Дополнительная общеобразовательная программа эко-клуба Росток


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Утверждаю:
на заседании Директор школы
педагогического совета ___________ И.М. Барышникова
Протокол № 6 Приказ № 367
от « 28» августа 2015 г. от «28 » августа 2015 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Эко-клуб «Росток»
Для детей 11-15 лет, 1 год обучения


Педагог дополнительного образования
Щепина Жанна Владимировна




с.Турочак, 2015 г

ПАСПОРТ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
эко – клуба «Росток»
Наименование программы
Росток

Составитель
программы
Щепина Жанна Владимировна, педагог дополнительного образования

Рецензент
Хабарова Юлия Юрьевна, педагог-организатор МОУ «Турочакская СОШ»
Кремзер Ольга Николаевна, главный специалист Управления образования администрации МО «Турочакский район»

Организация - исполнитель
МОУ «Турочакская СОШ»

Адрес организации - исполнителя
Республика Алтай, Турочакский район, с.Турочак, ул.Рабочая, 31
контактный телефон: 8-962-582-8883

География
с. Турочак

Целевые группы
возрастной уровень 11-15 лет

Цель программы
формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся

Направление
экология

Вид программы
модифицированная

Уровень усвоения
общекультурный

Способ освоения
репродуктивный, креативный

Срок реализации
1(один) год

Краткое содержание
программы
Программа составлена с учетом научно-познавательного аспекта, который способствует развитию интереса обучающихся к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира. Программа содержит материалы, раскрывающие свойства предметов и явлений, их многообразие, связь между ними. Она раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Особая роль отводится в программе практической деятельности воспитанников, так как она играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем теория.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Росток» имеет экологическую направленность.
Основным приоритетным направлением данной программы являются – расширение и углубление знаний о природе; формирование умения оценивать состояние окружающей среды и развития умения реальной природоохранной деятельности.


Новизна
Программа построена с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей и включает как теоретические занятия, так и выполнение практических заданий. Планирование составлено таким образом, что предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке к проведению массовых мероприятий: «Сохраним леса Алтая», «Посади дерево», «Чистый двор», «Вода России», «Сохраним первоцветы», «День птиц» и т.д., а также участие в школьных, районных, региональных экологических конкурсах.
Таким образом, новизна программы заключается в принципе личностно - ориентированного образования, в центре внимания которого - личность ребенка, реализующего свои возможности. А так же, в том, что учебный материал выстроен в соответствии с экологическим календарем (Приложение 1,2) .









Актуальность
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации экологического кружка, так как биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического творческого объединения, которое позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Работа экологического творческого объединения наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Данная программа ориентирована на обучение в творческом объединении учащихся с 11 до 15 лет. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).



Педагогическая целесообразность
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Педагогическая целесообразность реализации  данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их  дальнейшей самостоятельной творческой жизни.

ЦЕЛЬ: формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся;      
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Выявить обучающихся склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
Расширить экологические знания, приобщить к природоохранной деятельности;
Обучить приемам самостоятельной работы с литературой и
интернет-ресурсами в данной области;

Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, творческой активности и коммуникативных способностей;
Развивать навыки учебно-исследовательской деятельности;
       
Воспитательные:
      воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережливость;
побуждать к самостоятельному выбору решения;
формировать упорство в достижении желаемого результата.

Отличительная особенность данной образовательной программы.
Программа эко – клуба «Росток» является модифицированной. В создании данной программы использовались материалы и опыт работы педагога дополнительного образования МКУ ДОД «Центр детского развития творчества и досуга г. Орловска» Ахтамьяновой Людмилой Михайловной, а также личный опыт работы педагога данной образовательной программы.



Отличительной особенностью образовательной программы «Росток» является использование нестандартных форм работы (особое внимание уделено проектной деятельности, воспитательной работе и совместной деятельности обучающихся и родителей).
Возраст детей
Данная программа разработана для обучающихся 5-9 классов, 11-15 лет, и рассчитана для всех желающих.
Сроки реализации
1 год обучения (34 часа).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 учебному часу.
Наполняемость группы: 10-15 человек.
Программа предусматривает различные формы организации детей на занятии (фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, совместная образовательная деятельность обучающихся и родителей); формы проведения занятий (беседа, выставка, защита проектов, комбинированное занятие, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, и др.)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу года обучения учащиеся должны
Знать: – основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
- что такое экология; – морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.
уметь:
– определять значимость экологических проблем; – характеризовать и анализировать экологические проблемы; – работать с различными источниками информации; – высказывать собственные суждения по проблеме; – изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.
Формы и способы проверки результата: отзывы детей и родителей, наблюдение педагога, защита проектов, открытое занятие.

