Урок-путешествие. Планеты-гиганты и маленький Плутон


Урок-путешествие.
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Учитель географии : Артамонникова Ирина Васильевна
Цели:
Образовательные:
способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, отличий планет «Земной группы» от планет-гигантов.
 Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,    развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.Воспитательные:
 способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.
Предметные:
Составление характеристики планет-гигантов по плану.
УУД.
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя.оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
 учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация, схема « Планеты Солнечной системы»
Оборудование для учеников:
 компьютер, папка с карточками, учебник
 «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный  этап.
Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Сегодня мы совершим увлекательное  космическое путешествие. Для этого у нас на столах имеются «космические путеводители».
 Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?
( Планеты Земной группы)
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель:
Основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.
- Работа по карточкам (зеленого цвета)
На карточках названия планет Солнечной системы, необходимо выделить планеты Земной группы  в правильном порядке ( работа в парах).
Правильный ответ на слайде №3
- Космический диктант.
Пока мы с вами собирались в полёт, мне встретился наш старый знакомый фантазёр Петя.
В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывки из его дневника и найти, то что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки.
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.
на Венере нет лесов, т. к. там вообще нет жизни;
- не может быть морей и океанов с розовой водой, т. к. нет воды в жидком состоянии;
- на Венере не бывает холодной зимы, т. к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.( слайд №4)
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
- Не могли встретить марсиане, т. к. на Марсе нет жизни; - вулкан Олимп имеет высоту 27 км;
- на самом деле Марс значительно меньше Земли - имеет только 2 спутника(Слайд №5)
- Работа  на желтых карточках
Какие утверждения верны.
1. Марс – самая маленькая планета земной группы. (нет)
2. Луна – единственный естественный спутник Земли.(да)
3. Солнечную систему составляют только планеты.(нет)
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.(да)
5. Меркурий имеет мощную атмосферу.(нет)
Взаимопроверка, верные ответы на слайде №6
По количеству набранных баллов соответствующая оценка.
Пополнив свой «космический запас» знаниями о планетах земной группы, мы отправляемся к другим планетам.
Используя учебник назовите:
- К каким планетам мы отправимся?
- Назовите планеты- гиганты.
Запишем в тетради число и тему урока «Планеты-гиганты и маленький Плутон»( Слайд №7)
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
 Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными характеристиками планет – гигантов.
А. Работа  с карточками розового цвета
На карточках перечислены различные характеристики планет, необходимо определить характеристику только планет-гигантов, можно использовать текст учебника на стр 57
( работа в группах по 4 человека.)
Проверка на слайде№8. Характеристики записать в тетрадь.
Б. Космическая разминка для глаз.
В. Работа по опережающему заданию .Предварительно класс  был разделен на 5 групп .Задания для каждой группы.
- Используя материал учебника ( стр 57-60) и дополнительные материалы, приготовленные дома, изучите особенности своей планеты.
- Составьте краткую презентацию своей планеты космическим туристам,
- Презентация включает в себя: описание внешнего вида жителей, характеристика планеты, продолжительность года, известные люди по продолжительности жизни года планеты.
Название планеты Диаметр Температура Состав поверхности Состав атмосферы Спутники Продолжи-
тельностьгода Продолжи-
тельность жизни людей
Юпитер 140 тыс.км -130 Газовая (Водород) Водород 28 (Ганимед) 12 лет 5-6 класс
Сатурн 120 тыс.км -170 Газовая (Водород) Водород 33 ( Титан) 30 лет Есенин С. (30), Лермонтов М.Ю.(27)
Уран 51 тыс.км -224 Газовая (Водород) Водород 20 84 года Ж.Верн(83),
И.Ньютон (84)
Нептун 49,5 тыс.км -220 Газовая (Водород) Водород 8 165 лет Долгожители (133 француженка)
Плутон 2390 км -230 Газовая( метан) Азот,метан5 250 лет -
Работа на белых карточках. Каждая группа делает выступление о своей планете, остальные заполняют карточку.
Г. Космическая разминка
Мы работаем с утра,
Отдохнуть чуть-чуть пора.
Встанем с вами на разминку,
 Выпрямим мы нашу спинку.
Потянулись и нагнулись.
Вправо, влево повернулись,
Раз- присели, два –мы встали,
Мы немножечко устали,
Покрутили головой,
Словно вертим шар земной.
Покачаем мы руками,
 Словно вызвали цунами
И попрыгаем на месте,
А сейчас походим вместе.
Выдох, вдох, выдох, вдох,
И продолжим наш урок.
Этап первичного закрепления полученных на уроке знаний.
Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.
- Повторим планеты Солнечной системы .- Работа с электроны приложением «Планеты- гиганты и маленький Плутон»
Задание на дом:
Параграф 11.
Творческое задание : составить кроссворд  «Планеты Солнечной системы»
Рефлексия.
- Что нового на уроке вы узнали?
-Что было для вас необычным, интересным?
-Что вызвало затруднение?
Определите свое место в Солнечной системе:
Если урок понравился и не вызвал затруднения –моя планета Земля ( благоприятные условия для жизни)
Если на уроке было скучно, много непонятного – планеты удаленный от Солнца или наоборот .(На магнитной доске на схему «Планеты Солнечной системы» ребята приклеивают значки)