Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке. Вариативность домашнего задания.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева.
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Вариативность домашнего задания.
Николаева Татьяна Леонидовна
Учитель начальной школы
Санкт Петербург
2017 год
Содержание…………………………………………………………....2
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке…………………………………………………………………....3
Способы педагогического воздействия на сохранение здоровья
учащихся...........................................................................................10
Вариативность домашнего задания………………………………...14
Приложение 1...................................................................................17
Приложение 2...................................................................................21
Список литературы..........................................................................25
Укрепление здоровья  - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования. Это тем  более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки; (слайд)
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта; (слайд)
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока.   (слайд)
Во-первых,  это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть  научить ученика запрашивать необходимую информацию  и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 
В- третьих,  взаимный интерес,  который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.  (слайд)
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие; (слайд)
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.
Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся. (слайд)
Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице. (слайд)
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута -  60-40% (слайд)
35-40 минута – 10%
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;  (слайд)
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Известно, что  школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?  (слайд)
1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  вводится искусствоведческий  материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются  школьники  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление  межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных  перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.
Соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики «Не нанести ущерба здоровью учащихся», используем защитно-профилактические и информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии.
В  нашей школе многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения, предполагающая выделение в классе трех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. 
Применяются тестовые задания разноуровневого характера.  Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов  у детей, снижению у них уровня тревожности.
Технологический арсенал учителей начальных классов пополнился работой по использованию проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет индивидуализировать  обучение, повысить его социальную и личностную  значимость.
Учителя начальных классов используют на своих уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощено.
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется  и во внеурочное время.  
Стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники «Веселые старты»,  работа многочисленных спортивных секций, соревновании между командами классов по футболу, волейболу,  баскетболу.В школе работают секции по тхэквандо, баскетбол, ОФП, студии: сказкотерапия, вокальная и танцевальная и творческая.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:  (слайд)
проведение ежегодной диспансеризации  обучающихся;
учет санитарно-гигиенических  требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе;
нормализация учебной нагрузки учащихся;
организация горячего питания;
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Способы педагогического воздействия на сохранение здоровья учащихся.
Большинство обследуемых учеников, участвующих в мониторинге, находится в состоянии функционального равновесия, но в тоже время особого запаса здоровья у них нет, а значительная часть детей уже имеют достаточно выраженные проблемы со здоровьем. Перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья ребёнка. Существуют различные принципы, технологии, методы и приемы здоровьесбережения, использование которых могут дать возможность не только сохранить, но и развить различные аспекты здоровья.
Принципы педагогики здоровья:
Принцип ненанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье как о совокупности
физического, психо-социального и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Принцип медико-психологической компетентности учителя.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и
развивающих педагогических воздействий.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Приоритет активных методов обучения.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей (повышающей адаптационные возможности человека) стратегии обучения.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Принцип отсроченного результата.
Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы (мониторинг здоровья), так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.
Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель
благополучия общества и государства. Об этом гласит закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ Статья 41, в котором одним из критериев является «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Цель здоровьесберегающих образовательно - воспитательных
технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий
защитно-профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно-гигиенические требования, чистота, прививки и т.д.);
компенсаторно-нейтрализующие:используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и т.д.);
стимулирующие: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки и т.п.);
информационно-обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.
Педагогические технологи и здоровьесбережения
организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
психолого-педагогические: связаны с работой учителя на уроке и взаимодействием на детей в течение классно-урочного времени;
учебно-воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на просвещение родителей и пр.
Методы и приемы здоровьесбережения.
К методам и приемам здоровьесбережения относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки) и др.. Позы учащихся и их чередование зависят от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке не менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма. Механизм здоровьесберегающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. При проектировании урока следует обратить внимание на следующие показатели.
Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьника непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60 % до 80 %.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».Можно выделить 6 показателей здоровьесберегающей направленности урока:
1) Учет особенностей аудитории;
2) Создание благоприятного психологического фона на уроке;
3) Использование приемов, способствующих появлению и сохранению
интереса к учебному материалу;
4) Создание условий для самовыражения;
5) Инициация разнообразных видов деятельности;
6) Предупреждение гиподинамии.
В приложении 2 рассмотрен здоровьесберегающий потенциал урока в
начальной школе, соответствующий требованиям ФГОС.
