Рабочая программа экологического клуба Почемучка


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1 »
Бахчисарайского района Республики Крым




Рассмотрено
Руководитель ШМО
____________ Ю.В.Уварова
Протокол № ______
от «___»_________ 2015 г.
Согласовано
Заместитель директора
Школы по УВР
___________ Т.В.Голдаева
от «___»_________ 2015 г.
Утверждаю
Директор МКОУ
«Вилинская СОШ №1»
_____________ Л.Н.Зусько

Приказ №________
от «___»_________ 2015 г.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ
«ПОЧЕМУЧКА»
1-А,Б,В класс

Базовый уровень



Учитель: Джелилева Э.С.




















2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Экологический клуб «Почемучка » разработана на основе следующих нормативных документов:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МКОУ «Вилинская СОШ №1»;
-требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программы МКОУ «Вилинская СОШ №1».
Данная программа реализуется в 2015-2016 учебном году в соответствии с учебным планом МКОУ «Вилинская СОШ №1», в котором на изучение курса в 1 классе отводится 1час в неделю, 33 часа в год соответственно.

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
экологическое мышление,
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа дополнительного образования «В мире экологии» имеет социальную направленность и является составной частью образования учащихся 1-ых классов.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
Воспитывать потребность в общении с природой.
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Социальные:
Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
Формировать здоровый образ жизни.
Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Организационно-педагогические основы обучения:
Набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей. Срок реализации: 1 год.
Основные виды деятельности детей:
Учебное занятие.
Практическая работа.
Игра.
Творческая работа.
Выставки.

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях .
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

Содержание программы
Курс программы состоит из 9 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На эти
·х занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.
6 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
7 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
8 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
9 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Тематическое планирование разделов.
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия




теоретических
практических

1
Введение в экологию
7
5
2

2
Молчаливые соседи
4
2
2

3
Пернатые друзья
4
2
2

4
О чем шепчут деревья
5
2
3

5
Загадки животного мира
2
2
-

6
Оранжерея на окне
4
2
2

7
Человек – часть живой природы
5
2
3

8
Охрана природы
1
1
-

9
Досуговые мероприятия
1
-
1

 
ИТОГО:
33
18
15


Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
табло достижений;
открытые занятия в игровой форме;
участие в массовой внеучебной деятельности;
разработка памятки «Юный эколог».

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год.


п/п
Дата
Наименование раздела Тема
Формы и темы контроля
Практическая часть
Примечание


план
факт





Введение в экологию

1
1-В
01.09
1-Б
02.09
1-А
03.09

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?




2
1-В
08.09
1-Б
09.09
1-А
10.09

Веселое путешествие в природу




3
1-В
15.09
1-Б
16.09
1-А
17.09

Пр.зан. Творческая мастерская




4
1-В
22.09
1-Б
23.09
1-А
24.09

С любовью к природе.





5
1-В
29.09
1-Б
30.09
1-А
01.10

Наша планета.





6
1-В
06.10
1-Б
07.10
1-А
08.10

Отношение человека к природе




7
1-В
13.10
1-Б
14.10
1-А
15.10

Экологическая безопасность.




Молчаливые соседи

8

1-В
20.10
1-Б
21.10
1-А
22.10

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?




9
1-В
03.11
1-Б
04.11
1-А
05.11

Породы собак.





10
1-В
10.11
1-Б
11.11
1-А
12.11

Породы кошек.






11
1-В
17.11
1-Б
18.11
1-А
19.11

Чем питаются домашние животные? Как ухаживать за своим питомцем?




Пернатые друзья

12
1-В
24.11
1-Б
25.11
1-А
26.11

Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».




13
1-В
01.12
1-Б
02.12
1-А
03.12

Перелетные птицы.





14
1-В
08.12
1-Б
09.12
1-А
10.12

Экологическая акция «Поможем птицам!» Прогулка в парк




15
1-В
15.12
1-Б
16.12
1-А
17.12

Художественное слово о птицах




О чем шепчут деревья

16
1-В
22.12
1-Б
23.12
1-А
24.12

Этажи леса.




17
1-В
12.01
1-Б
13.01
1-А
14.01

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем




18
1-В
19.01
1-Б
20.01
1-А
21.01

Сезонные изменения у растений.




19
1-В
26.01
1-Б
27.01
1-А
28.01

Мы – художники.




20
1-В
02.02
1-Б
03.02
1-А
04.02

Загадки леса





Загадки животного мира

21
1-В
16.02
1-Б
17.02
1-А
18.02

Зимовье зверей






22
1-В
23.02
1-Б
24.02
1-А
25.02

Любопытные факты о живой природе




Оранжерея на окне

23
1-В
01.03
1-Б
02.03
1-А
04.03

Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники




24
1-В
08.03
1-Б
09.03
1-А
10.03

Любители света и тени, влаги и тепла.




25
1-В
15.03
1-Б
16.03
1-А
17.03

Аптека на окне




26
1-В
22.03
1-Б
23.03
1-А
24.03

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»




Человек – часть живой природы

27
1-В
05.04
1-Б
06.04
1-А
07.04

Люди разные нужны, люди всякие важны.




28
1-В
12.04
1-Б
13.04
1-А
14.04

Выращивание лука в домашних условиях.




29
1-В
19.04
1-Б
20.04
1-А
21.04

Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»




30
1-В
26.04
1-Б
27.04
1-А
28.04

Человек! Будь природе другом!




31
1-В
03.05
1-Б
04.05
1-А
05.05

Вредные привычки.




Охрана природы.

32
1-В
10.05
1-Б
11.05
1-А
12.05

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.




Досуговые мероприятия

33
1-В
17.05
1-Б
18.05
1-А
19.05

Посвящение в экологи.
Праздник друзей природы





Критерии оценивания знаний обучающихся

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Методическая литература
Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997,
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №“100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999

Описание материально-технической базы
Материально-технические средства.
доска с магнитной поверхностью;
ученические двухместные столы, стол учительский.

Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии













13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14615










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14715








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315