Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК Начальная школа XXI века.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гусинская средняя общеобразовательная школа
Краснинского района Смоленской области

Рассмотрено
На заседании ШМО учителей
начальных классов
протокол № 1 от
Руководитель ШМО
___________(_____________)

Согласовано
Зам. директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ
___________(___________)

« » 2014г
Утверждаю
приказ № от

Директор МБОУ Гусинской СОШ
____________(Егорова С.Ф.)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку (4 «А» класс)


составила Цыбульская Лариса Ивановна
учитель начальных классов











Гусино
2014 – 2015


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:
ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г
ФГОС НОО (Утверждено указом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года №373),
Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык»,
авторской программы С.В Иванова,
БУПа МБОУ Гусинской СОШ на 2014-2015 учебный год,
учебника С.В Иванова «Русский язык». Учебник внесен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067)

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Содержательные линии предмета:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к
изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи обучающихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь обучающихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

· грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;

· навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;

· разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;

· научить правильной речи это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя обучающихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели
нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня;
звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их
классификация и сравнение.
При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

·«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять
письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

· «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:
В классе 21 человек. На конец 3 класса средний уровень по русскому языку показали 52% учеников, около 48% - обладали низким уровнем изучения.
Достаточно хорошо обучающимися были усвоены такие темы как: «Главные члены предложения», «Род имен существительных», «Число имен существительных» «Способы образования имен существительных». Темы, на которые следует обратить наибольшее внимание – «Правописание прилагательных», «Фонетический анализ слов». Навыки, которые необходимо продолжать совершенствовать у обучающихся: применение правил правописания суффиксов имен существительных и имен прилагательных, составлять план текста, безошибочно списывать и писать под диктовку тексты.

Выбор мною данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка процессами гуманизации образования.
Так как обучающиеся данного класса с интересом выполняют задания развивающего и творческого характера, обладают хорошей работоспособностью, умением нестандартно мыслить, данный УМК способен развивать их потенциал. Качество знаний по русскому языку остается неизменным на протяжении 3 лет обучения. Обучающиеся имеющие высокую учебную мотивацию (Аркова Элеонора, Волков Иван, Каримов Артур, Трубина Екатерина и др.) с удовольствием выполняют задания творческого характера, представленные в данном учебнике.
УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой обеспечивает достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности.
Неотъемлемой частью данной системы являются издания обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Всего на курс «Русский язык» в 4 классе отводится 170 ч. (5 часов в неделю - 34 учебные недели).

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы

4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
буквы а, о на конце наречий;
мягкий знак на конце наречий;
слитное и раздельное написание числительных;
мягкий знак в именах числительных;
запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (30 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (34 ч)





























Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
для 4 класса

№ п/п
Раздел
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Причины корректи
ровки





План
Факт


1.
Текст («Развитие речи»);
Фонетика («Как устроен наш язык»)
Повторение. Пишем письма.
Повторяем фонетику и словообразование.
1




2-3.
«Правописание»
Вспоминаем изученные орфограммы.
2




4.
«Правописание»
Контрольный диктант № 1 «Правописание»
1




5.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа на ошибками по теме «Правописание».
1




6.
Текст («Развитие речи»)
Повторение. Пишем письма.
1




7.
Имя существительное «Как устроен наш язык»
Повторяем признаки имени существительного.
1




8.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения.
1




9.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения.
1





10.
Имя существительное «Правописание»
Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения.
1




11.
Текст («Развитие речи»)
Пишем письма.
1




12-13.
Имя существительное «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор имени существительного.
2




14.
«Правописание»
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
1




15.

Диагностическая работа № 1
1




16.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




17.
Имя прилагательное «Как устроен наш язык»
Повторяем признаки имени прилагательного.
1




18.
«Правописание»
Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
1




19.
Имя прилагательное «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор имени прилагательного.
1




20.
«Как устроен наш язык»
Контрольная работа № 2 «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».
1




21.
«Правописание»
Работа над ошибками по теме «Повторение фонетики, словообразования, морфологии».