Результатом реализации данной образовательной программы является пополнение портфолио обучающихся по результатам участия в конкурсах разных уровней, а также выставки детских работ (школьные, районные, республиканские), участие в экологических проектах и акциях.

Ведущая идея данной программы - показать детям, что рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознанно отказались от лозунга "Человек - царь природы" и поняли, что он лишь его малая частица.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование тем
Домашнее задание
Количество часов




теория
практика
всего

Сентябрь





1
Вводное занятие. «Путешествие в Царство природы»

1

1

2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
«Они нуждаются в охране»

1

1

3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -   Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Акция «Чистый двор»
Совместно с родителями очистить участок вблизи своего дома. Фотоотчет.
1
1
2

4
Экскурсия на Камень Любви
Сделать описание фотографии сделанной на экскурсии.

1
1

Октябрь





5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день защиты животных
Видеоролик «Ребятам о зверятах»
Принять участие в фотоконкурсе «Мой домашний друг»
1

1

6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день охраны мест обитания
Мультимедийный урок - путешествие «Я познаю мир»

1

1

7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный День Черного моря
«Красоты Крыма»
«Расскажем Крыму об Алтае». Составить список пяти достопримечательностей Республики.
1

1

Ноябрь




8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День вторичной переработки
Выставка поделок из вторичного сырья.
Изготовить поделку из втор.сырья.
1
1
2

9
Доклады «Красная книга Республики Алтай»
Нарисовать рисунок растения или животного, который является символом Турочакского района
2

2

10
Акция «Посади дерево» (посадка желудей)


1
1

Декабрь




11
«Как зимуют птицы и звери»
Создать совместно с родителями презентацию «Пернатые друзья»


1

1

12
Операция «Ёлочка»
Совместное изготовление агитационных буклетов.


1
1

13
«Косолапый обитатель тайги»
Просмотр фильма «Медведь»

1

1

14
Викторина «Знатоки природы»

1

1

Январь




15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день заповедников
Просмотр фильма «Алтайский государственный заповедник»
Принять участие в акции «Сказки алтайской тайги»
1

1

16
«Путешествие по заповеднику»
Доклады (Достопримечательности Алтайского государственного заповедника)


1
1

17
«Барс – житель гор»
Принять участие в экологическом форуме «Зелёная планета»
1

1

Февраль




18
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день водно-болотных угодий

Принять участие в экологической акции «Источник»
1

1

19
Фотовыставка
«Красавица зима»
Оформление уголка эко-клуба
Принять участие в конкурсе фотографий на заданную тему

1
1

20
Конкурс стихов «Экологические очерки»
Подготовить и выучить стихотворение на конкурс «Экологические очерки»

1
1

Март




21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день кошек «Четвероногие друзья»

1

1

22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- День Земли «Наша планета Земля»
Принять участие в акции «Час Земли», написав рассказ на тему: «Для чего нужен человечеству Час Земли?»
1

1

23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Международный день леса
Акция «Сбережем лес от пожара»
Изготовить совместно с родителями агитационные плакаты на тему «Сбережем лес от пожара», для участия в акции.
1
1
2

Апрель




24
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день птиц
Принять участие в экологической акции «День птиц»
1

1

25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день охраны здоровья

Приготовить рассказы
«Мои хорошие привычки»
1

1

26
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Марш парков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всемирный день Земли
Акция «Чистый двор»


1
1

Май




27
Акция
«От благодарных потомков!»

1
1
2

28
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день климата
Принять участие в конкурсе частушек про погоду
1

1

29
Обобщающее занятие, подведение итогов года

1

1


Итого:



34


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение – 1 час.
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.


Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.
Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики.
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
Проектная деятельность – 8 часа.
Зимние красоты – 2 часа.
Наша планета Земля – 4 часа.
Мы дети нашей планеты- 5 часов.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программа предусматривает постепенное вовлечение детей в многообразную трудовую деятельность – от простого к сложному. На занятии важно, чтобы все дети были охвачены трудом, чтобы у всех сохранился интерес к работе, постижению нового, важно учить оригинально мыслить, удивляться, радоваться окружающему миру, успехам.
В процессе работы с детьми по данной программе важно поддерживать интерес к труду, творчеству, нацеливать на успех и идти к нему.
Формы организации детей на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, совместная образовательная деятельность обучающихся и родителей.
Формы проведения занятий: беседа, выставка, защита проектов, комбинированное занятие, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, и др.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, творческие (креативные); игры, диалог, беседа, рассказ, объяснение нового материала, работа с литературой, интернет – ресурсами, экологические акции, презентация, работа по образцу, творческая работа, мастер-класс, творческий проект.
С точки зрения участия обучающихся в образовательном процессе программа предусматривает активные и интерактивные методы обучения.
Занятия включают здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное образование, метод обучение в сотрудничестве, метод проектов, дифференцированный подход и использование ИКТ.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
При объяснении теоретического материала используются иллюстрации, карточки, кино- и диафильмы.
     При проведении практических занятий сначала проводится инструктаж по ТБ и проведению работы, а затем самостоятельно, но под контролем педагога выполняют задание. В конце занятия подводятся итоги.
В работе используются различные формы занятий: рассказ, беседа, игра, конкурсно - игровые программы, подвижные игры, массовые мероприятия выставки и др. Проводятся экскурсии в природу, в краеведческий музей.
   Для успешного проведения занятий используется следующий дидактический материал:

-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-влажные препараты,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-гербарии,
-различный занимательный материал,
-конкурсно – игровые программы и интеллектуально – познавательные игры.
По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры.

Вид и формы контроля: промежуточный (самостоятельная работа), итоговый (презентация творческих работ, защита проектов, открытое занятие, коллективный анализ работ, самоанализ).
Форма предъявления результатов: выставки, участие в конкурсах.

















5. Список литературы
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007. – 224с.
Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 175с.
Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам / авт. – сост. Г.И.Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 156с.
Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256с.
Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
Предметные олимпиады. 4 класс / авт. – сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 151с.Соловьев А.Н. Сокровища Вятской природы. – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отделение, 1986. – 156с.
Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 – 160с.

Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день заповедников  

Февраль

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день водно-болотных угодий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-  День сурка (США) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день защиты морских млекопитающих  (День кита)

Март

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день кошек [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Международный день  действий против  плотин [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- День Земли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Международный день леса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]– Международный день Балтийского моря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день водных ресурсов (День воды) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный метеорологический день

Апрель

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день птиц [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день охраны здоровья [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-  День экологических знаний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Дни защиты окружающей среды  от экологической опасности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Марш парков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всемирный день Земли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всемирный день защиты лабораторных животных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- День борьбы за права человека  от химической опасности (День  химической  безопасности)

Май

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Весенняя декада наблюдений птиц [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] День Солнца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день климата [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -   Единые дни действий  в защиту малых рек  и водоемов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Европейский день парков
25 мая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день памяти жертв СПИДа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всемирный день без табака  

Июнь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день охраны окружающей среды [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День эколога [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день океанов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День создания юннатского движения в России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день по борьбе  с опустыниванием и засухой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день рыболовства

Июль

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день народонаселения

Август

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Всемирный день борьбы за запрещение  ядерного оружия (День Хиросимы) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день бездомных животных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Лошадиный праздник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – День Байкала

Сентябрь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День рождения Гринпис [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день охраны  озонового слоя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -  День без автомобилей, Европейский день пешеходов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  -  Международный день туризма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день журавля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- День работников леса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -   Всемирная акция «Очистим планету от мусора» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –  Всемирный день моря



Октябрь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Международные дни наблюдения птиц [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день защиты животных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. – Всемирный союз охраны природы) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Всемирный день охраны мест обитания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всемирный день продовольствия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный День Черного моря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий


Ноябрь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День антиядерных акций [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - День вторичной переработки

Декабрь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Всемирный день борьбы со СПИДом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день борьбы с пестицидами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Международный день акций за принятие Декларации прав животных


История возникновения эко-дней
Приложение 2
2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
В этот день в 1971 г. в г. Рамсаре (Иран) была подписана “Конвенция о водно-болотных угодьях (ВБУ), имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц”.

