Методическое пособие для учителей-наставников


Из опыта работы по организации взаимодействия педагога-наставника и студента педагогического колледжа во время преддипломной практики в начальных классах
Вейзер Н.Г., учитель начальных классов МАОУ гимназия № 13
Главной задачей среднего профессионального образования является выпуск грамотных, обладающих общими и профессиональными компетенциями специалистов. Именно в таких инициативных, энергичных, творческих молодых учителях нуждаются многие школы.
Каждый год на преддипломную практику в школу приходят студенты, но лишь небольшой процент практикантов остаётся работать по специальности. Причин этому много. И одна из задач педагога-наставника, на мой взгляд, состоит в том, чтобы студент в полной мере смог реализовать данные ему в колледже теоретические знания в практической деятельности, показывая ему на личном примере различные аспекты ежедневного труда учителя начальных классов. Как же организовать взаимодействие со студентом-практикантом, чтобы тот захотел остаться в школе, стал твоим коллегой? Хочу поделиться первым опытом такого сотрудничества со студенткой педагогического колледжа, которая пришла ко мне на преддипломную практику в апреле этого года.
Первый этап – ознакомительный.
За три дня до начала практики мы познакомились с Марией Игоревной, которая предоставила мне план-задание и критерии оценки уровня сформированности профессиональных компетентностей, выданные в педагогическом колледже. Я, со своей стороны, познакомила практикантку с календарно-тематическим планированием, расписанием основных и внеурочных занятий 3 класса, оборудованием в кабинете, текущей документацией, выдала учебники и печатные тетради УМК «Перспективная начальная школа», рассказала о классном коллективе из 29 учеников и пригласила посетить уроки, чтобы познакомить со стилем, темпом и организацией нашей работы.
Три дня студентка присутствовала на уроках, на каждый из которых были предоставлены технологические карты по всем требованиям ФГОС НОО. И по каждому уроку поэтапно в конце рабочего дня мы проводили подробный анализ: какие методы, формы и приёмы работы были применены и какие из них были более эффективны. Также я объяснила молодому специалисту, как нужно заполнять классный журнал и вести электронный.
Второй этап – практическая деятельность студента-практиканта.
Поурочное планирование первых самостоятельных дней работы студентки мы согласовывали по электронной почте. Технологические карты уроков были составлены в соответствии с требованиями ФГОС. Проведенные уроки сопровождались презентациями и весёлыми динамическими паузами. Ученики восприняли нового учителя добродушно, активно работали на уроках. Сложностью для практикантки в первые дни оказалось соблюдение этапов урока. Поэтому по каждому уроку в конце рабочего дня мы проводили подробный анализ, но теперь Мария Игоревна осуществляла самоанализ, а я лишь направляла и корректировала эту деятельность.
На второй неделе практикантка проводила уроки, обращая внимание на комплексную реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач уроков, стараясь стимулировать учеников к учебно-познавательной деятельности и использовать современные технологии обучения. Также Мария Игоревна выступила на родительском собрании, познакомив их с критериями оценивания предстоящей итоговой комплексной работы, и провела классный час «Милосердие – сердец доброта», используя групповую форму проведения мероприятия.
Роль педагога-наставника на этом этапе – научить студентку видеть ребят, нуждающихся в индивидуальном сопровождении на уроке, выстраивать так работу на уроке, чтобы у каждого ученика была возможность почувствовать себя успешным, организовывать парную работу и обязательно аргументировать оценки, показывая учащимся их достижения и недоработки. Также важно было показать практикантке, что нужно уметь перестраиваться во время урока под складывающиеся обстоятельства (не открывается презентация, не работает принтер, забыла флешку, неожиданный поворот в детских размышлениях и т.д.), сгенерировать идею и повернуть ситуацию так, чтобы выйти из неё достойно.
В конце апреля в гимназии проводятся Фестиваль проектов и экономическая игра «Тринландия»: в этих традиционных мероприятиях принимали участие ученики моего класса с актуальными проектами и интересными поделками для нашего предприятия «Сувенирная лавка».
Я, в свою очередь, поделилась идеями, как сделать класс классным в секции педагогических проектов. Мария Игоревна вместе с нами присутствовала на Фестивале проектов в секции начальных классов и приняла активное участие в «Тринландии». Студентка колледжа увидела, что работа учителя и учеников полна творчества! А если практикантка видит, что в гимназии кипит работа, учителя активны и неравнодушны, готовы прийти на помощь, то, конечно, захочется остаться работать в такой школе.
По окончании практики я заполнила необходимую для отчёта студента документацию, написала рецензию на дипломную работу, а практикантка написала отзыв о нашем плодотворном сотрудничестве, в котором указала, что «…получила уникальный опыт благодаря качественной работе учителя-наставника». Надеюсь, что данный опыт положительно скажется в дальнейшем на профессиональном и личностном росте будущего педагога и будет полезен педагогам-наставникам в организации педагогического сопровождения молодых специалистов.