Вариативность домашнего задания.
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее, значение. Работая дома обучающиеся не только закрепляют полученные на уроках знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. В школьной практике используют следующие виды домашней работы:Индивидуальная;Групповая;Творческая; Дифференцированная;Одна на весь класс;Составление домашней работы для соседа по парте.Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий. Домашние задания, которые подготавливают обучающихся к работе на следующем уроке. Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по произведению; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал (экскурсия в магазин для определения цены того или иного товара; разговор с родителями о скорости, времени и расстоянии), который может быть использован для составления и решения задач на уроке. Прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно. При выполнении данного вида домашнего задания формируются следующие УУД: - Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. - Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия. - Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. - Личностные – способность к самооценке.
В конце хотелось бы сделать вывод, что домашнее задание становиться эффективным если:- домашнее задание должно соответствовать интересам детей.- ученику предоставляется выбор в определении домашних заданий. - домашнее задание соответствует уровню успеваемости учащихся.- домашнее задание подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.- ученику предоставляется возможность оценивать свою работу.- домашнее задание помогает преодолевать трудности, возникающие в учебной деятельности ребёнка.
Приложение 1
Приемы и методы для улучшения системы саморегуляции организма ребенка
Существуют различные приемы и методы, которые позволяют улучшать систему саморегуляции организма ребенка, снижать избыточное стрессовое напряжение, тем самым повышая восприимчивость детей к воспитательным и обучающим воздействиям.
Кроме того, такие методы улучшают деятельность вегетативной нервной системы, повышают стрессоустойчивость и общий эмоциональный фон настроения. К ним относятся: релаксация, аутотренинг, медитация и концентрация, направленное воображение и визуализация, аромотерапия, музыкотерапия, суггестия, растяжка. Многие из этих методов могут использоваться в сочетании, усиливая общий эффект, например, визуализация или релаксация проводятся под музыку на фоне аромотерапии. Обучение детей основам релаксации и визуализации решает множество практических задач. Во-первых, позволяет быстро и эффективно снизить избыточное эмоциональное напряжение. Во-вторых, повышает чувство уверенности в своих силах за счет ощущения контроля над ситуацией. В-третьих, при регулярном выполнении формируется навык управлениями своими эмоциями в различных ситуациях. В-четвертых, эффективно решает проблемы со сном, характерные для многих детей, помогая овладеть тревожными негативными мыслями перед сном. Приведем примеры упражнений на релаксацию, рассчитанные на детей. Предлагаемые варианты можно использовать в группах численностью не больше 10 - 12 человек. Для детей с трудностями самоконтроля, гиперактивностью группа должна быть меньше – не более 5 - 6 человек, с такими детьми, по возможности, первые несколько занятий лучше проводить индивидуально. Использование музыки, аромотерапии упрощает выработку навыка, но необходимо учитывать, что затем, при отсутствии этих стимулов многим детям бывает труднее воспроизвести его самостоятельно. Если задача состоит в том, чтобы снизить напряжение индивида «здесь и сейчас», подготовить к дальнейшей работе, например, групповой дискуссии, повысить восприимчивость к новому опыту, то короткая релаксация может использоваться в начале урока. Для закрепления нового опыта, снятия возбуждения после бурной дискуссии или игры, релаксацию или визуализацию можно использовать в завершающей части занятия.
Упражнение 1 . Глубокое дыхание. Время: 2 - 3 мин. Возраст: 5 - 12 лет.
Цель: регуляция вегетативной нервной системы; расслабление; сосредоточение и осознание своих ощущений.
1. Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.
2. Положи руки на грудь, так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.
4. Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
5. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.
6. Повтори это в течение 2 или 3 минут.
Упражнение 2. Концентрация
Это упражнение повышает способность сохранять внимание, позволяет отвлечься от тревожных мыслей, снять напряжение.
Инструкция. Сесть удобно, боком к спинке стула, чтобы не опираться, сидение не должно быть мягким. Руки на коленях, глаза закрыты. Дыхание через нос без напряжения. Стараться сосредоточиться лишь на том, что выдыхаемый воздух теплее вдыхаемого.
Далее возможно: Медленный счет от 1 до10, необходимо сосредоточиться на этом счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, необходимо начать сначала. Повторять 5 минут.
