Психологическая адаптация первоклассников к школьным условиям.


Адаптация первоклассников. «Кризис с ранцем за спиной».Как проявляется кризис в условиях психологической адаптации к первому классу? Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго.
В настоящее время требования к подготовке детей выросли. Собеседование или психологическое тестирование играет одну из важнейших ролей в принятии решения о зачислении в школу. Одним из таких тестов является беседа С.А. Банкова «Степень психосоциальной зрелости». Результаты плачевные. С каждым беседовала индивидуально. Задавала элементарные вопросы, всего 22. (привести примеры вопросов) Максимальное количество баллов – от 24 до 29 – именно эти бы ученики считались школьно-зрелыми, то есть готовыми к обучению в школе. Или по-другому – высокая степень. Таких в 1 классе нет. Средняя степень зрелости – от 20 до 24 баллов – 8 человек (20, 21 баллы): Платунов, Огнева, Князькин, Долгих К и С, Богданова, Каминский, Бородин.
У многих низкая степень – от 15 до 20 баллов – 9 человек: Антипкин, Кожевникова, Тенчикова, Маркявичус, Котова, Лазарев, Зарчиков, Хуруженко, Личаева. У остальных ребят: Каурова, Чепурных, Подурушины максимальное количество баллов 9. Это говорит о том, что девочки совершенно не готовы к обучению в школе.
По данным тестирования предлагаю данную методику внедрить воспитателям детских садов и родителям будущих первоклассников, для предотвращения таких низких результатов. Это база, с которой ребёнок должен прийти в школу.
Очень многое зависит от темперамента.Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомню, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Данное тестирование было предложено родителям и классному руководителю. Было предложено 4 вопроса с вариантами ответа. Выбрав одно утверждение, относящееся к их ребёнку и ученику, они определили его тип темперамента.
Холерики: Каминский, Кожевникова, Котова, Чепурных – 4 человека.Первоклассник с данным типом темперамента может регулярно производить слонов из мух в спорах с учителями и одноклассниками, яростно отстаивая свою правоту. Он надолго обижается, если проигрывает в спортивных соревнованиях, пытается отомстить соперникам, не терпит, когда преподаватели хвалят кого-то другого. Как ему помочь? Попробуйте обучить первоклассника азам эмоциональной саморегуляции. Предложите ему считать до пяти, прежде чем ответить на обидное замечание. Покажите, как нужно дышать, чтобы уменьшить волнение, страх и другие сильные эмоции. Поговорите с ребёнком о том, что необходимо время от времени смотреть на себя со стороны. Этого эффекта можно добиться, представив мысли и чувства собеседника. В то же время, стоит позаботиться о том, чтобы у ребёнка были возможности для выхода постоянно накапливающихся эмоций. Для этого подойдёт любой вид спорта, танцы или подвижные игры. 
Сангвиники: Долгих Карина, Лазарев, Личаева, Маркявичус, Платунов, Хуруженко – 6 человек.Это сильный, уравновешенный, но подвижный тип. В переводе с языка физиологов данная характеристика означает, что ребёнок быстро загорается какой-то идеей и начинает её немедленно реализовывать. Но затем, по мере ослабления мотивации, качество выполнения задания ухудшается. При этом настроение ребёнка, как правило, приподнятое, доброжелательное. Он редко проявляет негативизм и огорчается из-за всяких мелочей вроде замечаний учителя, ссор с одноклассниками и т.д. Первоклассник может с удовольствием окунуться в учёбу в сентябре, а потом, как в старом анекдоте, поняв, что «вся эта волынка – на 11 лет», утратить интерес к ней. На контрольных дети-сангвиники бодро выполняют первые два задания, а потом начинает разговаривать с одноклассниками, расписывать плохо пишущую ручку, искать линейку вместо того, чтобы попросить у соседа по парте, смотреть в окно. Как ему помочь? Придётся изобретать всё новые и новые способы для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка к учёбе и окружающим его людям. Постарайтесь чутко реагировать на ослабление его мотивации и стимулировать различными «призами», которые могут иметь как материальный, так и нематериальный характер. Конечно, нам хотелось бы, чтобы ребёнок учился ради знаний. Но реальность такова, что сангвиники лучше всего учатся, когда знают, что за идеально выполненное задание им дадут приз, поиграть на компьютере или купят что-то вкусное. Но нужно постепенно смещать «призы» в сторону самой учебной деятельности.
Флегматики: Богданова, Долгих С., Зарчиков, Огнева, Подурушины, Тенчикова – 7 человек.
