- законодательства РФ;
- и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
2. Каким приказом утверждён ФГОС дошкольного образования и когда вступил в силу?
Ответ:
- Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384
- Приказ вступил в силу с 1 января 2014г.
3. Стандарт направлен на достижение каких целей?
Ответ:
- повышение статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
4. Стандарт направлен на решение каких задач?
Ответ:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
IV. Блицтурнир
Педагоги делятся на две команды.
1 задание: «Понимание принципов Стандарта»
Отобразите в рисунках указанные принципы. Догадайтесь по рисунку о принципе, отображённом в нём.
Принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
2 задание: «Как Вы понимаете понятия? »
Амплификация развития
Ответ:
Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Вариативность содержания образовательных программ
Ответ:
Обеспечение разнообразия примерных образовательных программ.
Инклюзивное образование
Ответ:
Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Образовательная область
Ответ:
Структурная единица содержания образования, представляющая определённое направление развития и образования детей.
Индивидуализация образования
Ответ:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Образовательная среда
Ответ:
Совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
V. Рефлексия. Оценка своего участия.
- этот семинар – практикум принёс пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в семинарах – практикумах.
VI. Итог.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого – то из участников. Они начинают хлопать вдвоём. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
Педагогические советы / авт. -сост. Бушнева И. М. (и др.) . – Волгоград: Учитель, 2011.
Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). Учебно – практическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2014.
Справочник старшего воспитателя / авт. -сост. Н. А. Кочеткова (и др.) – Волгоград: Учитель, 2013.