Статья Учитель XXI века: создание психологического комфорта на уроках географии.


Сагитжанова Б.Е.
учитель географии
ГУ «Средняя школа № 19»Учитель XXI века: создание психологического комфорта на уроках географии.
Чем выше уровень эмоционального комфорта на уроке,
тем больше шансов на успех в учёбе.
Л.В. ЗанковСоздание благоприятного психологического климата на уроке.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны - решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости, работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиа проектором, а также сети Интернет.
В современном понимании, наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
3. Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
На начальном этапе обучения географии это могут быть игровые задания для обобщения знаний - «физические сказки», кроссворды, задачи-загадки , географическое лото, «Найди лишнее…», «Что это? Кто это?», «Да-нетка», «День - ночь» , «Самое, самое, самая……», «Географический штурм» и т.д.
Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал, например: «Что будет, если мы повернём русла рек Сибири в Среднюю Азию».
Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона или в виде резюме, например «Я - почва».
Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению меж предметных связей, а также и воспитательным целям. Не секрет, что многие русские писатели часто использовали в своих произведениях описание природы. Например: «Мороз и солнце – день чудесный!» - эти строки А.С.Пушкина помогут объяснить понятия циклон и антициклон или в Уральских сказах П.П.Бажова ярко представлено богатство Урала, с его полезными ископаемыми.
Можно применить составление презентаций в виде рекламы туристических фирм – «Добро пожаловать в Бразилию!» или «Индия – страна вашей мечты!»
4. Как же всё происходит?
1. «Дерево настроения»;
2. «Светофор»;
3. Хорошее начало урока «Танец ёжика»;
4. «Капитан на мостике»;
5. Деление на группы «Капитан на мостике»;
6. Сам педагог принимает участие в играх;
7. «Молекулы»;
8. «Молекулы» - деление на группы;
9. «Две звезды и одно пожелание»;
10. СМС)))…… учителю;11. Снежный ком;
12. Создание постеров;
13. Метод ассоциаций.
«Все дети талантливы и в каждом ребенке – чудо, ожидай его!»