Программа экологического клуба Свежий ветер




Базовый уровень






Образовательная программа
Экологического клуба
«Свежий ветер»

Срок реализации 3 года
Возраст 12-16 лет








Автор:
учитель биологии и географии ГБОУСОШ1381 СП 762
Михеева Марина Николаевна




г. Москва-2015








 Пояснительная записка.

Программа имеет эколого-биологическую направленность.

Актуальность
Сегодня проблемы состояния природной среды вызывают повышенный интерес и озабоченность населения страны.         Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.
        Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их экологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.
Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. А основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе.

Новизна.
Программа отличается от школьных программ практической направленностью. Суть программы – наблюдение , эксперимент, участие и организация природоохранных акций. Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды от всевозможных загрязнений и разрушений. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней, любить ее, разумно и рационально использовать ресурсы. Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.
Программа нацелена на выполнение практических мероприятий по охране природы: Это очищение улиц города, малых рек и прудов от мусора и хлама. Подкормка птиц зимой, изготовление птичьих домиков. Выявление загрязнённых участков на территории в окрестностях школы. Охрана муравейников - операция «Муравей». Учёт редких видов птиц. Учёт и охрана насекомых. Озеленение улиц и классных помещений. Охрана и благоустройство родников – операция «Живи родник».   Кроме этого в программу включены и научно – исследовательские работы по исследованию качества питьевой воды, изучение школьного мониторинга, изучение фауны и флоры родного края.
Условия реализации программы
Главная особенность реализации программы – привязка к конкретной школе и конкретному контингенту детей. Это обосновывается задачами, поставленными в программе и предусматривает сочетание теоретической и практической деятельности учащихся, направленной на их реализацию.
Для этого имеются конкретные условия:
-учебный кабинет биологии и географии
- Научно-публицистическая, методическая литература
- Интернет - ресурсы

Цель:
Формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам.
Задачи:
Образовательные:
- владеть системой экологических знаний;
-обучать обрабатывать и оформлять полученные полевые материалы и творческие работы;
-проводить исследования и опыты.
Развивающие:
- развить навыки экологического познания, анализа и сопоставления источников с полевыми материалами
- совершенствовать умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, патриотизма,
- бережное отношение к природе.






Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в экологическом клубе «Свежий ветер» являются:
1 год обучения:
- Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- Умение  грамотно вести диалоги и  аргументировано  участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:
- Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.


Программа  ориентирована на детей от 12 до 16 лет.
В группе - 15 детей.

Срок реализации программы: - 3 года. В первый год обучения предполагаются 4 часа учебных занятий еженедельно, 144 часа в год:
- 2 часа отводится на теоретический курс  и 2 часа на практические работы. Практические часы используются для выполнения практических работ и оформления результатов исследовательской деятельности. Проводится работа с учащимися, выбравшими самостоятельные темы по индивидуальным планам. Это может быть подготовка докладов на экологическую тему к урокам.
Подобное распределение учебных часов происходит во второй и третий год обучения. В программе предусмотрены часы для индивидуальных занятий.

Формы занятий
Ведущей формой организации занятий является - групповая. Некоторые занятия необходимо проводить со всем составом кружка, например: лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма выполнения исследований.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- овладеют системой экологических знаний;
- научатся обрабатывать и оформлять полученные полевые материалы
- научатся проводить исследования и опыты
- получат навыки экологического познания, анализа и сопоставления источников с полевыми материалами
- овладеют умениями самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации
- научатся бережно относиться к природе
- будут воспринимать себя как человека и гражданина.

В результате 1 года обучения учащиеся будут знать:
 задачи экологии, экологические факторы, среды жизни;
 влияние деятельности человека на окружающую среду;
 факторы, вызывающие изменения численности видов;
 правила поведения во время экскурсий;
2 года обучения:
 мероприятия по охране природы;
 типы взаимодействия организмов;
 опасные растения и грибы нашего края;
3 года обучения:
 характеристику сообществ, экосистемы, основные трофические группы, цепи питания;
 рациональное использование природных ресурсов;  глобальные и региональные экологические проблемы;  правила тушения костров.
Обучающиеся будут уметь: 1 год обучения:  наблюдать за растениями и животными в природе  вести фенологические наблюдения;  наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных;  определять уровень загрязненности воздуха, воды;  охранять природные объекты от разрушения;
2 и 3 годы обучения:  проводить экологический мониторинг и дать оценку состояния среды;  вести научно – исследовательскую работу, составлять презентации;  проводить эксперимент;  собирать и заготавливать лекарственные растения;  выступать с конкретными природоохранными мероприятиями;  работать со справочниками и источниками;  правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;  участвовать в природоохранных акциях.
Формы подведения итогов реализации программы:  выставки поделок из природных материалов;  фотовыставки;  научно-практические конференции;  соревнования, КВН;  выставки планшетов;
 демонстрация презентаций, экологических представлений;  участие в конкурсах.






