Теоретические основы внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе» внеурочная деятельность


МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная
школа им. С. Н. Горохова»
Доклад на тему: «Теоретические основы внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе»
( на примере внеурочной деятельности в 5 классе «Веселая грамматика)
Выполнила: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ойусардахская СОШ»
Тарасова Ольга Владимировна
Ойусардах, 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………..….…. 2
Глава 1. Теоретические основы ФГОС нового поколения………....5
1.1 Требования ФГОС к изучению русского языка………………... 5
1.2 Особенности внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе………………………………………………………………...…10
Глава 2. Внеурочная деятельность в 5 классе ………........................12
2.1 Программа внеурочной деятельности по ФГОС по русскому
языку в 5 классе «Веселая грамматика»…………………………….12
2.2 Реализация ФГОС на уроках русского языка: проблемы и
перспективы …………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………….……… 18
Список использованной литературы ………………………………...19
Введение
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение
информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Поэтому, я решила разработать программу внеурочной деятельности по ФГОС для 5 классов по предмету русский язык, с целью способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся. Внеурочная деятельность называется «Веселая грамматика».
Для реализации поставленных целей я выбрала следующие задачи:
- изучить терминологию ФГОС основного общего образования, сущность различия стандартов 1 и 2 поколения;
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.