В крайних проявлениях этого варианта темперамента мы имеем дело с таким ребёнком, которого ровесники называют «тормозом». Первоклассник не успевает переключаться с одной темы урока на другую, поздно реагирует на шутки одноклассников, не сразу догадывается, как лучше ответить на заданный вопрос. В большинстве ситуаций ребёнок сохраняет спокойствие йога, величественно взирающего на людскую суету из-под полуприкрытых век. Как ему помочь? Прежде всего, необходимо отработать наиболее часто встречающиеся ситуации, чтобы ребёнок мог выполнять их «на автомате». Разберите вместе оптимальный алгоритм принятия решений: сначала смотрим на имеющиеся условия, потом вспоминаем, была ли в прошлом опыте похожая ситуация, и, исходя из этого, действуем. Например, если в классе есть ребёнок, который всех обзывает и дразнит, лучше всего отвечать универсальной фразой на любые его выпады: «На себя посмотри!» или «И что дальше?» Поупражняйтесь в решении различных головоломок. Поскольку они направлены на ломку стереотипов и использование творческого мышления, флегматик сможет научиться мыслить и реагировать более гибко. 
Меланхолики: Антипкин, Бородин, Каурова, Князькин – 4 человека.Основными проблемами для ребёнка-меланхолика в период кризиса семи лет являются повышенная утомляемость и плохое сопротивление эмоциональным нагрузкам. На его глазах так легко выступают слёзы, как будто к ним подведены маленькие, незаметные водопроводные шланги. Например, такой первоклассник может целый день проплакать из-за резкого замечания учительницы или насмешки одноклассника. В результате, у него в буквальном смысле слова надолго опускаются руки. У родителей в этой ситуации велик соблазн начать рисовать крючочки за ребёнка или идти разбираться с учительницей. Но такая стратегия не позволяет первокласснику научиться самому преодолевать трудности, и адаптация к школе может растянуться на целый год, а то и больше. Как ему помочь? Старайтесь не забывать о том, что он очень нуждается в вашей похвале, многократных и спокойных объяснениях при разборе ошибок, объятьями и подбадривающих похлопываниях по плечу. В то же время, настраивайте первоклассника на то, чтобы он сам исправлял допущенные ошибки. Полученный результат укрепит его уверенность в том, что в будущем в аналогичной ситуации он выйдет победителем. Каким бы темпераментом ни обладал ребёнок, важно стремиться к сохранению баланса между его индивидуальными особенностями и требованиями, предъявляемыми школой. Там, где ребёнок видит одни минусы, необходимо помочь ему найти плюсы. Если он протестует против давления, разверните ситуацию таким образом, чтобы он почувствовал гордость за то, что смог преодолеть себя. Пусть адаптация к школе станет трудным, но интересным приключением с полосой препятствий!
ТревожностьНемалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка.
Использовалась проективная методика А. М. Прихожан, с её помощью выявляется уровень тревожности. Здесь результаты порадовали: наличие тревожности показали трое учеников – Долгих С. и К., Зарчиков. Тревожность не обнаружена у 9 человек: Подурушины, Антипкин, Тенчикова, Котова, Князькин, Каурова, Богданова, Личаева. У остальных уровень школьной тревожности в норме.
С целью профилактики тревожности родителям и учителям рекомендую:
1.  Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
2.  Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших результатов не забудьте похвалить.
3.  Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
4.  Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Эмоциональная сфера ребёнка первоклассника.
Использовалась всем известная методика «Домики» О. А. Ореховой, самая любимая у детей, так как нужно использовать цветные карандаши.
Одним из ведущих показателей здесь является энергетический баланс организма.
Оптимальная работоспособность наблюдается у 13 человек: Бородин, Личаева, Долгих К. и С., Котова, Богданова, Каминский, Подурушины, Тенчикова, Кожевникова, Чепурных, Зарчиков. Эти дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
Компенсируемое состояние усталости наблюдается у 5 человек: Огнева, Маркявичус, Антипкин, Князькин, Хуруженко. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
Перевозбуждение у Лазарева. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность у Кауровой. Нагрузки непосильны для ребенка.
Далее обозначение самих домиков – это как бы – психотерапевтический эффект. Даются определённые назначения домикам (живёт горе, радость и др.), ребята по цвету должны были определить данное состояние. Из 21 человека понимают смысл слова и подбирают к нему подходящий цвет (горе – черное, например) – 4 человека: Каминский, Тенчикова, Кожевникова, Бородин.
Опять же нужно рекомендовать воспитателям в детском саду и родителям о необходимости соотносить цвет карандаша с определённой эмоцией (нарисуй хорошее настроение: пусть это будет солнышко, но жёлтого, а не серого цвета).