1




22.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
Буквы о-ё после шипящих и ц.
1




23.
«Правописание»
Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
1




24.
Местоимение «Как устроен наш язык»
Повторяем местоимение.
1




25.
Приставка «Правописание»
Орфограммы приставок.
1




26.
«Правописание»
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.
1




27.
«Развитие речи»
Изложение.
1




28.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Разбор по членам предложения.
1




29-30.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Синтаксический разбор предложения.
2




31-32.
«Правописание»
Знаки препинания при однородных членах.
2




33.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Синтаксический разбор предложения.
1




34.
«Правописание», «Как устроен наш язык»
Контрольный диктант № 3 «Повторение изученных орфограмм».
1




35.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Повторение изученных орфограмм».

1




36
«Развитие речи»
Текст.
1




37.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол.
1




38.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол как часть речи.
1




39.
«Правописание»
Правописание приставок в глаголах.
1




40.
«Правописание»
Правописание не с глаголами.
1




41.
Глагол «Как устроен наш язык»
Вид глагола.
1




42.
Текст («Развитие речи»)
Изложение.
1




43.
Глагол «Как устроен наш язык»
Начальная форма глагола.
1




44.
Глагол «Как устроен наш язык»
Личные формы глагола.
1




45.
Глагол «Как устроен наш язык»
Лицо и число глаголов.
1




46-47.
«Правописание»
Мягкий знак после шипящих в глаголах.
2




48.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




49.
Глагол «Как устроен наш язык»
Контрольная работа № 4 «Глагол как часть речи»
1




50.
«Правописание»

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками по теме «Глагол как часть речи».
Правописание ться и тся в глаголах.
1




51.

«Правописание»
Правописание ться и тся в глаголах.
1




52.
Текст («Развитие речи»)

Текст.

1




53
Глагол «Как устроен наш язык»
Спряжение глаголов.
1




54,
55
Глагол «Как устроен наш язык»
Спряжение глаголов.
2




56.
«Правописание»
Контрольный диктант № 5 «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах».
1




57.
«Правописание»
Работа над ошибками «Ь после шипящих в глаголах, ться и тся в глаголах».
1




58, 59.
«Правописание»
Правописание глаголов.
2




60, 61, 62, 63,
64.
«Правописание»
Правописание безударных окончаний глаголов.
5




65.
Текст («Развитие речи») «Правописание»
Текст.
Правописание глаголов.
1




66-
68.
«Правописание»
Правописание глаголов.
3




69.
«Правописание»
Итоговый контрольный диктант № 6 за I полугодие «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса».
1




70.
Глагол «Как устроен наш язык»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы, изученные в I и II четвертях 4 класса».
1




71, 72.
Глагол «Как устроен наш язык»
Настоящее время глагола.
2




73, 74.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
2




75- 78.
Глагол «Как устроен наш язык»
Прошедшее время глагола.
4




79-80.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
2




81.
Глагол «Как устроен наш язык»
Будущее время глагола.
1




82.
«Правописание»
Правописание суффиксов глаголов.
1




83.
Глагол «Как устроен наш язык»
Текст («Развитие речи»)
Изменение глаголов по временам.
Текст.
1




84.
Глагол «Как устроен наш язык»
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1




85.
Глагол «Как устроен наш язык»
Контрольная работа № 7 «Время глагола».
1




86.
«Правописание»
Работа над ошибками.
1




87.
Глагол «Как устроен наш язык»
Условное наклонение глагола.
1




88-89.
«Правописание»
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.
2




90.
Текст («Развитие речи»)
Глагол «Как устроен наш язык»
Текст.
Повелительное наклонение глагола.
1




91.
Глагол «Как устроен наш язык»
Повелительное наклонение глагола.
1




92.
Текст («Развитие речи»)
Изложение.
1




93.
Глагол «Как устроен наш язык»
Словообразование глаголов.
1




94.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




95.

