Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому!


Каждому человеку вправе найти и определить себя по жизни. И этот поиск он начинает с юности. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: спутника жизни, круг интересов, профессию. Я, Исмаилова Эльвира Насипуллаевна родилась 8.02.1978 г., мне 38 лет. Когда я окончила школу в 1995 году, передо мной не стоял выбор профессии, я всегда знала, что буду учителем. Мне очень нравилась моя школа, я считала её своим вторым домом, не представляла жизни без неё. Почему я стала учителем? Я сделала свой выбор, когда поступила в КЧГПУ г.Карачаевска на отделение филологии. Это было в 1995 году, тогда я ещё ясно не понимала того, что я делаю. Впереди меня ждала долгая пятилетняя студенческая жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и постоянного движения вперёд, творческого развития и открытий. Это были самые чудесные годы моей жизни, я познавала, открывала, расширяла кругозор своих знаний, постигала, училась. Мне было интересно познавать азы науки филологии, вдаваться в тонкости языкознания, вложить свою душу на изучение современного русского языка, изучение старославянского языка; открыть маленькую дверь в большой мир литературы. Получив специальность учителя русского языка и литературы, я поставила перед собой большую задачу – стать профессионалом в своём деле.
Так случилось, что судьба забросила меня сюда в п. Зункарь Нефтекумского района Ставропольского края. На пороге школы меня встретила энергичный директор школы Бабенко Мария Сергеевна. Это она подарила мне свой девиз жизни: «Не тлеть, а гореть, отдавая свои знания детям!» И вот уже 16 лет школа – это мой дом, моя семья и моё призвание. Да, школа – мой второй дом, куда я торопливо шагаю каждое утро, оставляя за порогом семейные неурядицы и личные проблемы. Как хочется, чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым, и детям. В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. Я убеждена, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть.
В жизни каждого человека бывают переломные моменты. Когда я училась в институте, один преподаватель по русской литературе, нам сказал, что каждые пять лет мировоззрение человека меняется с расширением кругозора. И это правда, я с этим полностью согласна. Сейчас я не представляю свою жизнь без своей любимой профессии, без своей работы, потому что, именно, она, помогла пережить мне самые тяжёлые времена в моей жизни. В 2000 году я вышла замуж, как и многие молодые девушки, испытывая большую любовь к тому молодому человеку, которого выбрала в свои мужья. Прожив с ним несколько лет, я поняла, в чем же заключено счастье, что такое семья, родив двоих прекрасных детей: сына и дочь. Но мою семью настигло большое горе, большая потеря для всей моей семьи, в 2009 году я потеряла своего мужа навсегда, произошел несчастный случай со смертельным исходом. Мой муж ушел из нашей жизни навсегда 15 сентября 2009 года в возрасте тридцати четырех лет. Он был прекрасный семьянин, отличный мастер своего дела, работал электрогазосварщиком в ООО « Гидротехник».Я не знаю, не помню, что было дальше, как моя жизнь текла в первые дни без него, просто не помню. Знаю,что очень сильно заболела моя маленькая дочурка, и мы оказались в больнице. Может быть это меня настораживало, может быть мне надо было думать о моей работе, но прошло уже восемь долгих лет. Теперь дети мои подросли, я с удовольствием, не думая об этом страшном горе, бегу на работу. Говорят, время лечит…но я в это не верю. Лечит душу забота о детях и работа. Любимая работа вдохновляет меня, помогает мне развиваться, стать лучше, добрее. Известный актер Евгений Леонов писал: « Если ты утром бежишь на работу, ложишься с той мыслью, что тебе надо утром бежать на работу, то ты счастливый человек!»
Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить живого содружества педагога с детьми. Ум воспитывается умом, совесть – совестью. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы…И все это чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» - верно заметил Л.Н. Толстой. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь.
Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы Учитель должен быть уверенным в себе и знать своё дело и предназначение. Я работаю учителем русского языка и литературы в МКОУ СОШ №5 по программе, соответствующей стандартам образовательного процесса. Перед собою, как перед учителем, я поставила цели: воспитать всестороннюю развитую личность, развить способности личности к самовоспитанию и самообразованию, привить интерес к процессу познания. Стараюсь осуществить работу над экспериментом школы по теме:
« Воспитание нравственности и патриотизма посредством познания родного края». В моей работе соблюдается положительная динамика качества знаний от 22 до 34. Провожу большую работу с одарёнными детьми на уроках, внеклассных мероприятиях, на занятиях в предметных кружках. Много времени уделяю дополнительному образованию. Являюсь руководителем предметных кружков «Горизонт» и «Меридиан». В своей педагогической деятельности применяю технологию проектного обучения. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Я хочу дать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, стать благодатной почвой для развития их чувств, даю возможность раскрыть ребёнку, показать свои возможности, развить способности, быть самостоятельным, созидать, быть наблюдательным, сопоставлять. Созидание проекта – это огромная творческая работа, имеющая результат. Мои дети имеют позитивные результаты в конкурсах: « Отечество», « Подрост», « Созвездие», « Я помню, я горжусь», « Проблемы экологии Ставрополья». В каждую работу ребёнок вкладывает частичку себя. Моя заслуга в них заключена в том, что я умею вовлекать в работу детей и болеть вместе с ними за школу, отчий дом, родину. Пожалуй, все предметы, с которыми сталкивается ученик в школе, имею в виду учебные дисциплины, тяжелы на свой лад. Но интересными они становятся только тогда, когда ученик начинает понимать, рассуждать, делать какие-то самостоятельные выводы. Только испытав хоть маленькую, но победу учащиеся начинают верить в себя, верить в то, что могут добиться и больших успехов. И здесь, как нигде большую роль сыграет учитель. Учитель, знающий свой предмет, влюбленный в него, учитель, который может увлечь за собой учеников в этот сложный мир законов природы. Для того, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому уроку. Уроку, увлекающему ребенка в мир неизвестного, интересного настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, он чувствовал в себе уверенность, силу и желание учиться. Поэтому я стараюсь на уроках использовать и проблемное обучение, которое не оставляет никого равнодушным на уроке, вовлекает учащихся в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Главное научить их быть активными, так как только размышляя можно понять, и такие знания будут усвоены крепко. Необходимо добиваться, чтобы каждый ученик был успешен в обучении, чтобы он гордился своими достижениями. Заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Мне очень нравятся высказывания В.А.Сухомлинского, который объяснил низкие результаты примитивными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но дети все разные. Для учителя важно дать каждому ребенку почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Итак, что же я требую от своих учеников на уроке и чему, как я думаю, все-таки их научила. Первое мое требование – логичность, последовательность, четкость построения как устной, так и письменной речи. Хорошее знание того, о чем говорит или пишет ученик, помогает ему логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность отбирать факты, подбирать нужные слова. Учу не только отвечать на вопросы, которые ставлю перед ними я , но и самостоятельно формулировать их в процессе изучения материала. Развитие этих способностей предполагает развитие мышления. А учить мыслить - значит учить жизни, уметь слушать, давать высказаться собеседнику, уметь держать паузу, уметь сочувствать и понимать. Взаимоуважение – это лучший вариант поведения, в результате которого выигрывают все. Подростковый возраст самый эмоциональный: повышенная импульсивность граничит иногда с агрессивностью. Я пытаюсь учить ребят контролировать своё поведение, проявлять терпимость и адекватно оценивать свои симпатии и антипатии; принимая критику, не быть злопамятными, упрямыми и скрытными. Мне хотелось бы видеть всех своих учеников пытливыми, стремящимися к глубине знаний, творческими людьми. Хороший ученик для меня - ученик, задающий интересные вопросы, творчески подходящий к любому заданию, не пасующий перед трудностями, способный правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда. И я, искренне рада, что находятся ученики, которые остаются после уроков, что они хотят высказать и то, что «наболело», и разобрать и понять то, - что не поняли на уроке и не ради оценки. И, что им важно моё мнение, совет, а мне их умные, иногда хитрые вопросы. Но требуя от детей, нужно много требовать и от себя. Что же требуется от учителя? Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая .Учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать в своих неудачных методах преподавания, а не в бездарности детей. В педагогике нет готовых рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не помогут никакие технологи, если учитель сам не будет обладать высокими моральными и интеллектуальными качествами, соответствовать духу времени, быть мыслителем и деятелем, а не покорным исполнителем. Великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души. Если я хочу, чтобы ученик любил мой предмет, я сама должна верить, надеяться и любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должна его увлечь. Необходимо не только находить и ставить перед ним интересные творческие, проблемные задачи, но и самому творить и удивлять, а не действовать по шаблону. Ребята не переносят никакой фальши и лжи - честность и прямота должны составлять основу взаимоотношений. Итак, я вечный ученик, ибо начиная учить других, понимаешь, как многое надо знать самой. Я понимаю, что не только знания, крепкие и прочные, определяют уровень развития человека. Важно учитывать, какими способами они получены. Знания будут только тогда прочны, когда они востребованы жизнью. Чтобы дети учились хорошо, надо научить их учиться. Человек учится, потому, что он любознателен, стремится к новому, чтобы чего-то добиться в жизни. Кто хочет учиться, не должен бояться неудач. Кто хочет учить, должен помнить: главное – не навредить. Задача учителя - помочь ученикам найти свое предназначение в жизни. Нужно развивать то, что заложено в человеке природой. Столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться, преодолевать трудности, нужно найти способ, чтобы достучаться до ученика. Учение – это очень тяжелый умственный труд – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост (вчера не понимал – сегодня понял, вчера не умел – сегодня научился) – вот в чем радость! Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. А для этого, мы – учителя должны быть профессионалами, шагать в ногу со временем, никогда не останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха, используя весь арсенал педагогических знаний.
Профессию учителя я считаю самой главной на свете. Как заметил Д.С. Лихачёв: « Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и копмозитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к человеку не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личность своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Жизненный путь для меня это бесконечная дорога знаний, а посох - это опыт, который я приобретаю. И я очень хочу, чтобы этот посох светил мне и помог мне в дальнейшей жизни. Для себя я ставлю заповеди, к которым хочу стремиться:
1.Быть надеждой для школьника.
2. Дарить себя детям.
3.Знать, к чему стремиться.
4.Постоянно искать в ребёнке богатство его души.
5.Быть терпеливой.