Методические рекомендации по самостоятельным работам по УД Основы информационных технологий


Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Основы информационных технологий»
Автор: Вторушина Эрикназ Аваговна
мастер производственного обучения
по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
Приаргунск. 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc418180781 \h 3Тематическое планирование PAGEREF _Toc418180782 \h 4Самостоятельная работа № 1 PAGEREF _Toc418180783 \h 6Самостоятельная работа № 2 PAGEREF _Toc418180784 \h 6Самостоятельная работа № 3 PAGEREF _Toc418180785 \h 7Самостоятельная работа № 4 PAGEREF _Toc418180786 \h 9Самостоятельная работа № 5 PAGEREF _Toc418180787 \h 10Самостоятельная работа № 6 PAGEREF _Toc418180788 \h 12Самостоятельная работа №7 PAGEREF _Toc418180789 \h 13Самостоятельная работа № 8 PAGEREF _Toc418180790 \h 14Самостоятельная работа № 9 PAGEREF _Toc418180791 \h 17Самостоятельная работа № 10 PAGEREF _Toc418180792 \h 20Самостоятельная работа № 11 PAGEREF _Toc418180793 \h 24Самостоятельная работа № 12 PAGEREF _Toc418180794 \h 24Самостоятельная работа № 13 PAGEREF _Toc418180795 \h 25Список используемой литературы PAGEREF _Toc418180796 \h 27

Пояснительная запискаМетодические рекомендации по организациивнеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 854 от 02 августа 2013 г., на основе программы учебной дисциплины ОП.01. «Основы информационных технологий».
Предназначены для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.Содержание самостоятельных работ представлены заданиями следующего содержания:
Определение количества информации.
История развития вычислительной техники
Логическое устройство компьютера.
Физическое устройство компьютера.
Операционная система компьютера
Работа с файловой системой.
Создание и редактирование текстовых документов.
Работа с электронной таблицей.
Создание мультимедийной презентации.
Создание базы данных.
Локальные сети.
Глобальные сети
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов.

Тематическое планированиеТема Наименование самостоятельной работы Количество часов
Основные понятия: информация и информационные технологии.
Понятие информационной системы, данных Самостоятельная работа № 1
Решение задач на нахождение количества информации, используя разные подходы.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
2
Общие сведения о компьютерах. Понятие персонального компьютера. Назначение компьютера Самостоятельная работа № 2
Заполнение таблицы «Основные характеристики ПК разных поколений». Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
2
Логическое устройство компьютера Самостоятельная работа № 3
Решение задач на построение логических схем;
-решение логических задач с помощью таблицы истинности;
-решение задач на упрощение логических функций;
-решение задач на представление логических функций в нормальной дизъюнктивной и конъюнктивной формах.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 4
Физическое устройство компьютера. Аппаратное обеспечение. Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы. Самостоятельная работа № 4
Заполнение таблицы «Характеристики современных ПК».
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
2
Операционная система персонального компьютера Самостоятельная работа № 5
Заполнение сравнительной таблицы ОС Linux и Windows 7.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 2
Программы управления файлами Самостоятельная работа № 6
Работа с файловыми менеджерами: TotalCommander и Проводник Windows.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 1
Технологии обработки текстовой информации Самостоятельная работа №7
Работа в текстовом редакторе MSWord.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 2
Технологии обработки числовой информации Самостоятельная работа № 8
Работа в табличном редакторе MSExcel.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 2
Мультимедийные технологии обработки и представления информации Самостоятельная работа № 9
Разработка творческого задания: создание презентаций на тему «Времена года» в программе MSPowerPoint. Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 2
Технологии сбора и хранения информации.
Понятие баз данных Самостоятельная работа № 10
Создание баз данных в СУБД MSAccess.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 2
Общие сведения о компьютерных сетях. Локальные сети: топология сетей, протоколы и стандарты локальных сетей.
Понятие сервера Самостоятельная работа № 11
Заполнение сравнительной таблицы по работе в сетях различных топологий.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
1
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет). Адресация, доменные имена. Протоколы передачи данных Самостоятельная работа № 12
Написание сообщения на тему «Протоколы передачи данных».
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
2
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов Самостоятельная работа № 13
Поиск информации в Интернете.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой. 1

