Консультация для педагогов «Кураторство — модель постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома»

МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»





















Консультация для педагогов
«Кураторство - модель постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детского дома»





Ананьева Екатерина Владимировна,
социальный педагог
МКУ «Детский дом № 6 Огонёк» г.Прокопьевска














Прокопьевск 2016

Одной из актуальных проблем в сфере сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является успешная адаптация выпускников к новым условиям в социуме. У воспитанников возникают вопросы по выбору места учебы, проживанию в общежитии, получению денежных выплат, решению жилищных проблем. В этом им оказывает помощь социальная служба детского дома. Но, из-за увеличивающегося с каждым годом количества воспитанников, окончивших 9 классов, и выпускников до 23 лет, к ним на помощь приходят педагоги-кураторы.
Куратор - специалист, осуществляющий индивидуальное сопровождение выпускника в период постинтернатной адаптации, а также в период подготовки к выпуску из интернатного учреждения. Куратор это помощник, человек к которому можно обратиться за советом и поддержкой, не навязывающий определенного решения. Его позиция безоценочное принятие, которое дает возможность выпускнику осознать, что его понимают и поддерживают, что он имеет право на ошибки и заблуждения, также, как и куратор. Позитивный настрой, укрепление у выпускника веры в собственные возможности, «разрешение» на пробы и ошибки основа деятельности куратора.
Слово «куратор» произошло от латинского слова «curator» и указывает на того, кто наблюдает за ходом определенной работы или иным процессом. В словарях даются также следующие значения этого слова: попечитель, опекун.
Формально кураторы появились в российской системе образования в 1903 г., когда император Николай II утвердил инструкцию для кураторов Томского технологического института.
Выпускник субъект живого общения, в ходе которого куратор оказывает воздействие на позицию выпускника в направлении активизации его самостоятельных действий. Даже из самого затруднительного положения, опираясь на поддержку куратора, выпускник может найти выход. Профессионально построенное общение куратора и выпускника это залог успешной постинтернатной адаптации.
Цель деятельности куратора содействие социальной адаптации и интеграции выпускника.
Задачи куратора:
установить доверительные и равноправные отношения с подопечным;
защищать интересы выпускника;
оказывать постоянную поддержку;
создавать позитивный настрой в общении и деятельности и укреплять веру в собственные силы;
Помогать разрешать конфликтные ситуации) если таковые появляются).

В системе сопровождения выпускников интернатных учреждений одной из ключевых является особая позиция куратора.
Ее отличительные черты:
ориентация на создание с выпускником устойчивых, открытых, поддерживающих отношений, которые основываются на признании за выпускником приоритета в принятии решений, касающихся его жизни;
полная концентрация на конкретном выпускнике все действия куратора учитывают социальную ситуацию и особенности этого выпускника;
вера в возможности и силы выпускника и создание условий для их раскрытия в процессе регулярного взаимодействия;
направленность на долгосрочный эффект, предполагающий реализацию активного обучения выпускника в реальном мире.
Куратор не создает специально учебных ситуаций, он действует в повседневной жизни, обучает в конкретных жизненных ситуациях и проводит регулярный мониторинг эффективности обучения.
Наличие куратора означает, что у выпускника в предвыпускной период и во время постинтернатной адаптации появляется заинтересованный взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи.
Удовлетворение потребности выпускника во взаимопонимании и сопереживании взрослого главная функция общения. Это общение побуждается личностными мотивами. Взрослый является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами. Кроме того, взрослый это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.
Доверительные отношения между куратором и ребенком имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, ребенок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д., и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
Часто, выпускник детского дома или воспитанник, поступивший в профессиональное учебное заведение, и оказавшись в другой, незнакомой ему среде и не имея индивидуальной поддержки «теряется» и не всегда выбирает правильный путь. имеет мотивы и стимулы к развитию, его активность направлена на адаптацию и выживание, и он способен нести ответственность за свою жизнь. Границы этой ответственности варьируются от полной самостоятельности, когда выпускник является хозяином своей жизни, до высокого уровня зависимости от других.
Успех куратора во многом определяется его способностью создать в процессе общения обстановку доверия и безопасности, когда у выпускника есть возможность для самостоятельного выбора в построении собственного будущего. Куратор не родитель и не учитель. Он не читает нравоучений, не запугивает выпускника, не заигрывает с ним.
Куратор не решает проблем за выпускника. В общении и совместных делах куратор нацеливает выпускника на то, что трудные ситуации нужно уметь преодолевать самому, что любые действия имеют последствия и человек сам несет ответственность за результат. Куратор дает возможность выпускнику принять собственное решение, демонстрируя весь «веер» возможностей и последствий его выбора.
Отношения куратора и выпускника построены на основе взаимного доверия и уважения и имеют целью обучить выпускника наиболее эффективному использованию доступных ему собственных и общественных ресурсов, сохранить достигнутые результаты и подвести выпускника к независимому проживанию.

Деятельность куратора заключается в следующем:
регулярное взаимодействие с выпускником (не менее одного-двух раз в месяц);
оказание по мере необходимости социально-педагогической и психологической поддержки выпускнику;
предоставление информации по интересующим выпускника вопросам;
содействие выпускнику в повышении его самостоятельности, самооценки и уверенности в себе;
стимулирование активности самого выпускника;
содействие получению социального опыта;
помощь выпускнику в преодолении затруднений при решении жизненных проблем (в пределах своей компетенции);
осуществление мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности выпускника (в пределах своей компетенции);
ведение необходимой документации (плановой и отчетной);
координацию совместной деятельности специалистов детского дома (социальные педагоги, педагог-психолог, администрация);
взаимодействие с органами и учреждениями в целях социальной адаптации выпускника, привлечение их по мере необходимости к решению возникающих проблем;
содействие дальнейшему самоопределению выпускника, продолжению образования, трудоустройству, защите прав, соблюдению законных интересов выпускника и государственных гарантий.

Куратор может находиться в различных ролевых позициях:
помощником, наставником, вдохновителем, консультантом;
необходимым для выпускника источником знаний, умений, навыков и качеств;
представителем, защитником интересов, адвокатом, экспертом;
просто другом.

Условия эффективной деятельности куратора:
ограниченное число сопровождаемых;
включение куратора в социальную сеть выпускника;
продолжительное взаимодействие (не менее года);
взаимодействие, происходящее в реальной жизни.

Каждый куратор заводит «Тетрадь кураторства».


На первой странице находится «Личная карточка», на которой размещена вся необходимая информация о воспитаннике, его родственниках, сведения о жилье и месте обучения, телефоны и контакты, значимых для него людей.


Также в Тетрадях имеется Информационный лист, для дополнения и изменения сведений из «Личной карточки» и Лист контроля.
Информация о проделанной работе по постинтернатному сопровождению в Тетради ведется в следующих графах:



Тетради будут храниться в кабинете социальных педагогов, где их можно взять и дополнить новой информацией.
Желаю удачи!










Используемая литература:
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.
Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2003.










13PAGE 15




15