Реферат На тему: «История развития дополнительного (внешкольного) образования »


Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования Учебный Центр
Реферат
На тему: «История развития дополнительного (внешкольного) образования »
Выполнил преподаватель:
Брюшинина Т.Ю.

Таксимо
2014
Введение
Актуальная проблема нашего времени среди молодежи – проблема проведения свободного времени.
Как определяет понятие свободного времени А.В. Леонтович: свободное время (досуг) — обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учеба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
Чтобы с пользой проводить свой досуг, раскрыть внутренние качества и талант ребенка успешно действует дополнительное образование для детей школьного возраста.
Как определяет формулировку «Дополнительное образование» Большая советская энциклопедия –это совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди населения.
Закон «Об образовании в РФ» говорит, что: дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
Направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Принципы организации свободного времени детей
Отрасль рыночной экономики, ориентированная на обеспечение потребностей платежеспособного населения в организации детского досуга;
Решение задачи снижения уровня криминальности среди малообеспеченной части населения, отвлечения детей «от улицы»;
Мотивация на социализацию и выбор профессии в востребованных отраслях экономики;
В СССР: свободное время – ресурс личностного роста и всестороннего развития человека коммунистического будущего, и задача государства – создать условия для обеспечения столь важной функции свободного времени людей. Идея использования свободного времени детей для их интеллектуального и личностного развития.
1.История развития дополнительного образования
Внешкольное образование и воспитание в конце XIX в.
1. Полифункциональные организации и формы.
• общества содействия народному образованию,
• народные дома,
• библиотеки и читальни,
• клубные объединения.
2. Специализированные организации и формы.
• воскресные школы,
• народные чтения,
• повторительные курсы для взрослых.
3. Организации, решающие частные проблемы внешкольного образования.
• благотворительные общества,
• книжные склады,
• профильные (естественнонаучные, спортивные, технические, театральные) кружки и общества.
(По С.А.Кононовой)
Инициативы начала ХХ в.С.Т.ШацкийЦель – удовлетворение культурных и социальных потребностей детей из малообеспеченной части населения; воспитание через труд; детско-взрослые сообщества.
1905 - Дневной приют для приходящих детей;
1906 - Общество «Сетлемент».
1909 - Общество «Детский труд и отдых»;
1911 – Трудовая коммуна «Бодрая жизнь»;
1919 – Первая опытная станция по народному образованию.
Идеологи СССР о дополнительном воспитании
Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития. Мы должны инициативу детей подхватывать, помогать ребятам и в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы (...). Мы должны укреплять всячески детские технические станции, организовывать экскурсии на предприятия, на электрические станции и пр. Надо во Дворцах культуры устраивать рабочие комнаты, где бы ребята могли делать то, что им хочется.
Н.К.Крупская
«О коммунистическом воспитании школьников»
Идеологи СССР о дополнительном воспитании
Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не просто времяпровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д. Сделайте все это доступным населению, втяните во все это население, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницуА.В. Луначарский
«Что такое образование?»
Начало внешкольного образования в СССР
В ноябре 1917 г. в народном комиссариате просвещения создается отдел внешкольного образования;
1918 г. – Станция юных любителей природы (юных натуралистов, Москва);
1926 г. – Центральная станция юных техников (Москва).
Специализированные учреждения
1923 - 1925 гг. – под влиянием идей электрификации страны, плана ГОЭЛРО открываются электротехнические кружки в Орле, Ростове-на-Дону, Смоленске и др.
1928 г. – Центральная детская техническая и сельскохозяйственная станция Украины (Харьков).
1935 г. – Детская железная дорога (Тбилиси), в 1937 г. железные дороги были созданы в 54 городах страны, Дом колхозных ребят (Кировская область), детская водная станция (Архангельск),
1937 г. – Детская автотрасса (Москва), детский сахарный завод (Винница).
Многопрофильные учреждения
С 1935 г. во всех крупных городах создаются многопрофильные внешкольные учреждения – Дворцы пионеров – Харьков (1935), Ленинград (1936), Москва (1936) и др.
К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений.