Самостоятельная работа № 1Решение задач на нахождение количества информации, используя разные подходы.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
1. Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение:
Один символ алфавита несет в себе 6 бит информации (2^6=64),Соответственно сообщение из 20 символов несет 6 х 20 = 120 бит.Ответ: 120 бит
2. Жители планеты Принтер используют алфавит из 256 знаков, а жители планеты Плоттер — из 128 знаков. Для жителей какой планеты сообщение из 10 знаков несет больше информации и на сколько?
Решение:
Один символ алфавита жителей планеты Принтер несет в себе 8 бит информации (2^8=256), а жителей планеты Плоттер — 7 бит информации (2^7=128). Соответственно сообщение из 10 знаков для жителей Принтер несет 10 х 8 = 80 бит, а для жителей Плоттер — 10 х 7 = 70 бит80 — 70 = 10 бит.Ответ: Больше для жителей Принтер на 10 бит.
Самостоятельная работа № 2Заполнение таблицы «Основные характеристики ПК разных поколений»
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Можно выделить 4 основные поколения ЭВМ. Но деление компьютерной техники на поколения — весьма условная, нестрогая классификация по степени развития аппаратных и программных средств, а также способов общения с компьютером.
Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию, как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования.
Этот прогресс показать в данной таблице:
Поколения ЭВМ ХАРАКТЕРИСТИКИ
IIIIIIIVГоды применения   Основной элемент   Количество ЭВМ в мире (шт.) Быстродействие (операций в секунду)  Носитель
информации Размеры ЭВМ   Самостоятельная работа № 3Решение задач на построение логических схем
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Задача:
Построить логическую схему по заданному булевому выражению:
F =`BA + B`A + C`B.
Решение:
Как правило, построение и расчет любой схемы осуществляется начиная с ее выхода.
Первый этап: выполняется логическое сложение, логическую операцию ИЛИ, считая входными переменными функции`B A, B`A и C`B:

Второй этап: к входам элемента ИЛИ подключаются логические элементы И, входными переменными которых являются уже A, B, C и их инверсии:

Третий этап: для получения инверсий`A и`B на соответствующих входах ставят инверторы:

Решение логических задач с помощью таблицы истинности
Определите истинность следующего высказывания: «За окном светит солнце, и нет дождя».
 
Решение:
Нам дано сложное составное высказывание. Выделим из него простые высказывания:
А = «За окном светит солнце»
В = «За окном дождь»
 Составим логическую функцию, соответствующую данному высказыванию.
F(A, B) = A /\ ¬B
 построим таблицу истинности для данной логической функции.
 
