Статья на тему Особенности организации коллективной работы в группе продленного дня


«Особенности организация коллективно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время»
Составлена Калько Натальей Викторовной
воспитателем ГБОУ школа № 217 им. Н.А.Алексеева
города Санкт-Петербург
Повышение качества образовательных услуг необходимо начинать с первых ступеней обучения в школе. Исследования ученых и учителей практиков свидетельствуют о том, что одним из путей повышения качества обучения в начальной школе является использование коллективно-познавательной деятельности младших школьников.
Каковы особенности и преимущества коллективно-познавательной деятельности в начальной школе? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
По мнению ряда ученых МатюшкинаА.М., Цукермана Г.А. умение учиться, задавать вопросы, отстаивать собственную точку зрения - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». И как показывает практика, формируется на начальном этапе обучения.
В.В. Давыдов рассматривает коллективно-познавательную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. К содержанию коллективно-познавательной деятельности он относит теоретические знания, которые включают в себя единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий .По своей структуре учебная деятельность младших школьников воспроизводит строение всякой человеческой деятельности и включает в себя три основных компонента:
- мотивационно-ориентировочный;
- операционный;
- контрольно-оценочный.
Анализ научной литературы позволил выделить специфические особенности коллективно-познавательной учебной деятельности:
1) при выполнении коллективно-познавательной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);
2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);
3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);
4) сознательный характер коллективно-познавательной деятельности;
5) социальность коллективно-познавательной деятельности;
6) преобразовательный характер коллективно-познавательной деятельности;
7) коллективно-познавательная деятельность является выражением человеческой активности;
8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта коллективно-познавательной деятельности;
9) коллективно-познавательная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте – не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);
10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).
Исследования ученых подтверждают наше мнение о том, что коллективно-познавательная деятельность состоит из трех этапов, соотносимых с компонентами учебной деятельности:
- понимания и принятия школьниками учебной задачи;
- выполнения ими активных учебных действий (изменения, сравнение, моделирование);
- действий самоконтроля и самооценки.
Коллективно-познавательная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов» . Поэтому, как показывает практика, в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Коллективно-познавательная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.
Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:
- системами знаний и оперирование ими;
- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;
- целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;
- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.
Коллективно-познавательная деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития. Учебная деятельность младших школьников практически происходит как учебно-познавательная, поэтому многие авторы отождествляют понятие учебной деятельности и понятие учебно-познавательной деятельности для учащихся школы первой ступени. При этом важное значение отводится роли учителя. Так, Хан Н.Н., подчеркивает, что коллективная познавательная деятельность учащихся- это совместная деятельность школьников, которая организуется учителем таким образом, что учащиеся получают возможность при выполнении общего задания согласовать свои действия, распределить участки работы, уточнить функции, т.е. создается атмосфера деловой зависимости, организуется общение друг с другом в связи с добыванием знаний, происходит обмен интеллектуальными ценностями.
Данное определение еще раз подтверждает, что коллективная познавательная деятельность протекает на уроке и во внеурочное время педагогического процесса. Это, в свою очередь, требует от учителя не только теоретической и методической подготовленности, но основательной работы с учебным активом класса (ассистенты, консультанты, библиотекари и пр.).
Таким образом, анализ исследований по проблеме исследования, а также практика работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников навыков коллективно-познавательной деятельности.
Список использованнойлитературы.
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: «Пеленг» , 1992.
3. Педагогика. Курс лекций. – Алматы, 2005г.
4.Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.