22 марта - Всемирный день воды

Генеральная Ассамблея объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов (резолюция 47/193 от 22 декабря 1992 года). Целью проведения этого Дня является повышение осведомленности о том, в какой степени освоение водных ресурсов способствует повышению уровня продуктивности экономики и социального благосостояния.

1 апреля - Международный день птиц

1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция об охране птиц. В этот день в садах и парках школьники и любители птиц вешают кормушки и скворечники. В этот день жители разных стран считают своим долгом обновить или построить заново скворечники и подготовиться, таким образом, к прилету птиц.

18-22 апреля - Марш Парков 22 апреля - День Земли

Марш парков - Международный праздник особо охраняемых природных территорий: национальных парков, заповедников, заказников и памятников природы. Акция Марш Парков ("March for Parks") приурочена ко Дню Земли (22 апреля) и ежегодно проводится в апреле во многих странах мира. История празднования Дня Земли начинается с сороковых годов XIX века. В то время будущий основатель движения Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. Территория представляла собой бескрайние прерии с одиноко стоящими кое-где деревьями. Казалось, судьба этих одиноких деревьев предрешена: они должны были пойти на строительство домов и дрова. Понимая, что и этим немногим сохранившимся деревьям грозит уничтожение, Дж.Ст.Мортон сразу же развернул кампанию по пропаганде посадки деревьев, при этом он сам и его жена занялись посадками. А в 1872 г. на заседании Управления сельского хозяйства штата Дж.Мортон, будучи уже в должности секретаря территории Небраска, внес предложение назначить в году день, посвященный озеленению окружающей территории. Предложение Дж.Мортона было одобрено и получило широкую поддержку жителей штата: в первый День Дерева было высажено около миллиона деревьев. В 1882 г. День Дерева был объявлен правительством Небраска официальным праздником штата, дата его приходилась на 22 апреля. В 20 веке приоритеты в праздновании этого праздника несколько изменились. Так, с 1970 г. деятельность, главным образом, заключается в пропаганде значимости окружающей среды, сохранения ее в первозданном виде, объяснении населению о продолжающемся разрушении окружающей природы, истощении природных ресурсов планеты. В связи с этим праздник назвали День Земли, и это была новая страница в его истории. В 90-х годах праздник вновь сменил свое название - Марш Парков ("March for Parks"). Причиной тому - новое значение, которое он приобрел. С 1990 г. основной темой празднования Дня Земли в США стали национальные парки. В этот день проводятся не только просветительские мероприятия (выставки, лекции, беседы), но и сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий.
Что такое «МАРШ ПАРКОВ»?
«Марш Парков» – международный праздник, цель которого – привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды, сохранению уникальных природных ландшафтов, комплексов и объектов. Впервые «Марш Парков» был проведён в Соединённых Штатах Америки в 1990 году по инициативе Ассоциации национальных парков и охраны природы США. Сейчас в этой стране он стал массовым мероприятием, в котором ежегодно принимает участие более 1 миллиона человек. В 1995 году «Марш Парков» впервые состоялся на территории бывшего Советского Союза. 20 заповедников и национальных парков выступили организаторами этого мероприятия в различных регионах Российской Федерации, а общее количество участников составило свыше 5 000 человек. В 1996 году география «Марша Парков» расширилась – локальные мероприятия проводились более чем в 120 местах, а количество людей всех возрастов и различных занятий – от школьников, студентов и учащихся до журналистов, представителей административных властей и предпринимателей, принявших в них участие, превысило 70–100 тысяч. В этот год к празднованию «Марша Парков» присоединились Украина и Туркменистан. Беларуские заповедники и национальные парки, совместно с особо охраняемыми территориями Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии впервые участвовали в «Марше Парков» в 1997 году. Среди мероприятий локальных Маршей были экологические десанты, специальные природоохранные акции, научно-практические конференции, круглые столы с представителями государственных структур, школьные уроки и лекции, фестивали, проводилась эколого-просветительская работа, осуществлялся сбор средств на поддержку основной деятельности заповедных территорий. Прошла волна публикаций в прессе, выступлений на телевидении и радио, посвящённых проблемам заповедного дела. Положительным результатом «Маршей Парков 95–98» стало возросшее внимание общественности, властей, средств массовой информации и бизнеса к проблемам заповедников и национальных парков и оказанная им реальная практическая помощь. Основателем Дня Земли считается Гейлорд Нельсон, сенатор от штата Висконсин. День Земли был важным событием, внесшим большие изменения в политическую жизнь страны. Около двадцати миллионов человек приняли участие в проведении Дня Земли, призывая власти к решению экологических проблем. День Земли 2000 стал юбилейным 30-летним праздником и еще более грандиозным событием, которое существенно повысило уровень экологического образования простых людей и проложило путь к важным преобразованиям на местном, национальном и международном уровне. В кампании “День Земли 2000” приняли участие более 4500 организаций из 186 стран мира! Обычно День Земли празднуется 22 апреля. Но многие отмечают также Неделю Земли или Месяц Земли. На самом деле, каждый день должен стать Днем Земли! Вот уже более 30 лет во многих странах отмечается День Земли. И если в праздновании первого Дня Земли в 1970 году приняло участие 20 миллионов человек, то спустя 20 лет их число возросло в десять раз.