A B ¬B A /\ ¬B
0 0 1 0
0 1 0 0
1 0 1 1
1 1 0 0
 
Ответ: логическое выражение принимает значение истина только при набореF(1,0)=1.Следовательно, данное нам высказывание истинно только тогда, когда первое простое высказывание истинно, а второе ложно.
Решение задач на упрощение логических функций
На звук разбившейся вазы прибежала мама. На вопрос мамы: кто это сделал, три мальчика ответили следующее.
- Саша сказал: Коля не разбивал, это Ваня.
- Вася ответил: Разбил Коля, Саша не играет в футбол.
- Коля сказал: Это не Ваня, а я еще уроки не выучил.
Как оказалось два мальчика сказали правду, а один солгал.
Саша: 1. Это не Коля. 2. Это Ваня.
Ваня: 1. Это Коля. 2. Это не Саша.
Коля: 1. Это не Ваня. – у Коли только одно высказывание.
Мальчиками, которые сказали правду, не могут быть одновременно Саша и Ваня, так как их высказывания противоречат друг другу.
Это не могут быть Саша и Коля – их высказывания противоречат друг другу.
Значит, правду сказали Ваня и Коля, а Саша солгал.
Значит, вазу разбил Коля.
Решение задач на представление логических функций в нормальной дизъюнктивной и конъюнктивной формах
Городская олимпиада по базовому курсу информатики, 2007 год. Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. На выбор предлагается несколько задач. По каждой задаче каждый из преподавателей высказывает свое мнение: легкая (0) или трудная (1) задача. Задача включается в олимпиадное задание, если не менее двух преподавателей отметили ее как трудную, но если все три преподавателя считают ее трудной, то такая задача не включается в олимпиадное задание как слишком сложная. Составьте логическую схему устройства, которое будет выдавать на выходе 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается. Решение. Построим таблицу истинности искомой функции. У нас есть три входные переменные (три преподавателя). Следовательно, искомая функция будет функцией от трех переменных. Анализируя условие задачи, получаем следующую таблицу истинности:
А В С F(A,B,C)
0 0 0 0
0 0 1 0
0 1 0 0
0 1 1 1
1 0 0 0
1 0 1 1
1 1 0 1
1 1 1 0
Самостоятельная работа № 4Заполнить таблицу «Характеристики современных ПК».
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Название комплектующихОсновные характеристики
Монитор (Monitor, SVGA). Системный блок (корпус) Материнская плата (Motherboard). Процессор (CPU). Память (RAM). Винчестер (HDD). Видеокарта (Video, SVGA). Звуковая карта (Sound Blaster, SB, Sound card). Сетевая карта (Networkcard). Модем (Modem). Самостоятельная работа № 5Работа с графической ОС Linux и Windows.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Заполнить таблицу по следующим критериям.
ОС Linux Mandriva 2008.0 Windows 7
Основное
Русский интерфейс Год выхода этой версии Занимает место на жесткомОболочка Загрузка Выключение Несколько пользователей Несколько рабочих столов Распространяется Загрузка ОЗУ Минимальные системные требования 3D рабочий стол Выход следующей версии ОС Установка
Приблизительное время установки Графическая оболочка при установке Возможность выбора размера установки ОС (то есть выбор программ для установки) Интернет/сеть
Поддерживает интернет Стандартный браузер Стандартный ICQ Почта Поддержка нового IP стандарта  Серверы Видео
Стандартный проигрыватель Стандартная программадля работы над видео ? Аудио
Стандартный проигрыватель Стандартная программадля работы над звуком запись с микрофона Графика
Стандартная программадля просмотра изображений Стандартная программадля работы над изображением ScreenshotsПО
Экранная клавиатура и лупа Калькулятор Командная строка Проводник Архиватор Офис
Стандартная программадля работы с текстом, таблицами, презентациями и графиками. Адресная книга Игры
Стандартные игры Дополнительные программыдля игр Безопасность
Антивирусник стандартный Пароль на каждогопользователя Популярность в мире
Популярность ОС Самостоятельная работа № 6Работа с файловыми менеджерами: Total Commander и Проводник Windows.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
1. Копирование файлов
Копирование файлов – одна из самых распространенных операций на любом компьютере, поэтому даже небольшое сокращение выполняемых действий приведет к заметной экономии времени. При копировании файлов с помощью стандартного файлового менеджера "Проводник" приходится выполнять следующие действия:
1. Выделить файл, который необходимо скопировать.
2. Щелкнуть по нему правой кнопкой мыши.
3. Выбрать команду "Копировать".
4. Выбрать директорию, в которую будет скопирован файл.
5. Щелкнуть правой кнопкой мыши по директории, в которую будет скопирован файл.
6. Выбрать команду "Вставить".
Для аналогичной операции используя Total Commander выполните следующие действия.
1. В первой панели файлового менеджера следует выбрать директорию, в которую будет скопирован файл.
2. Во второй панели файлового менеджера нужно выделить файл, который необходимо скопировать.
3. Нажать последовательно F5 и Enter или просто перетащить файлы.
2. Работа с архивами
Total Commander поддерживает работу с наиболее популярными архивами.
Для распаковки архива с помощью файлового менеджера Windows необходимо:
1. Выбрать директорию с файлом.
2. Щелкнуть по архиву правой кнопкой мыши.
3. Выбрать команду контекстного меню установленного архиватора. Например, для WinRar это "Извлечь файл".
4. В открывшемся окне архиватора указать папку, в которую будет скопирован файл.
5. Нажать EnterВ Total Commander нужно выполнить следующие действия.
1. В первой панели файлового менеджера следует выбрать директорию, в которую будет распакован архив.
2. На второй панели зайти в архив, как в обычную папку, и выделить его содержимое.
3. Нажать последовательно F5 и Enter.
Самостоятельная работа №7Работа в текстовом редакторе MSWord.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
1.Создать текстовый документ в программе MSWord на тему «Оперативная память».
Шрифт Times New Roman. размер 14 пунктов
Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 1 см, левое – 2,5 см, правое – 1 см.Выравнивание по ширине.
Первая строка – Отступ – 1,7 см.
Оперативная память (англ. RandomAccessMemory, RAM, память с произвольным доступом; ОЗУ (оперативное запоминающее устройство); комп. жарг. память, оперативка) — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.
Обмен данными между процессором и оперативной памятью производится:
непосредственно;
через сверхбыструю память 0-го уровня — регистры в АЛУ, либо при наличии аппаратного кэша процессора — через кэш.
Содержащиеся в современной полупроводниковой оперативной памяти данные доступны и сохраняются только тогда, когда на модули памяти подаётся напряжение. Выключение питания оперативной памяти, даже кратковременное, приводит к искажению либо полному разрушению хранимой информации.
Энергосберегающие режимы работы материнской платы компьютера позволяют переводить его в режим сна, что значительно сокращает уровень потребления компьютером электроэнергии. В режиме гибернации питание ОЗУ отключается. В этом случае для сохранения содержимого ОЗУ операционная система (ОС) перед отключением питания записывают содержимого ОЗУ на устройство постоянного хранения данных (как правило, жёсткий диск). Например, в ОС Windows XP содержимое памяти сохраняется в файл hiberfil.sys, в ОС семейства Unix — на специальный swap-раздел жёсткого диска.
В общем случае, ОЗУ содержит программы и данные ОС и запущенные прикладные программы пользователя и данные этих программ, поэтому от объёма оперативной памяти зависит количество задач, которые одновременно может выполнять компьютер под управлением ОС.
Оперативное запоминающее устройство, ОЗУ — техническое устройство, реализующее функции оперативной памяти.
ОЗУ может изготавливаться как отдельный внешний модуль или располагаться на одном кристалле с процессором, например, в однокристальных ЭВМ или однокристальных микроконтроллерах.
2.Наберите текст.
Вторая строка – шрифт с тенью.
Скопируйте текст 4 раза. Список из фамилий сделайте нумерованным, а следующие три строчки – маркированным. В первом тексте формат номера 1., маркер ; во втором тексте а) и ; в третьем Iи ; в четвёртом начать нумерацию с 10), маркер – рисунок.Список учащихся, участвующих в соревнованиях.
(победители и призеры различных видов спорта.)
Выродов Павел8Блыжи
Фомина Яна 8Вплавание
Квач Елена8Аволейбол
В ходе соревнований техника безопасности не нарушалась.
Призеры награждены грамотами и призами.
Все временные рамки соблюдены.
Тренер школыСмелых И.И.
Самостоятельная работа № 8Работа в табличном редакторе MSExcel.
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Создать таблицу финансовой сводки за неделю, произвести расчеты, построить диаграмму изменения финансово го результата, произвести фильтрацию данных.Исходные данные представлены на рис. 1, результаты работы — на рис. 2, 3, 4.
Порядок работы
1. Запустите редактор электронных таблиц MicrosoftExcel и создайте в своей папке новую электронную книгу под своей фамилией.