Специфика внешкольных учреждений
Одной из функций этих учреждений была популяризация научно-технических знаний, адаптированных к разным возрастам. Занятия велись в виде самодеятельных «проектов» с элементами игры. Руководили такими «секциями» и кружками, как правило, энтузиасты из педагогов, инженеров или мастеров какого-то дела,
часто старики. В личном контакте, в непрерывных беседах и воспоминаниях, в совместной работе руками они вводили подростков в курс дела какой-то профессии, знакомили с ее историей и достижениями, «социализировали» рассказами о повседневной реальности сообщества.
Популяризация науки
В 1931 г. в издательстве «Наука» была создана серия «Научно-популярная литература». В 1940 году выпуск научно-популярных книг достиг годового тиража 13 млн экземпляров. К началу 1970-х тиражи выросли до 70 млн, а в 1981 году выпуск научно-популярной литературы составил 2451 наименование общим тиражом 83,2 млн экземпляров.
Система периодических научно-популярных изданий для школьников, организаторами и редакторами которых являлись крупнейшие ученые – академики П.Л.Капица, А.Н.Колмогоров и др. (Знание-Сила, Юный натуралист, Квант и др.)
Пропаганда достижений
Когда нужно было создать благоприятный социально-психологический климат для поддержки крупной научно-технической программы, то подключались ресурсы как государственной системы управления (советских, ведомственных и партийных структур), так и пересекающих эти линии по горизонтали общественныхорганизаций — комсомола, профсоюзов, обществ. В ряде случаев такие кампании приобретали общенациональный характер и носили форму квазирелигиозного действа.
(С.Кара-Мурза)
Всероссийское общество «Знание»
В июле 1947 г. по инициативе группы выдающихся ученых было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний ( в 1963 году переименовано во Всесоюзное общество "Знание").
Научные общества учащихся
1960-е годы – системное развитие поисковой, экспериментальной и исследовательской работы школьников.
1962 г. - Малая академия наук «Искатель» (Симферополь).
1975 г. - Первый Всероссийский слет актива научных обществ (Москва). Действует 318 городских научных обществ учащихся и малых академий наук.
Поддержка со стороны АН СССР, ВЛКСМ.
Олимпиадное движение
«Олимпиады для учащейся молодёжи» проводило Астрономическое общество Российской империи;
Заочные конкурсы по решению математических задач проводились с 1886 г.;
Городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии проводились с 1930-х гг.;
В 1964 утверждена государственная система предметных олимпиад школьников.
Заочные школы при вузах
Всероссийская заочная физико-техническая школа при Московском физико-техническом институте;
Специальные дистанционные образовательные программы для школьников, которые ведут преподаватели, студенты и аспиранты.
Вечерние школы при вузах
С начала 1950-х годов вузы организуют вечерние школы для школьников;
Предоставляются лаборатории, материалы и оборудование для экспериментальной работы подростков.
Особенности советского периода
Эффективное использование дореволюционных систем образования и науки и их наработок;
Образование – не сфера услуг, а государственная программа;
Единая трудовая школа, основанная на концепции системного (университетского) образования;
Преемственность видов и уровней образования, наличие социальных лифтов (расширение социальной базы науки и техники);
Разветвленная система внешкольных форм работы;
Сеть общественных отраслевых и политических детских организаций;
Взаимодействие с профильными учреждениями, институт шефства;
Личное участие крупных деятелей науки и государства;
Государственные программы по пропаганде науки и техники.
Специфика дополнительного образованияв России
Сохранение государственного статуса и финансирования;
Наличие особой категории педагогических и методических кадров дополнительного образования;
Реализация самостоятельных образовательных программ;
Отставание от инновационных процессов и современных технологий;
Отсутствие системы многоканального финансирования на фоне ограниченности государственной поддержки.
Функции внешкольного дополнительного образования
Создание дополнительных образовательных возможностей;
Формирование детско-взрослых сообществ;
Площадка для свободной апробации и развития инновационных практик (ярко выражено в советский период)
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16.000 учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возврате от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, общественных организаций. Важной чертой дополнительного образования в России является ее бесплатность и общедоступность. Дополнительное образование для современных детей это отличная база для благополучного безопасного и перспективного детства, которая не только идет в ногу со временем, но и успешно развивается.