Статья Участие молодых педагогов в деятельности органов ГОУО в процессе их профессиональной адаптации


II. Сборник статей по результатам магистерских исследований
Ахмадуллина Анастасия Ринатовна,
РГПУ имени А.И.Герцена
Федорова Наталья Михайловна,
доктор педагогических наук, доцент
РГПУ имени А.И.Герцена
Участие молодого педагога в деятельности органов ГОУО в процессе его профессиональной адаптации
Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются современные образовательные организации и общество в целом, является недостаточное число молодых педагогов в школе. По нашему мнению, число молодых педагогов, изначально желающих работать в школе, с каждым годом уменьшается. Их настораживают: ответственность за обучающихся, большой объем работы с документацией, низкая оплата труда молодых учителей и многое другое. По статистике, проведенной в ГБОУ СОШ №639, только 28% молодых специалистов, пришедших в школу за последние семь лет, продолжают работу. Остальные меняют школу или совсем уходят из профессии в среднем через 1,5 года [1].
Причины изменений в планах выпускников педагогических вузов многообразны, но для оптимальной деятельности любой рабочей системы требуется периодическое обновление коллектива – появление новых кадров. Этот процесс является нормой успешного существования каждой профессиональной организации, без которого отрасль начинается постепенно угасать и ее потенциал снижается. Слабый приток или невозможность закрепления на рабочем месте молодых специалистов приведет к тому, что в ближайшем будущем общество окажется в сложной ситуации, когда образовательные учреждения будут испытывать серьезную нехватку педагогических работников, а это негативно скажется на образовании в целом.
Как показывают данные, приведенные в Евразийском научном журнале относительно России, «средний возраст педагога в 2016 году перевалил за 50 лет» [2]. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта к современным учителям начинают предъявлять новые требования. Среди этих требований - владение информационными технологиями, применение интерактивных методов и форм, использование видеофрагментов и электронных презентаций и многое другое. Но нынешняя действительность показывает, что некоторые педагоги, часто длительно работающие в школе, сложно включаются в процесс повышения квалификации в данных направлениях. Аргументами являются, как это ни парадоксально, их прежние заслуги и успехи, достигнутые без применения электронных форм взаимодействия с учащимися и информационных технологий. Однако, школе необходимы новые формы работы, новые идеи, которые могут внести молодые кадры, владеющие информационными технологиями и современными методами работы. Закрепление молодых специалистов в школе - это важная и своевременная задача, решение которой требует изучения проблем профессиональной адаптации специалиста. В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог испытывает серьезные трудности, как сделать так, чтобы молодые педагоги не только приходили в школу, но закреплялись там надолго и успешно работали?
В 2012-2013 учебном году среди молодых педагогов Красногвардейского района Санкт-Петербурга, проработавших в школе менее одного года, был проведен опрос. Из 15 респондентов, один молодой специалист ушел в декретный отпуск, трое ушли с работы, один оказался доволен всем, но вот остальные указали, что испытывают различные трудности. Среди них психологические трудности в общении с детьми (57 %), сложности в общении с родителями (32 %), что им недостаточно знаний по технологиям работы с детьми дошкольного возраста (23 %), испытывают затруднения в методической работе (100 %), 50 % из них связывают трудности с отсутствием авторитета и опыта работы [3].
Вхождение в педагогическую профессию сопровождается не только вышеперечисленными трудностями, но еще и высоким эмоциональным напряжением, с которым сложно справится молодому специалисту самостоятельно. Многие проблемы можно решить, если со стороны опытных педагогов и администрации образовательной организации будет оказана необходимая поддержка.
Поэтому на начальном этапе педагогической карьеры очень важно оказывать помощь молодому учителю в реализации его потенциала, развитии личностных качеств, коммуникативных и управленческих умений. На наш взгляд, все это должно стать основой программы профессиональной адаптации молодых учителей общеобразовательной организации.
Мы рассмотрели несколько основных аспектов вхождения молодого специалиста в педагогическую профессию, основываясь на которых выделили четыре блока программы.
знакомство с требованиями к педагогической деятельности (нормативные документы образовательной организации, должностные обязанности, школьный распорядок дня и т.д. );
включение молодого педагога в подготовку и проведение общешкольных мероприятий (работа в творческих группах, подготовка учащихся к внеклассным мероприятиям, участие в традиционных мероприятиях школы и т.д.);
включение молодого специалиста в деятельность органов государственно-общественного управления образованием (привлечение педагога, как представителя школьной общественности, к активному участию в развитии школы и образования);
профессиональное становление и развитие (участие в мастер-классах, конкурсах, разработка собственных инновационных продуктов, повышение квалификации и т.д.);
Основой предложенной программы будет наставничество, при котором опытный педагог, знакомый с укладом и принципами образовательной организации, особенностями обучающихся и их родителей, знающий отношения внутри коллектива, поможет молодому специалисту освоиться на рабочем месте. Ведь от того каким будет старт зависит будущее движение по профессиональному карьерному пути.