Мотивация
Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Использовалась проективная методика Гинзбурга.
Результаты уровня мотивации в 1 классе следующие:
Высокий уровень – 1 человек: Огнева.
Средний уровень – 3 человека: Антипкин, Тенчикова, Каминский.
К сожалению, у всех остальных ребят – низкий уровень мотивации.
У них до сих пор доминантным значением является игровой мотив. Присутствует и внешний – то есть то, что скажет мама с папой дома или учительница. Учебный же мотив как таковой из рисунков выбрало только 4 человека.
Очень многое в данном случае зависит от родителей, поэтому для них были приготовлены рекомендации о том, как повысить мотивацию к учебной деятельности.
Учителям же, работающим с 1 классом необходимо также поднимать уровень мотивации и помнить что, игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Для Елены Васильевны небольшая информация по развитию мотивации предлагается.
Методика  «Дерево» Л.П. Пономаренко  может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение.
Итак, что в реале:
Установка на преодоление препятствий: Бородин, Тенчикова, Чепурных, Антипкин, Маркявичус, Князькин, Богданова, Каминский – 8 человек.
Общительность, дружеская поддержка –Лазарев, Долгих С., Каурова.
Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) – Долгих К., Подурушина А., Котова, Хуруженко, Зарчиков, Кожевникова – 6 человек.
Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость - 0.
Мотивация на развлечения - 0.
Отстраненность, замкнутость, тревожность - 0.
Отстраненность от учебного процесса, уход в себя - 0.
Комфортное состояние, нормальная адаптация – Платунов, Подурушина Н., Личаева, Огнева – 4 чел.
Кризисное состояние, «падение в пропасть» - 0.
Что в идеале:
Установка на преодоление препятствий: Долгих К., Лазарев, Долгих С., Антипкин, Подурушина Н., Личаева, Котова, Князькин – 8 чел.
Общительность, дружеская поддержка –Платунов, Каурова.
Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) –0.
Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость - 0.
Мотивация на развлечения - 0.
Отстраненность, замкнутость, тревожность - Чепурных.
Отстраненность от учебного процесса, уход в себя - 0.
Комфортное состояние, нормальная адаптация – 10 чел.
Кризисное состояние, «падение в пропасть» - 0.
Социометрия.
Социометрия – это социально-психологический тест, направленный на выявление взаимоотношений внутри группы людей: каковы симпатии внутри группы, кто является всеобщим любимчиком, а кого обходят стороной.1. «Зона звезд», в нее попадают лидеры с максимальным количеством выборов – Котова, Богданова, Платунов – 3 чел.
2. Зона предпочитаемых. Они набрали половину или больше выборов – Антипкин, Бородин, Долгих К., Долгих С., Кожевникова М. – 5 чел.
3. Зона пренебрегаемых, оттесненных – они получили меньше половины голосов – Зарчиков, Каминский, Личаева, Тенчикова – 4 чел.
4. Зона изолированных – не получивших ни одного очка – Каурова, Князькин, Огнева, Подурушины, Хуруженко, Чепурных – 7 чел.В 1 классе учителю – классному руководителю можно рекомендовать только игры на сплочение коллектива. При этом учитывая изгоев класса. Некоторые игры предлагаю для Елены Васильевны.
Самооценка
Именно в семилетнем возрасте начинает  складываться самооценка.
Высокую самооценку имеют 7 человек: Антипкин, Долгих К., Маркявичус, Огнева, Котова, Личаева, Каминский.Переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.
Низкую самооценку имеют 2 человека: Хуруженко, Долгих С.
Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышено тревожны, застенчивы, робки.
У остальных 12 человек адекватная самооценка. Подурушины, Кожевникова, Платунов, Бородин, Тенчикова, Лазарев, Князькин, Зарчиков, Каурова, Богданова, Чепурных. Они активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. 
Дети, впервые переступившие порог школы, как правило, имеют завышенную самооценку. В школе в процессе обучения самооценка должна стать не только положительной, но и адекватной. Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать свои возможности. Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе положительные и отрицательные стороны.
Те дети, которые могут адекватно оценить свои возможности, с интересом учатся в школе, они легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Предлагаю Елене Васильевне некоторые упражнения – тренинги, которые используются на уроках для формирования адекватной самооценки.
Подведём итог.
Адаптация 1 класса в школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
Прошу серьёзно отнестись ко всем рекомендациям, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. Без нашей помощи и помощи родителей им не справиться!
Спасибо за внимание!