Рис. 1. Исходные данные
Введите заголовок таблицы «Финансовая сводка за неделю (тыс. р.)», начиная с ячейки А1.
Для оформления шапки таблицы выделите ячейки на третьей строке A3:D3 и создайте стиль для оформления. Для этого выполните команду Формат/Стиль и в открывшемся окне Стиль наберите имя стиля «Шапка таблиц» и нажмите кнопкуИзменить. В открывшемся окне на вкладке Выравнивание задайтеПереносить по словам и выберите горизонтальное и вертикальное выравнивание — по центру, на вкладке Число укажите формат — Текстовый, на вкладке Шрифт установите ArialCyr, размер 12, начертание полужирный, на вкладке Границы – внешние.После этого нажмите кнопкуДобавить.
4.На третьей строке введите названия колонок таблицы — «Дни недели», «Доход», «Расход», «Финансовый результат», далее заполните таблицу исходными данными согласно рис. 1.
Краткая справка. Для ввода дней недели наберите «Понедельник» и произведите автокопирование до «Воскресенья» (левой кнопкой мыши за маркер автозаполнения в правом нижнем углу ячейки). При заполнении таблицы пользуйтесь цифровыми клавишами в правой нижней части клавиатуры.
5.Произведите расчеты в графе «Финансовый результат» по следующей формуле:
Финансовый результат = Доход – Расход.
Для этого в ячейке D4 наберите формулу =В4-С4.
Краткая справка. Введите расчетную формулу только для расчета по строке «Понедельник», далее произведите автокопирование формулы (так как в графе «Расход» нет незаполненных данными ячеек, автокопирование можно производить двойным щелчком мыши по маркеру автозаполнения в правом нижнем углу ячейки).
6.Для ячеек с результатом расчетов задайте формат «Денежный» с выделением отрицательных чисел красным цветом (Формат/Ячейки/вкладка Число/формат— Денежный/ отрицательные числа — красные.Число десятичных знаков задайте равное 2).
Обратите внимание, что цвет отрицательных значений финансового результата изменился на красный.
7.Рассчитайте средние значения Дохода и Расхода, пользуясь мастером функций (кнопка fx). Функция «Среднее значение» (СРЗНАЧ) находится в разделе «Статистические». Для расчета среднего значения дохода установите курсор в ячейке В11, запустите мастер функций (Вставка/Функция/категория — Статистические/СРЗНАЧ). В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета среднего значения — В4:В10. Аналогично рассчитайте «Среднее значение» расхода.
В ячейке D13 выполните расчет общего финансового результата (сумма по столбцу «Финансовый результат»). Для его выполнения удобно пользоваться кнопкой Автосуммирования(Σ) на панели инструментов или функцией СУММ. В качестве первого числа выделите группу ячеек с данными для расчета суммы — D4:D10.
9.Проведите форматирование заголовка таблицы. Для этого выделите интервал ячеек от А1 до D1, объедините их кнопкой панели инструментовОбъединить и поместить в центре или командой меню (Формат/Ячейки/вкладкаВыравнивание/отображение — Объединение ячеек). Задайте начертание шрифта — полужирное; цвет — по вашему усмотрению. Конечный вид таблицы приведен на рис. 2.