Эта программа является актуальной, потому что с 2015 учебного года мы примем учеников 5 класса, которые 4 года учились по программе ФГОС. Мы, педагоги-предметники должны, прежде всего, быть готовыми принять этих детей, дать им качественное образование, то есть быть готовыми к переходу к ФГОС.
Глава 1. Теоретические основы ФГОС нового поколения.
Требования ФГОС по изучению русского языка.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
основные единицы языка и их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
уметь
опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;
аудирование и чтение
понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);
читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
говорение и письмо
пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
приобщения к русской и мировой культуре;
официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;
получения знаний по другим учебным предметам;
развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.
Особенности внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе.
Русский язык как учебный предмет универсален в плане формирования УУД. Поэтому для организации работы по нашему предмету, наверное, необходим не столько системно-деятельностный, сколько коммуникативно-деятельностный подход, когда каждый урок русского языка – это урок развития речи, а значит, организуем работу в парах, группах, побуждаем к участию в диалоге.
По русскому языку нам предстоит работать с новыми учебниками. Я просматриваю предлагаемые учебники по ФГОС и вижу, что учебники в нескольких частях, красочно проиллюстрированы.  Есть занимательный материал, интересны исторические справки. Часть заданий побуждает школьников работать с другими источниками информации: словарями,   научно-популярными книгами, энциклопедиями, интернетом, что способствует формированию познавательных УУД. Теоретический  материал основан на принципе научности и доступности, вводится чаще всего  в форме текстов объясняющего характера.  На их основе также можно формировать познавательные УУД с помощью заданий типа:
- составьте план статьи;
- сформулируйте главную мысль;
- выпишите тезисы;
- на основании таблицы составьте связный рассказ по изучаемой теме;
- составьте опорный конспект;      
- преобразуйте текст в таблицу, схему.
Два последних задания очень хорошо подходят для работы в парах или группах. В данном случае они способствуют формированию и коммуникативных УУД. Для закрепления теоретического материала учеников можно сформулировать вопросы по прочитанному, задать их соседу по парте, а затем поменяться ролями. Можно выучить правила в течение урока и опять же проверить друг друга. Это задание направлено на достижение нескольких результов обучения одновременно:
учащиеся усваивают предметные знания;
формируют метапредметные:
- ставят перед собой цель – запомнить теоретическое понятие, проверить себя и товарища (регулятивные УУД),
- приводят примеры изучаемого лингвистического явления, исправляют ошибки в рассказе соседа (познавательные УУД),
- оценивают ответ одноклассника, обосновывают свою точку зрения (коммуникативные УУД);
достигают личностного результата - быть ответственным при выполнении задания, честным при оценке ответа товарища и самооценке.
Кроме того, в учебнике много объёмных текстов, многие из которых носят воспитательный   характер, что даёт учителю возможность   формировать нравственную  позицию ребёнка, а следовательно, добиваться достижения личностных результатов.
Особый интерес у пятиклассников могут вызвать дискуссии на лингвистическую тему. Например, при изучении темы «Лексика» можно предложить учащимся для обсуждения проблему «Нужны ли пословицы в нашей речи?». Для её решения могут рассматриваться следующие вопросы:
- Часто ли вы и ваши сверстники употребляют пословицы?
- В каких речевых ситуациях можно и нужно употреблять пословицы?
- Появляются ли сейчас новые пословицы?
- Определите, какие приёмы создают комический эффект в таких изменённых юмористами пословицах: Сколько волка ни корми – он и ноги на стол; Любишь кататься – имей сто рублей; Век живи – не суйся в воду и др.
Урок по требованиям ФГОС можно разработать так:
1 этап урока мобилизующий. Он включает в себя оргмомент и проверку домашнего задания.
2 этап – объяснение нового материала:
1) самоопределение учащихся на основе антиципации (обращение к предыдущей теме урока и предугадывание новой);
2) целеполагание (проектирование целей урока учащимися по схеме: вспомнить, узнать, научиться);
3) осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний, овладение новыми знаниями;
3 этап – закрепление и овладение новыми способами действия.
4 этап – рефлексия (включает в себя сравнение целей, поставленных в начале урока, с итогом  работы, а также анализ учащимися собственной деятельности)
Домашнее задание может быть дано на любом этапе урока. На всех этапах урока необходимо найти возможность для организации самостоятельной работы учащихся. Во всех классах на каждом уроке  обязательна физминутка. Это может быть упражнение для улучшения мозговой деятельности, гимнастика для глаз, упражнение для создания положительного эмоционального фона на уроке, релаксация и традиционные упражнения для снятия мышечного напряжения.
Глава 2. Внеурочная деятельность в 5 классе.
2.1. Внеурочная деятельность по ФГОС в 5 классе «Веселая грамматика».
Пояснительная записка
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков- процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.
Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи:
- изучить терминологию ФГОС основного общего образования, сущность различия стандартов 1 и 2 поколения;
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников;
- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.
Содержание программы:
Вводное занятие -1ч.
«Дорога к письменности»- 7 часов.
Сигналы-символы: их значение в древний дописьменный период и в настоящее время. Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит. Азбука Кирилла и Мефодия.
Меня зовут фонема-7 часов.
Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами. Речевой аппарат. Образование звуков. Классификация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Разделительные Ь и Ъ. Чередование звуков. Позиционные и непозиционные чередования. Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонем.
Фонемные и нефонемные правила-7 часов.
Особое {л}. Сочетание ЧН, ЧК, НЧ, НЩ. Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки. Правописание Ы-Е после Ц. Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.
Морфемы-труженицы-9ч.
Понятие морфемы. Словообразовательная и формообразующая функции морфем. Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики. Корень слова. Однокоренные слова. «Гнезда» родственных слов. Корни с чередующимися гласными. Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки. Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология (-фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.). Приставки ,типы приставок, правописание приставок каждого типа. Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.
В процессе освоения программы учащиеся должны:
- развить свой кругозор;
- должны сформироваться орфографические умения и навыки учащихся;
- сформироваться коммуникативные компетенции.

2.2 Реализация ФГОС на уроках русского языка: проблемы и перспективы.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Основные проблемы, на мой взгляд, могут возникнуть при переходе от традиционной деятельности учителя к деятельности учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

А перспектива, на мой взгляд, очевидна. В результате перехода к ФГОС мы получим всестороннеразвитых, грамотных, гибких, конкурентноспособных, здравомыслящих граждан. Людей с развитыми познавательными, коммуникативными и регулятивными способностями.
Заключение.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Список использованной литературы
1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
4. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16.
5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.
6. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
9. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
11. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: /2005_2006/index.php?numb_artic=312207
12. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.

13. Интернет ресурсы.