ДОКЛАД школьного методического объединения естественнонаучного цикла на тему Активизация познавательной деятельности учащихся: методические приемы, их применение на уроках химии


МКОУ Поселковая СОШ
ДОКЛАД
школьного методического объединения
естественнонаучного цикла на тему
«Активизация познавательной деятельности учащихся: методические приемы, их применение на уроках химии».
Учитель химии и биологии
Краснощекова Е.И.
п. Колос 2017
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно разными способами. Это и предметные недели, и внеклассные мероприятия, и нестандартные уроки. Элементы методов и приемов можно использовать на уроках химии.
Целью таких уроков является формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой, развития творческой активности учащихся. Каждому учащемуся можно предложить для выполнения такое задание, которое было бы ему по душе, и помогло бы ему лучше проявить и развить свои способности.
Индивидуальные задания сочетаются с групповыми и коллективными формами работы.
В классе проводятся конкурсы на лучшую рекламу, эмблему химии, девиз, кроссворд, творческий проект, стенгазету. С целью повышения интереса учащихся к предмету организуется выставка книг для внеклассного чтения по химии, вывешивается список литературы, необходимый для подготовки к викторинам, конкурсам и другим мероприятиям.
Так, например, при изучении темы «История развития химии» в 8 классе можно провести урок – устный журнал «Как развивалась химия». При подготовке к уроку дети самостоятельно ищут материал в библиотеке по тем вопросам, которые они получили от учителя. И затем делают доклады и таким образом активно участвуют в уроке.
Можно также провести урок аукцион мыслей в 9 классе по тем е «Вода – самое необыкновенное вещество в мире». Во время этого урока максимально раскрываются общий кругозор, их разнообразные знания и творческие способности.
На аукционе можно «купить» любое химическое явление, закон, свойство и т.д. И выигрывает (покупает) тот, у кого больше знаний.
Ребята предлагают скмые разнообразные способы решения проблем, порой фантастические, нереальные, неосуществимые. Они доказывают правоту своих мыслей, выводов, опровергают друг друга, подхватывают и развивают мысль товарища. Очень важен эмоциональный настрой, обстановка праздника. Именно это способствует положительной познавательной мотивации при обучении химии.
В процессе подготовки к аукциону и в ходе самой игры активную позицию занимают как «сильные», так и «слабые» по знаниям учащиеся, т.к. большая роль отводится домашним «заготовкам». Необходимо, чтобы игра вызывала у каждого переживание за успех команды, потребовала напряжения мысли, творческой активности.
Учащиеся разбиваются на группы, и каждая группа выбирает тему для представления(продажи).
Задача группы – подготовить рекламу своей темы для более активного ее обсуждения. Это означает, что каждая группа придумывает проблемную ситуацию, концентрирующую суть предлагаемой темы и наглядно представляют ее в виде рассказа об интересном явлении, занимательного опыта, требующего объяснения.
Аукцион «Вода - самое необыкновенное вещество в мире». Эта тема заранее разбивается на 6 подтем, каждая из которых представляет собой синтез межпредметных вопросов:
Состав воды. Строение ее молекулы.
Физико-химические свойства воды.
Возможные агрегатные состояния воды. Снег и лед. Водяные пары в атмосфере.
Свойства поверхностного слоя воды.
Водные просторы земного шара.
Гидростатические явлении.
Центральной частью является аукцион решения проблем, предложенных каждой группой. Выступление состоит из двух частей:
1часть – реклама своей темы, т.е. постановка проблемы по вопросу, предложенному группе заранее;
2 часть – обсуждение проблемы всеми желающими выступить.
Уроки, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, необходимо повторять время от времени, тем самым о свежая и привнося что-то новое в обучении химии.