Рис. 2. Таблица расчета финансового результата
10.Постройте диаграмму (линейчатого типа) изменения финансовых результатов по дням недели с использованием мастера диаграмм.
Для этого выделите интервал ячеек с данными финансового результата и выберите команду Вставка/Диаграмма. На первом шаге работы с мастером диаграмм выберите тип диаграммы — линейчатая; на втором шаге на вкладке Ряд в окошке Подписи оси Х укажите интервал ячеек с днями недели — А4:А10. Далее введите название диаграммы и подписи осей. Дальнейшие шаги построения диаграммы осуществляются автоматически по подсказкам мастера. Дальнейшее форматирование выполните самостоятельно в соответствии с видом диаграммы на рис. 3.

Рис. 3. Конечный вид диаграммы
Произведите фильтрацию значений дохода, превышающих 4000 р.
Краткая справка. В режиме фильтра в таблице отображаются только те данные, которые удовлетворяют некоторому заданному критерию, при этом остальные строки таблицы скрыты. В этом режиме все операции форматирования, копирования, автозаполнения, автосуммирования и т.д. применяются только к видимым ячейкам листа.
Для установления режима фильтра установите курсор внутри таблицы и воспользуйтесь командой Данные/Фильтр/Автофильтр. В заголовках полей появятся стрелки выпадающих списков. Щелкните по стрелке в заголовке поля, на которое будет наложено условие (в столбце «Доход»), и вы увидите список всех неповторяющихся значений этого поля. Выберите команду для фильтрации — Условие.
В открывшемся окне Пользовательскийавтофильтрзадайте условие «Больше 4000». Произойдет отбор данных по заданному условию.
Проследите, как изменились вид таблицы (рис. 4) и построенная диаграмма.
12. Сохраните созданную электронную книгу в своей папке.