 




























Учебно-тематический план:
1 год обучения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика

1.
Введение
2
1
1

2.
Охрана природы
12
9
3


Предмет экологии
2
2
-


Задачи экологии
2
2
-


Взаимосвязь экологии с другими науками
2
2
-


Взаимоотношения организмов
2
2
-


Методы экологических исследований. Полевые лабораторные исследования
2
-
2


Современные проблемы охраны окружающей среды
2
1
1

3.
Сообщества. Экосистема
34
11
23


Биогеоценозы
6
-
6


Биосфера
2
2
-


Микроорганизмы
2
2
-


Растения
8
2
6


Животные
8
2
6


Грибы
4
2
2


Приспособления организмов
4
1
3

4.
Среды жизни на Земле
24
13
11


Взаимосвязь живой и неживой природы
2
1
1


Среда жизни: вода
4
2
2


Среда жизни: воздух
2
1
1


Среда жизни: почва
2
1
1


Организмы водной среды
4
2
2


Организмы наземно-воздушной среды
4
2
2


Организмы почвенной среды
4
2
2


Человек – часть природы
2
2
-

5.
Растительные сообщества
26
7
19


Биогеоценоз березового леса.
2
1
1


Растительность - важнейший ресурс
2
2
-


Рациональное использование лесных ресурсов
2
1
1


Охрана и воспроизводство растительности
2
1
1


Виды растений занесенных в Красную книгу России
2
-
2


Виды растений занесенных в Красную книгу Пермского края
2
-
2


Определение растительного сообщества, видового состава
4
2
2


Видовой состав растительности окрестности с.Пыскор
6
-
6


Состав лесного массива с.Пыскор
2
-
2


Агробиоценоз
2
-
2

6.
Вода – как абиотический фактор
14
1
13


Рациональное использование водных ресурсов
2
1
1


Охрана вод
4
-
4


Водоем как экологическая система
4
-
4


Биоценоз пресного водоема
4
-
4

7.
Температура как абиотический фактор
4
1
3


Наблюдения за погодой
4
1
3

8.
Антропогенные факторы
10
1
9


Рациональное природопользование
10
1
9

9.
Организм и среда
14
3
11


Химическое и биологическое загрязнение среды
4
1
3


Спецотходы у нас дома
4
1
3


Человек друг природы
6
1
5

10.
Итоговое занятие
4

4

Всего:

144
47
97




Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии
Что изучает экология? Содержание, предмет и задачи экологии. Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.
Основные формы организации жизни.
Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами  воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.


Растительность как биотический фактор.
Растительные сообщества. Биогеоценоз. Цепи питания. Виды растений, внесенных в Красную книгу России и Московской области. Практическая работа: мониторинговые наблюдения за состоянием растений

Вода как абиотический фактор.
самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема. Практическая работа: ознакомление с водными объектами в городе, мониторинговые наблюдения за состоянием питьевой воды из разных источников.
Температура как абиотический фактор.
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного  излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие. Наблюдения за погодой.
Эндогенные факторы.
Кислород – важный компонент жизни живых организмов. Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Практическая работа: отбор почв.
Биотические взаимоотношения в биоценозе.
Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. . Зачем в природе нужны хищники?. Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм.
Антропогенные  факторы.
Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района.

Организм и среда.
Химическое и биологическое загрязнение  среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спец. отходы у нас дома. Человек должен стать другом природы.
Итоговое занятие.
Обобщающее занятие в конце учебного года. Вопросы и ответы.








Учебно-тематический план
2 год обучения.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика


