Методическая разработка к курсу групповых занятий по профилактике профессионального выгорания педагогов. «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» (для педагогов системы образования)

Т.В. Склярова, Т.Н. Чикер
ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка к курсу групповых занятий по профилактике профессионального выгорания педагогов.
«Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» (для педагогов системы образования)
В последнее время в сфере образования происходят значительные изменения. Так, приняты и реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые определяют принципы организации образовательного процесса в образовательных учреждениях.
ФГОС требует от педагога постоянного профессионального роста и совершенствования личностных качеств. Педагог должен быть профессионалом, владеющим всеми современными информационными и педагогическими технологиями, интересной личностью, иметь высокую степень стрессоустойчивости, уделять большое внимание воспитательному процессу.
Педагог – центральная фигура учебно-воспитательного процесса. Как писал К.Д. Ушинский «влияние личности воспитателя нельзя заменить не учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений». Именно от педагога зависит эффективность процесса обучения, желание или не желание детей заниматься изучением какого-либо предмета.
Педагог – это, как правило, увлеченный, вдохновленный человек со множеством творческих идей. Однако в процессе своей профессиональной деятельности педагоги испытывают психические перегрузки, стрессы, трудности в установлении межличностных отношений. Все это способствует снижению эмоционального фона, снижению самооценки. Поэтому проблема психологического благополучия педагога является одной из актуальных проблем системы образования.
Одной из форм эффективной помощи педагогам выступают психо-коррекционные методы, способствующие развитию внутренних средств саморазвития и самовосстановления.
Состояние человека во многом зависит от окружающей его цветовой палитры, от характера окружающей музыки, от способов выражения эмоционального состояния, от произведений искусства, окружающих человека. Выбор того или иного цвета, произведения искусства, музыкального произведения отражает эмоциональное состояние человека, состояние его здоровья. Использование цвета, музыки, танца, произведений искусства в качестве средства профилактики и коррекции проводится в разных странах в течение достаточно длительного времени и показало высокую эффективность.
Нами разработана и реализуется программа групповых занятий «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» для педагогов образовательных учреждений.
Программа «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» предназначена для создания условий гармонизации личностного развития, улучшения эмоционального состояния участников. Планируемый результат достигается посредством работы с музыкой, танцем, цветовой палитрой, произведениями искусства (живопись, фотография).
Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна используется в психотерапии. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. В нашей программе мы используем и «пассивную» (когда участники слушают предложенную музыку), и «активную» (когда участники включаются в музицирование) музыкотерапию. Музыка используется в нашей программе как изолированно в качестве основного и ведущего психотерапевтического фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и в качестве музыкального сопровождения других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Еще одним направлением работы по развитию эмоциональной психорегуляции в программе «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» является арт-терапия. Мы используем как арт-терапевтические упражнения, относящиеся к «активной» арт-терапии (спонтанное изображение своих чувств и проблем на бумаге изобразительными средствами), так и арт-терапевтические упражнения, относящиеся к «пассивной» арт-терапии (выбор произведения искусства). В нашей программе используются оба выше названные метода арт-терапии, так как это позволяет сочетать достоинства этих методов.
Главное достоинство «активной» арт-терапии – личностное творческое воплощение эмоциональной жизни. Достоинством «пассивной» арт-терапии является возможность использовать художественную мощь и совершенство шедевров искусства.
Кроме того, в нашей программе мы используем методы цветотерапии. Всем известно влияние цвета на психику человека. Методы цветотерапии позволяют как определить психологическое состояние человека, так и корректировать его.
Следующим методом, используемым в программе является танцевальная терапия. Танец является действенным средством самораскрытия и выражения чувств. А также является эффективным средством общения и способствует решению межличностных проблем.
На занятиях проводится работа по улучшению состояния посредством прослушивания определенных музыкальных произведений, участия в музицировании, пении, танцах, посредством изобразительного творчества. Таким образом, происходит расширение репертуара форм самовыражения участников, повышение психоэнергетического потенциала, улучшения эмоционального состояния. В случае выявления у участников проблем, требующих более длительной работы, рекомендуется дальнейшее индивидуальное консультирование у специалистов.
Результаты, достигнутые участниками, в ходе работы по программе позволяют им быть более успешными в своей профессиональной деятельности и межличностных отношениях.
Целью работы по программе «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» является создание условий для развития эмоциональной психорегуляции через развитие навыков самовыражения. Для достижения поставленной цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи: развитие способности эмоциональной саморегуляции за счет осознания своих эмоций, чувств, переживаний и эмоций, переживаний других людей; повышение самооценки; расширение репертуара форм самовыражения; развитие мотивации к самопознанию.