Рис. 4. Вид таблицы и диаграммы после фильтрации данных
Самостоятельная работа № 9Разработка творческого задания: создание презентаций на тему «Времена года» в программе MSPowerPoint
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Задание. Создать презентацию "Времена года", состоящую из следующих слайдов (рис. 1-6):

Рис.1. Слайд 1.
Рис.2. Слайд 2.

Рис.3. Слайд 3.
Рис.4. Слайд 4.

Рис.5. Слайд 5.
Рис.6. Слайд 6.
Задание 1. Создать титульный слайд с анимацией (рис. 1).
Фон – градиентная заливка от голубого до оранжевого цвета.
Четыре прямоугольника, расположенных плотно друг к другу, одинаковых по размеру, но разных по цветам. Слева направо: голубой (тот же цвет, что и в градиентной заливке фона), светло-зеленый, темно-зеленый, оранжевый.
Надпись "ВРЕМЕНА ГОДА", выполненная средствами WordArt'а, цвет букв - белый.
Надписи "ЗИМА", "ВЕСНА", "ЛЕТО", "ОСЕНЬ", выполненные средствами WordArt'а, цвет букв совпадает с цветом соответствующего прямоугольника.
Анимация (табл. 1, объекты идут в порядке появления на экране):
Таблица 1.
№ Объект Вид анимации Направление Время
1 Текст ВРЕМЕНА ГОДА жалюзи вертикальные после предыдущего
2 Текст ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ вылет сверху слева после предыдущего
3 Прямоугольники вылет сверху после предыдущего
Комментарии к выполнению задания
Построить четыре одинаковых прямоугольника:
построить один прямоугольник произвольного размера;
продублировать его трижды, разместив дубликаты плотно друг к другу;
перекрасить прямоугольники (слева направо: голубой, светло-зеленый, темно-зеленый, оранжевый) и убрать обводку;сгруппировать все прямоугольники (Контекстное меню> Группировать);
изменить размер группы так, чтобы она целиком закрывала страницу и не выходила за ее границы;
Задать фон (Контекстное меню \ Формат фона): градиентная заливка из двух цветов от голубого до оранжевого; нажать кнопку Применить ко всем.
Добавить название "ВРЕМЕНА ГОДА" - объект WordArt:
Названия времен года (гиперссылки): "ЗИМА", "ВЕСНА", "ЛЕТО", "ОСЕНЬ" - объекты WordArt; цвет заливки совпадает с цветом соответствующего прямоугольника; контур - черный.
распределить названия на прямоугольниках, для этого выделить объект, выбрать вкладку Формат - панель Упорядочить - кнопку Выровнять;
после того, как будут созданы все слайды, настроить действия:
-По щелчку мыши: Перейти по гиперссылки на слайд… (выбрать в списке соответствующий слайд) и Выделить; -По наведении указателя мыши: Выделить.
Настроить анимацию (табл. 1).
Задание 2. Создать образец слайдов(рис. 7).
Сверху расположен заголовок – прописные буквы белого цвета.
В центре слайда - поле из четырех одинаковых белых квадратов.
Слева – четыре прямоугольных надписи: "ЗИМА", "ВЕСНА", "ЛЕТО", "ОСЕНЬ"; цвет букв совпадает с цветом соответствующего прямоугольника.
Внизу – управляющие элементы: стрелка влево (действие – вернуться на предыдущий слайд), стрелка вправо (действие – перейти на следующий слайд), надпись "ВЫХОД" (действие – переход на последний слайд).
Рис.7. Образец слайдов
Комментарии к выполнению задания
Выполнить команду: Вид \ Образец \ Образец слайдов.
На «родительском» слайде удалить все элементы, кроме заголовка.
Задать параметры заголовку: прописные буквы; форматирование по правому краю; цвет - белый.
Добавить четыре одинаковых квадрата в центре (черный контур, белая заливка). Сгруппировать.
нарисовать верхний левый квадрат;
Кнопки для перехода на слайды:
создать первую кнопку инструментом Надпись: прямоугольный контейнер немного выходит за пределы слайда; обводка – черный цвет; заливка – белый цвет; цвет букв совпадает с выбранным «сезонным» цветом; форматирование текста – по правому краю;
скопировать трижды, изменить надписи, после чего распределить по вертикали;
после того, как будут созданы все слайды, настроить действия:
-По щелчку мыши: Перейти по гиперссылке на слайд… (выбрать в списке соответствующий слайд) и Выделить.
Стрелки внизу экрана для перехода на предыдущий и на следующий слайды:
нарисовать стрелки; расположить по краям и выровнять по нижнему краю;
настроить действия: щелчок по левой стрелке – Перейти по гиперссылке: На предыдущий слайд, а по правой - Перейти по гиперссылки: На следующий слайд.
Создать по центру слайда надпись ВЫХОД: настроить действие По щелчку мыши – Перейти по гиперссылке: На последний слайд.
Закрыть образец слайдов и перейти в обычный режим.
Задание 3. Создать слайды по образцу (рис. 2-4) и последний слайд (рис. 6).
На основе созданного в задании 2 образца слайдов, добавить четыре слайда с заголовками "ЗИМА", "ВЕСНА", "ЛЕТО", "ОСЕНЬ".
На первом слайде и на образце слайдовдля надписей "ЗИМА", "ВЕСНА", "ЛЕТО", "ОСЕНЬ" настроить переход на соответствующий слайд.
На каждом слайде слева выделить красным прямоугольником надпись, соответствующую данному слайду (например, на слайде "ЗИМА" надпись "ЗИМА").
На слайдах разместить рисунки из папки «Рисунки к презентации».
На шестом сладе добавить надпись "До новых встреч" и две гиперссылки с соответствующими переходами – "СНАЧАЛА" (переход на первый слайд), "ВЫХОД" (завершение показа).
Самостоятельная работа № 10Создание базы данных в СУБД MSAccess
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Прежде, чем создать свою базу, создайте каталог BASE в папке Документы.
Запустите MicrosoftAccess 2010 из меню Пуск в папке MSOffice 2010 .
Далее выбираем и меняем расположение базы данных на созданную папку BASE используя. Присвоим базе данных имя «Список учеников» и нажмём клавишу «Создать».