Вводное занятие.
2
2
-


Экологическая работа учащихся по летним заданиям
16
4
12

1.
Водные объекты г. Москва.
4
1
3

2.
Мониторинг растений.
4
1
3

3.
Лекарственные растения
4
1
3

4.
Геология Москвы.
4
1
3

3.
Умей передать свои знания другим
6
2
4

1.
Правила поведения в природе
2
1
1

2.
Составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых
4
1
3

4.
Способы охраны природы
20
11
9

1.
Необходимость создания охраняемых объектов.
4
2
2

2.
Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы
4
4
-

3.
Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных
4
2
2

4.
Охраняемые объекты природы Москвы.
4
2
2

5.
Создание экологической тропы
4
1
3

5.
Окружающая среда и здоровье человека
10
8
2

1.
Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека.
2
2
-

2.
Влияние шума на здоровье человека.
2
2
-

3.
Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека.
4
2
2

4.
Приспособленность человека к окружающей среде
2
2
-

6.
Организмы и среда их обитания 
10
6
4

1.
Исследование окружающей среды, его этапы
4
1
3

2.
Соответствие между организмами и средой их обитания;
2
2
-

3.
Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша. 
2
2
-

4.
Антропогенный фактор.
2
1
1

7.
Экология популяций.
13
11
2

1.
Популяции - структурные основные элементы живой природы.
2
2
-

2.
Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них.
2
2
-

3.
Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.
2
2
-

4.
Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений
2
2
-

5.
Паразитизм и болезни.
2
2
-

6.
Ядовитые растения и животные нашей местности
3
1
2

8.
Структура и границы биосферы
25
19
6

1.
Антропогенное воздействие на биосферу
2
2
-

2.
Современное состояние природной среды.
2
2
-

3.
Загрязнение природной среды и его основные виды.
2
2
-

4.
Экологические проблемы биосферы.
2
2
-

5.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.
2
2
-

6.
Структура сообщества.
2
2
-

7.
Пищевые связи в биогеоценозе.
2
2
-

8.
Продуктивность сообщества.
2
2
-

9.
Ярусность. Искусственные биогеоценозы.
3
1
2

10.
Круговорот веществ в экосистеме.
2
1
1

11.
Природа - аптека.
4
1
3

9.
Словарь юного эколога
2
-
2

1.
Составление кодекса юного эколога
2
-
2

10.
Этноэкология
2
-
2

11.
Весенняя полевая практика
4
10
4

1.
Подготовка материалов и оборудования для полевых исследований
2
-
-

2.
Полевая практика
10
-
10

3.
Подведение итогов, оформление отчетов
4
4
-

Всего:

144
75
69




Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.
Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.
Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Водные объекты. Мониторинг растений. Лекарственные растения. Почвенные ресурсы. Беседы о времени летнего отдыха.
Учимся передавать свои знания другим
Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
 Способы охраны природы.
Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Пермского края. Создание экологической тропы.  Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.
Окружающая среда и здоровье человека.
Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде.
Экологические взаимоотношения организмов.
Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений Организмы и среда их обитания.  Соответствие между организмами и средой их обитания; Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.  Антропогенный фактор. Исследование окружающей среды, его этапы. Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности
Экология популяций.
Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них.  Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.
Структура и границы биосферы.
Структура и границы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды. Экологические проблемы биосферы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Ярусность. Искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ в экосистеме. Природа - аптека.

 Словарь юного эколога.
Ребята  записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения. Составление кодекса юного эколога
Этноэкология.
Этноэкологические традиции народов нашего региона.
Полевая практика.
Комплексное экологическое исследование местности на ООПТ Москвы. Обработка собранного материала,











Учебно-тематический план
3 год обучения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
2
2
-

2.
Экологическая работа учащихся по летним заданиям
24
2
22

3.
Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.
16
6
8


Метеорологические явления по сезонам года.
18
4
14


Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.
8
2
6


Обработка результатов метеорологических наблюдений.
8
4
4

4.
Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование.
16
8
8


Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы.
8
6
4

5.
Особенности географического положения и природы своего края.
14
10
4


Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.
16
6
10


Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.
14
10
4


Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.
8
8
-


Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.
8
6
2


Источники загрязнения атмосферного воздуха.
10
8
2


Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.
18
6
12


Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.
14
8
6


Обобщающее занятие.
2
2




Содержание программы третьего года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.
Экологическая работа учащихся  по летним заданиям.
Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Беседы о времени летнего отдыха.
Изучение климата.
Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Особенности рельефа своей местности.
Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.
Особенности географического положения и природы своего края.
Топонимика. Изучение истории, культуры, своего края. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.
Биосфера.
Биосфера, границы биосферы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.








Литература:
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда М., Просвещение 1996.
Беляев Д.К. Общая биология учебник 10-11кл. М.,Просвещение1991.
Второв П.П. Определитель птиц фауны СССР М., Просвещение1980.
Губанов И.А. Дикорастущие растения СССР: справочник – определитель М., «Мысль» 1976.
Гладков Н.А. Охрана природы М., Просвещение 1975.
Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе М.,Просвещение 1984.
Крикунов Е.А. Экология 9 кл «Дрофа» 1995.
Козлова М.А. Животные Учебник 7-8кл М., Просвещение 1993.
Кузнецов В.Н. Экология России М., АО «МДС».
Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР М.. Просвещение 1976.
Миркин Экология России.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М., Просвещение 1991.
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых М., Топикал 1994.
Чернова Н.М. Основы экологии М., Просвещение 1997.
Учителю экологии Приложение к журналу «Биология в школе» №7,8 2000, №3-8 2002, №8 2004, №7 2005.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415