Программа «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» рассчитана на педагогов системы образования. Реализация программы предполагает сотрудничество районного психологического центра и образовательных учреждений. Специалисты психологического центра в соответствии с договором осуществляют работу по программе на базе образовательного учреждения. Достоинством такой модели реализации программы является независимость специалистов психологического центра от сложившихся стереотипов взаимодействия специалистов данного образовательного учреждения. Поэтому педагоги образовательного учреждения имеют возможность по-новому взглянуть на своих коллег, осознать и изменить свои взаимоотношения с ними.
Началом планируемых позитивных изменений является осознавание своего эмоционального и психофизиологического состояния, особенностей своей индивидуальности. Таким образом, происходит «знакомство с самим собой», а далее педагоги учатся выражать себя в музыке и цвете, обучаются управлению своими эмоциями.
Занятия начинаются с диагностики эмоционального состояния участников при помощи цветового теста Люшера. Далее участники выбирают репродукции картин, фотографий, музыкальное произведение, что позволяет им осознать свое эмоциональное и психофизиологическое состояния, особенности своей индивидуальности. Выбор и обсуждение репродукции картин, фотографий также позволяет педагогам осознать и мобилизовать свои внутренние ресурсы. Научившись целенаправленно находить доступ к своим ресурсам, педагоги могут использовать приобретенный навык в стрессовых ситуациях, что способствует снятию внешнего и внутреннего напряжения, а также предупреждению и разрешению конфликтов с которыми сталкивается педагог.
На втором занятии проводится работа по улучшению эмоционального и психофизиологического состояния посредством прослушивания специально подобранных музыкальных произведений. Участники прослушивают музыкальные произведения в определенной последовательности. После этого педагоги ранжируют прослушанные мелодии от самой привлекательной до самой непривлекательной. Ведущие занятий сообщают каждому участнику название тех музыкальных произведений, которые были выбраны им как наиболее понравившиеся. Таким образом, педагоги получают возможность использовать эту музыку в стрессовых ситуациях как средство психорегуляции своего эмоционального состояния.
Следующая часть занятия посвящена изобразительному творчеству участников. Педагоги выполняют рисунок на заданную тему, после чего работают с выполненным рисунком в направлении его оптимизации.
В процессе проведения упражнений педагоги осознают как свои эмоции, чувства и переживания, так и чувства и переживания других участников. Они делятся своими чувствами и эмоциями с группой, обсуждают процесс и результат выполнения упражнения. Все это способствует развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Вторая ступень занятий посвящена развитию умения выражать собственное «Я» в движении и танце, а также осознанию «себя в мире и мира в себе», повышению психоэнергетического потенциала.
На первом занятии второй ступени происходит развитие навыков самовыражения. Упражнения танцевальной терапии способствуют улучшению физического и эмоционального состояния, способствуют повышению самооценки за счет создания позитивного образа собственного тела, развитию коммуникативных навыков. На занятии используется как индивидуальные танцы (образ - «Я» и т. д.), так и групповые танцы (например, «танцы народов мира»).
Второе занятие второй ступени посвящено активному музицированию и вокализации. Педагоги занимаются как индивидуальной, так и групповой вокализацией, что способствует снятию напряжения, расширению репертуара форм самовыражения. На этом же занятии проводится упражнение «Музыкальный диалог». В процессе упражнения участники общаются друг с другом посредствам выбранных музыкальных инструментов. Упражнение способствует осознанию характера своей коммуникации с партнером по общению и улучшению своих взаимоотношений с ним. В завершении второго занятия проводится упражнение «Оркестр». Участникам предоставляется набор разнообразных музыкальных инструментов. Педагоги выбирают понравившийся им музыкальный инструмент (желательно тот, на котором они никогда не играли). Ведущими занятия назначается дирижер. Далее проводится «репетиция оркестра» и «концерт». Упражнение способствует повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков, расширению репертуара форм самовыражения.
Занятия по программе неоднократно проводились с группами специалистов системы образования.
Опыт работы по программе «Развитие эмоциональной психорегуляции средствами искусства» показывает, что результатом обучения по программе педагогов являются:
 улучшение эмоционального состояния
 приобретение навыков эффективного управления своими эмоциями в стрессовых ситуациях
 улучшение взаимоотношений между участниками занятий
 открытие нового в знакомом и привычном
 достижение внутреннего равновесия с собой и окружающим миром

15