Создав файл, Access раскрывает пустое окно базы данных, и в этом окне можно будет проводить все операции - создавать и манипулировать объектами БД. Окно базы данных порождает множество дочерних окон объектов (таблицы, запроса, формы и т.д.), и каждое такое окно может быть закрыто автономно - любым из стандартных способов Windows.

По умолчанию открывается окно для создания Новой таблицы. Выберите в списке вкладок в верхней части окна базы данных вкладку Создание, далее Конструктор Таблиц. Создадим новую структуру базы данных.

В верхней части окна находится создаваемый или модифицируемый макет таблицы, который представляет собой просто список полей с указанием имени поля, типа данных и описания.
В столбце Имя поля введите произвольное имя поля, а в следующем столбце укажите Тип данных для этого поля. Тип данных можно выбрать из раскрывающегося списка. Как только курсор оказывается в столбце Тип данных, в нижней части окна возникает бланк

Свойства поля (характеристики данного поля). Он представляет собой перечень свойств (слева - название свойства, справа - значение этого свойства) с окном подсказки по каждому свойству.

Перечень свойств меняется в зависимости от типа данных, который в текущий момент отображается в столбце Тип данных. Щелкнув мышью на поле значения в бланке свойств, вы можете изменить это значение (в рамках допустимого для этого типа данных). Большинство значений принимается системой по умолчанию, многие свойства можно изменить самостоятельно.

Некоторые значения можно выбрать из раскрывающегося списка. После добавления поля «Дата рождения» Access предложит сохранить базу данных (введите название первой базы «Список класса»), а затем укажите первичный ключ - «Да».

Создайте базу данных со следующей структурой:
39624001040765
Теперь зададим поле КЛЮЧ, для этого выберем в таблице поле № личного дела и нажмём в панели инструментов значок или нажав правой кнопкой мыши на поле «№ личного дела» выберем «Ключевое поле».


Тем самым вы определите первичный ключ своей таблицы (и запретите ввод записей с повторяющимся значением первичного ключа).
Примечание. Поле первичного ключа определять не обязательно, но желательно. Если первичный ключ не был определен, MicrosoftAccess при сохранении таблицы спросит, нужно ли создать ключевое поле.
Выбрав в ленте Режим и в меню Режим таблицы, переключите отображение созданной таблицы базы данных (структуры) в режим отображения таблицы.