22 мая - Международный день биологического разнообразия

20 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея провозгласила 22 мая, день принятия Конвенции о биологическом разнообразии, Международным днем биологического разнообразия (резолюция 55/201). Ранее этот День отмечался 29 декабря (резолюция 49/119 от 19 декабря 1994 года). В 2000 году Конференция участников Конвенции на ее пятом заседании рекомендовала изменить эту дату, чтобы привлечь больше внимания к этому мероприятию.

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды

В 1992 году в Рио-де-Жанейро международное сообщество добилось огромного успеха в развитии концепции охраны окружающей среды. Родилась надежда, что никогда в будущем решение вопросов охраны окружающей среды не будет рассматриваться как роскошь или откладываться на потом. Напротив, они должны были войти в группу центральных вопросов, учитываемых при формировании политики, наряду с проблемами экономического и социального развития. Предполагалось оказывать помощь развивающимся странам в их переходе на более адекватный с точки зрения охраны окружающей среды путь развития и модернизации, чем тот, которым следовали развитые страны. Нам навряд ли удастся сохранить окружающую среду без более глубокого понимания взаимной ответственности, тем более сейчас, в эпоху взаимозависимости, когда негативные последствия деятельности некоторых обществ для окружающей среды значительно сильнее, чем результаты воздействия других. В резолюции 2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который будет проводиться в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается 17 июня, был провозглашен Генеральной Ассамблеей в 1994 году. В том же году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием. Государствам предлагалось посвящать Всемирный день повышению информированности о необходимости международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием и последствиями засухи и о ходе осуществления Конвенции по борьбе с опустыниванием. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой отмечается и сегодня. Опустынивание - глобальная экологическая и социальноо-экономическая проблема. В связи с этим при ООН с 1994 года действует международная Конвенция по борьбе с опустыниванием, которую подписали более 170 государств.

11 июля - Всемирный день народонаселения

В 1989 году Совет управляющих Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рекомендовал отмечать 11 июля как Всемирный день народонаселения. Ведя отсчет с 11 июля 1987 года, когда численность населения в мире превысила 5 миллиардов человек, этот День имеет целью заострить внимание на неотложности и важности вопросов народонаселения, в частности в контексте планов и программ общего развития и необходимости поиска решений этих вопросов. В 2001 году численность населения Земли составила 6.1 миллиардов человек и будет продолжать возрастать более чем на 77 миллионов человек в год, по крайней мере, в течение следующего десятилетия. По оценкам Организации Объединенных Наций, в 2050 году численность населения Земли составит от 7,9 миллиарда до 10,9 миллиарда человек, причем наиболее вероятным прогнозом является 9,3 миллиарда человек.

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя

В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой в 1987 году. Государствам предлагалось посвятить этот день пропаганде деятельности в соответствии с задачами и целями, изложенными в Монреальском протоколе и поправках к нему. Озоновый слой, этот тонкий газовый щит, защищает Землю от губительного воздействия определенной доли солнечной радиации, способствуя тем самым сохранению жизни на планете. Проблема сохранения озонового слоя, защищающего все живое на Земле от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения, относится к числу первостепенных для всех стран мира. Девиз Международного дня охраны озонового слоя: "Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой". Защита стратосферного озонового слоя явилась важной международной инициативой, задачи которой были отражены в Венской конвенции "Об охране озонового слоя" и затем реализованы в Монреальском протоколе по веществам, разрушающим озоновый слой. Протоколом определены меры, обязывающие участников ограничить, а затем полностью прекратить производство и потребление отдельных видов озоноразрушающих веществ. Сегодня к Венской конвенции присоединилось уже 173 государства.