Первый блок программы включает в себя знакомство не только с основными требованиями к педагогической деятельности в целом, но и с внутренними особенностями конкретной образовательной организации, без чего работа просто невозможна. Только зная нормативные документы, законы, локальные акты, традиции и особенности школы можно начинать строить свою педагогическую карьеру и дальнейшее профессиональное развитие.
Включение молодого специалиста в организацию школьных мероприятий, внеклассных занятий и праздников позволяет ему проявить свои творческие способности, лучше узнать своих учеников и укрепить отношения в коллективе. Неформальное взаимодействие является положительным толчком в процессе профессиональной адаптации, когда у педагога есть возможность продемонстрировать себя и увидеть своих учеников с другой стороны.
Но главным в процессе профессиональной адаптации, на наш взгляд, на современном этапе развития образовательных организаций является участие педагога в деятельности органов государственно-общественного управления образованием, чему и посвящен третий блок предложенной программы. Одним из основных изменений модернизации российского образования является внедрение принципов государственно-общественного управления (ГОУО). Педагог, являясь одним из главных субъектов образовательного процесса, просто не может не включиться в эту деятельность. Работа учителя на сегодняшний день не ограничивается лишь передачей знаний, на первый план выходит формирование таких умений, как положительное взаимодействие в коллективе, самостоятельная постановка целей, ответственность за свои поступки и постоянное самосовершенствование [4]. Включаясь в деятельность органов ГОУО, молодой педагог сможет получить опыт коллегиальности и продуктивного общения не только с работниками школы, но и с представителями попечительского совета, спонсорами, муниципальными властями и другими партнерами школы. Специфика создания тех или иных форм органов государственно-общественного управления образованием в школе связана с историей и традициями учебного заведения, его социальным окружением, ситуацией, сложившейся в данный период с состоянием спонсорской поддержки и попечительства. Поэтому, принимая участие в деятельности или создании этих органов ГОУО, молодой учитель знакомится с историей и современным состоянием школы и ее окружения, их потенциалом и возможностью включения в совместную деятельность. В процессе участия в ГОУО педагог, занимая активную социальную позицию и проявляя инициативу, может строить образовательный процесс исходя из собственных интересов, и интересов общества. В конечном итоге, все это помогает не только успешно адаптироваться молодому специалисту в школе, но и является хорошим началом в профессиональной деятельности.
Четвертый блок программы включает в себя мероприятия профессионального становления учителя. Посещение районных тренингов, мастер-классов, самостоятельные разработки уроков и инновационных продуктов, участие в различных конкурсах - все это является основой личного развития педагога, в процессе которого он повышает свое мастерство. Это возможность проявить себя, поделиться имеющимся опытом и показать собственные возможности. Хороший учитель – это развивающаяся личность, познающая мир и следующая в ногу со временем.
Профессиональная адаптация молодого специалиста — процесс очень сложный и многогранный. Приходя на работу в школу, в начале педагогической деятельности, педагог сталкивается с рядом трудностей, только разрешив которые он сможет хорошо работать и стать профессионалом своего дела. Мы считаем, что реализация данной программы позволит создать условия для успешной адаптации молодого специалиста, и как следствие, поспособствует его профессиональному становлению. Активное участие молодого учителя в деятельности органов государственно-общественного управления, работа по организации взаимодействия с социальными партнерами школы, органами ученического самоуправления, родителями учеников позволит ускорить и облегчить процесс его профессиональной адаптации, усилить внутренние и внешние контакты на позитивном эмоциональном фоне, создать устойчивую базу для его продвижения в профессии и социальной сфере в целом.Список литературы:
Локтина Ю.А. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении// Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: актуальные тренды в образовании и бизнесе». – СПб: Астерион. – 2013.
Косинцева А.В. Современная школа нуждается в молодых педагогах [Электронный ресурс]// Евразийский научный журнал. – СПб. -2016. - №2. URL: http://journalpro.ru/articles/sovremennaya-shkola-nuzhdaetsya-v-molodykh-pedagogakh/ (дата обращения - 11.01.2017)
Полетаева Н.М. Адаптация молодых педагогов к профессиональной деятельности/ Н.М. Полетаева, Е.А. Родина // Царкосельские чтения. – 2014.- №XVIII(том 2). - С152-157
Бойко В.А. Ассамблея родительской общественности как важный социальный ресурс системы образования города Липецка//РОСТ: информационный и научно-методический журнал. – 2015. - №4 (27). – С.25