При этом обязательно сохраните таблицу под именем Список класса.
Заполните таблицу по предложенному образцу:

Измените структуру таблицы, вставив перед столбцомДата рождения столбец с полем Пол. Для этого, выделив столбец Отчество, выберите в «Ленте» нужный тип поля, в нашем случае . Переименуйте вставленный столбец, выделив столбец Поле 1 и дважды щёлкнув на заголовке. После этого задайте столбцу имя - Пол.
Для определения свойств нового поля переключите таблицу в режим Конструктора (в «Ленте» – «Режим» - «Конструктор». Определите для поля Пол логический тип данных, а на вкладке Общие в области описания Свойства поля выберите формат Да/Нет и отредактируйте его, записав как Муж/Жен.
Переключите отображение таблицы в Режим таблицы и в поле Пол, включите флажки в записях с мальчиками. Переместите столбец Пол, установив его справа от поляДата рождения. Для этого выделите столбец Пол, щелкнув область выделения поля со словом Пол, затем отпустите кнопку мыши. Снова нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее в области выделения поля, перетащите столбец Пол в нужное положение.

Отсортируйте записи в таблице по алфавиту фамилий, для чего, щелкнув поле Фамилия, нажмите кнопку «Сортировка» по возрастанию в панели инструментов MS Access. Отсортированная таблица измененной структуры будет выглядеть, как показано на рисунке.

Самостоятельная работа № 11Заполнение сравнительной таблицы по работе в сетях различных топологий
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Топология Преимущества Недостатки
Шина Кольцо Звезда Самостоятельная работа № 12Написать сообщение на тему «Протоколы передачи данных».
Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
В сообщении написать классификацию протоколов, раскрыть понятие Модели OSI и описать основные протоколы передачи данных.
Самостоятельная работа № 13Работа с конспектом занятий, учебной и технической литературой.
Поиск информации в Интернете
Указание адреса страницы.
Открыть InternetExplorer двойным щелком ЛКМ по значку на рабочем столе.
Ввести в адресную строкуhttp://top140.com/fantasy/library/tolkien.htmПо полученным материалам выяснить, где и когда родилсяДж.Р.Р.Толкиен (автор книги «Властелин кольца»).
Скопировать полученные данные и вставить под номером 1 в файл текстового процессора MicrosoftWord 2003.
Передвижение по гиперссылкам поискового каталога.
Ввести в адресную строку – www.list.ru (название поискового каталога).ENTER.
Выбрать рубрику «Культура и искусство», перейти по гиперссылке - театр
Перейти по гиперссылке – драматический театр.
Перейдём по гиперссылке «Большой Драматический Театр».
На сайте театра найти гиперссылку «История»
В полученном материале найдите дату основания большого театра.
Скопировать полученные данные и вставить под номером 2 в файл текстового процессора MicrosoftWord 2003.
Поиск по ключевым словам в поисковом каталоге.
В таблице приведены запросы к поисковому серверу Yandex. Для каждого номера укажите количество страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.
1 Принтеры&сканеры&продажа 2 Принтеры&продажа 3 Принтеры | продажа 4 Принтеры | сканеры | продажа Результаты работы в порядке убывания под номером 3 внесите в текстовый файл.
Творческая часть практической работы.
Используя удобный для вас тип поиска, самостоятельно выполните следующее задание:
В сети Интернет требуется найти информацию о большой белой акуле (кархародон). Сформулируйте запрос к поисковой системе с использованием языка запросов так, чтобы была найдена информация о физических данных акулы (размеры акулы, вес, размеры зубов, продолжительность жизни и т.д.) и местах обитания.
Этапы поиска пропишите в текстовом файле.
Полученную информацию под номером 4 разместите в том же текстовом файле, что и пункты 1-3.

Список используемой литературыАлексеева И.В. Сборник задач и упражнений по курсу «Информатика». – Обнинск: Обнинский институт атомной энергетики, 2007.
Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы  информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева.- М.: Наука, 2008 г.
Информатика.- / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. – М.: 2007.
Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: Справочная книга.- М.: Финансы и статистика, 2008