29 сентября - Всемирный день моря

С 1978 года Международная морская организация (ММО) отмечает Всемирный день моря. Точная дата его устанавливается для каждого государства-члена ММО правительствами этих стран. В России - это 29 сентября. В этот день внимание общественности привлекается к проблемам судоходства и охраны морской среды. Всемирный День моря отмечается с 1978 г. по решению Х сессии Ассамблеи Межправительственной морской организации (ИМО), состоявшейся в ноябре 1977 г. До 1980 г. отмечался 17 марта. В настоящее время он отмечается в последнюю неделю сентября. Это один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Достаточно часто общественные организации отмечают этот праздник уборкой публичных пляжей, а также митингами и шествиями в защиту морей.

4 октября - Всемирный день защиты животных

В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных. Первый Всемирный день защиты животных прошел в 1983, чтобы напомнить людям о страданиях миллионов животных, погибающих на фермах и скотобойнях. Дата 4 октября - это день рождения Махатма Ганди. Он был одним из первых, кто встал на защиту животных и много сделал, чтобы сельское хозяйство велось гуманными способами. В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных. Всемирный день животных на протяжении 70 лет, по традиции, отмечается 4 октября. Решение о праздновании Международного дня животных в 1931 году приняли участники Международного конгресса сторонников движения в защиту природы, проходившего во Флоренции. Дата 4 октября была выбрана не случайно - это "день ангела" и одновременно день смерти святого Франциска Ассизского /1182-1226/. Легендарный отшельник, живший в средневековой Италии, почитается не только как основатель ордена францисканцев, но и как покровитель и защитник животных. Недаром на множестве полотен Возрождения святой Франциск изображен в окружении лесных зверей и птиц. В последнее время 3 вида животных исчезают с лица Земли каждый час; 70 видов флоры и фауны планеты исчезают ежедневно; 1/4 всех видов флоры и фауны планеты перестанут существовать в ближайшее время; мы используем 70% мирового запаса рыбы, что превышает возможности его естественного восстановления; 35% всех видов морских животных бесследно исчезли с лица Земли; каждую секунду на Земле исчезают более 1,5 гектаров девственных лесов, а всего истреблено более 65% девственных лесов, являющихся место обитанием многих видов флоры и фауны; на планете ежегодно исчезают около 17 млн. гектаров леса; 34 тысячи видов растений и животных внесены в список CITES - Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения; ежегодно в мире уничтожается 36 тысяч видов диких растений; за последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на 1/3.

9 октября - Международный День Защиты от Стихийных Бедствий

9 октября на всех континентах нашей планеты отмечается Международный день защиты от стихийных бедствий. В мире стихийные бедствия каждый год уносят 250 тысяч человеческих жизней, а размер приносимого ими ущерба оценивается суммой от 50 до 100 миллиардов американских долларов. Азия – наиболее часто поражаемый стихиями континент. Это подтвердил и текущий год. На Дальнем Востоке – разрушительные тайфуны, в Китае – наводнения, в Таджикистане – селевые потоки. Стихия не минула и Узбекистан – на отдельные районы страны обрушились сели, а по некоторым рекам прошли паводки. Но уходящий год оказался в целом для нас щадящим. Это объясняется не только умеренным разгулом стихий, но и своевременной подготовкой к их встречи. Перед учеными страны поставлена задача разработать единую систему слежения за опасными природными и техногенными процессами, их прогнозирование и раннее предупреждение.

6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

5 ноября 2001 года Генеральная Ассамблея объявила 6 ноября каждого года Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов (резолюция 56/4). Принимая это решение, она учитывала, что ущерб, причиняемый окружающей среде во время вооруженных конфликтов, еще долго после их прекращения сказывается на состоянии экосистем и природных ресурсов и часто выходит за пределы национальных территорий и срок жизни одного поколения. Она также сослалась на Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, в которой была подчеркнута необходимость принимать меры по охране нашей общей окружающей среды.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




тмммм - копияђ Заголовок 215