Концентрация на слове
Инструкция. Выбрать короткое (лучше двусложное слово), вызывающее приятные эмоции. Это может быть имя любимого человека, название любимого места или блюда. Медленно произносить первый слог на вдохе, второй - на выдохе. Сосредоточтесь на этом слове, теперь это слово – ваш пароль в мир концентрации.
Упражнение 3. Растяжки
Когда человек испытывает стресс, то мышцы тела чрезмерно напрягаются, причем обычно это бывает определенная группа мышц, в зависимости от индивидуального типа реагирования. Сохраняющееся мышечное напряжение удерживает стрессовое состояние, приводя к чрезмерному утомлению и беспокойству. Тревожный ребенок особенно часто испытывает чрезмерное мышечное напряжение, например, при письме напрягаются не только мышцы руки, но и плеч, лица, особенно в области лба, что приводит к усталости и даже может провоцировать головную боль. Упражнения на растяжку можно использовать для предупреждения утомления в процессе урока, любого занятия, во время выполнения домашнего задания.
Упражнение 4. «Жираф» Можно выполнять с детьми с 6 лет.
Инструкция. Закрой глаза. Сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори 3 раза. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори 3 раза.
Подними каждое плечо несколько раз. Сядь снова прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной как у жирафа шеей.
Упражнение 5.«Скала» Время: 2 мин. Возраст: 7 - 9 лет.
Цель: соединение со своей внутренней силой. Сосредоточение.
Инструкция. Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на расстояние 10 сантиметров друг от друга. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены. Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу. Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое растяжение в икрах. Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала. Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку. Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, автобусе или очереди. Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях.
Упражнение 6. «Небо» Время: 5 мин. Возраст: 6 - 10 лет.
Цель: расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.
Инструкция. Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Если ты о чем-то думаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака — внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями. Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив. Ты ощущаешь покой, тишину и радость. Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно. Затем медленно встань.
Приложение 2
Урок с позиции здоровьесбережения
Критерии здоровьесбережения На что обратить внимание
Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Количество видов учебной деятельности Норма – 4 - 7 видов на уроке: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т.д. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Ориентировочная норма – 7 - 10 минут.
Многообразие видов и форма преподавания Словесный, наглядный, аудивизуальный, практическая работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект.
Чередование видов преподавания Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки). Место и длительность применения ТСО В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.
Напоминание на уроке о здоровьесберегающих требований (ЗОТ) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОТ.
Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке Взаимоотношение на уроке:
Учитель - ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей);
Ученик - ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие. Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60 % (не менее!) до 75 % (не более!)
Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
При правильно организованном уроке наступает не ранее чем на 35 - 40-й минуте (начальная школа)
Темп окончания урока Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя
Уровни гигиенической рациональности урока
Уровни гигиенической рациональности урока
Факторы урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный
Плотность урока Не менее 60 % и не более 75 - 80 % 85-90 % Более 90 %
Количество видов учебной деятельности 4 - 7 2-3 1-2
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11 - 15 минут Более 15 минут
Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7 - 10 минут Через 11 - 15 минут Через 15 - 20 минут
Количество видов преподавания Не менее 3 2 1
Чередование видов преподавания Через 10 - 15 минут Через 15 - 20 минут Не чередуются
Наличие эмоциональных разрядок 2 - 3 1 Нет
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соответствием гигиеническим нормам В произвольной форме
Чередование позы В соответствии с видом работы. Наблюдение за посадкой Несоответствие виду работы. Иногда контролируется посадка Не контролируется. Поза произвольная
Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток На 20-й и 35-й минутах урока по 1 минуте из 3 легких упражнений с 3 - 4 повторениями 1 физминутка Отсутствует
Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций Преобладают отрицательные эмоции
Время наступления утомления учащихся, понижения учебной активности Не ранее 40-й минуты Не ранее 35 – 37-й минуты До 30-й минуты
Литература.
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. М., 2000;
2. Волков М. С. Психология младшего школьника: уч. Пособие 30-е
издание, исправлен и дополнен -М., 2000;
3.Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных
классах. М., 2000;
4. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования/ Ю. И. Глаголева, И.В. Казанцева, М.В. Бойкина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. –120 с.: ил. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС НОО)
5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002;
6. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: программа формирования
психологического здоровья у младших школьников. М., 2001;
7.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.