Диагностическая работа № 2.
1




96-97.
Глагол «Как устроен наш язык»
Глагол в предложении.
2




98-99.
«Правописание»
Правописание глаголов.
2




100.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




101.
Глагол «Как устроен наш язык»
Морфологический разбор глагола.
1




102.
«Правописание»
Диктант № 8 «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».
1




103.
«Правописание»
Глагол «Как устроен наш язык»
Работа над ошибками по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов». Повторение.
1




104.
Глагол «Как устроен наш язык»
Повторение.
1




105, 106,107.
Наречие «Как устроен наш язык»
Наречие.
3




108.
Наречие «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)
Как образуются наречия.
Текст.
1




109- 110.
«Правописание»
Правописание гласных на конце наречий.
2




111.
«Правописание»
Морфологический разбор наречий.
1




112.
Наречие «Как устроен наш язык»
Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
1




113.

«Правописание»
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
1




114.
«Правописание»
Текст («Развитие речи»)
Мягкий знак на конце слов после шипящих. Текст.
1




115.
Числительное «Как устроен наш язык»
Имя числительное.
1




116.
Числительное «Как устроен наш язык» Текст («Развитие речи»)
Имя числительное.
Текст.
1




117.
Числительное «Как устроен наш язык»
Изменение имен числительных.
1




118.
«Правописание»
Слитное и раздельное написание числительных.
1




119.
«Правописание»
Правописание мягкого знака в числительных.
1




120.
«Правописание»
Правописание числительных.
1




121.
«Правописание»
Повторяем правила правописания мягкого знака в словах.
1




122.
«Правописание»
Тест № 9 «Орфограммы, изученные в III четверти».
1





123.
«Правописание»
Работа над ошибками по теме «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих».
1




124.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в предложении. Словосочетание.
1




125.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Словосочетание.
1




126.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Слово. Словосочетание. Предложение.
1




127.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




128.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1




129.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Согласование.
1




130.
Текст («Развитие речи»)
Контрольное изложение № 10.
1




131.
«Правописание»
Работа над ошибками.
1




132.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1




133.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Управление.
1




134.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1




135.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
1




136.
«Правописание»
Правописание слов в словосочетаниях.
1




137.
Словосочетание «Как устроен наш язык»
Словосочетание в предложении.
1




138.
«Правописание»
Диктант № 11 «Правописание слов в словосочетаниях».
1




139.
«Правописание»
Работа над ошибками по теме «Правописание слов в словосочетаниях».
1




140.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Сложное предложение.
1




141.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Как связаны части сложносочиненного предложения.
1




142.
«Правописание»
Знаки препинания в сложном предложении.
1




143.
«Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1




144.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Как связаны части сложноподчиненного предложения.
1




145.
Синтаксис. («Как устроен наш язык»).
Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
1




146,147.
«Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1




148.
«Правописание»
Сложное предложение.
1




149.
«Правописание»
Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.
1




150.
«Правописание»
Итоговый контрольный диктант № 12 «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».
1




151.
«Правописание»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками по теме «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2 – 4 классах».
1




152.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




153.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




154.
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




155
Текст («Развитие речи»)
Текст.
1




156-
160.
«Правописание»
Повторение.
5




161.

Диагностическая работа № 3
1




162-167.
«Синтаксис»
Повторение.
6




168-170
«Фонетика»
Повторение.
3








Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.

Обучающийся научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить
начальную форму глагола;
глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи
определять спряжение глагола;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;


применять правила правописания
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов.


Обучающийся получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
определять вид глагола;
находить наречие и имя числительное в тексте;
применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).











Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Методические материалы для учителя:

ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвертый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2014.
Романова В.Ю., Петленко Л.В. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2011.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.

Учебные материалы для обучающихся:

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы по темам 4 класса.


Технические средства обучения и оборудование:

Проектор

Интерактивная приставка

Ноутбук учителя с предустановленными ПО : ОS W7 HB

Ноутбуки для обучающихся №1-9










 Изучается во всех разделах курса.
 См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
 Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но также на уроках других предметов и во внеурочной деятельности учащихся в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий и т.п.
 Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.











15