Урок по теме «Семья. Общественные насекомые»

Технологическая карта
Учебный предмет: «Окружающий мир»
Класс: 1
Программа: «Гармония»
Учебник: О.Т. Поглазова, «Окружающий мир»
Учитель: Коровина Ирина Ивановна учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Краснослободска

ТЕМА РАЗДЕЛА: «Разнообразие и красота животных» (18 часов)

Тема урока: «Семья. Общественные насекомые» (47/8)
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД

Целеполагание для ученика
(ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Целеполагание для учителя
(в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать)

Предметные результаты
Знать:
- существенные признаки общественных насекомых;
- 2 - 4 представителя общественных насекомых;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.
Уметь:
- различать общественных насекомых;
-описывать общественных насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
- формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе с пчёлами и муравьями;
-создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
-оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
- в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
- важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
-многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
- обеспечения безопасности своей жизни;
- выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Цель: формировать представление об общественных насекомых.

Задачи
Образовательные:
-познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;
- учить удивляться обычному;
- закрепить знания о насекомых.
Развивающие:
- развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
-развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
- обеспечить достижение указанной цели урока и создать на уроке условия для развития мыслительных способностей учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.
Познавательные:
- узнать, каких насекомых называют общественными и почему.


Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины

Насекомые.
Семья.
Общество.
Общественные насекомые. Отличие образа жизни общественных насекомых от других насекомых.

Общеучебные компетенции: - учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля); - учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать); - учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).

Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая и проектная деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная

Оборудование и оснащение урока
Учебно - наглядные (информационные) пособия:
Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова - Смоленск: «Ассоциация ХХ
· век», 2012 год
Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова - Смоленск: «Ассоциация ХХ
· век», 2011 год
Толковый словарь С.И. Ожегова
Презентация обучающихся «Пчёлы», «Муравьи»
Презентация к уроку для обучающихся «Семья. Общественные насекомые»
Иллюстрации
Технические средства информации:
Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point
Атрибуты:
Разрезные карточки
Музыкальная композиция
Карточки для групповой работы
Карточки для рефлексии
Ватман
Клей

Ожидаемые результаты:
- умение называть основные признаки общественных насекомых;
- повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
- развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
- формирование нравственных качеств;
- формирование общеучебных компетенций.



















Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(универсальные учебные действия)
Дидактическое обеспечение

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Чудесный день!
И настроение чудесное – подстать!
Так разрешите мне урок
с улыбки доброй к вам начать!
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
И сегодня первый класс
На урок позвал всех Вас!
Готовность к уроку
Регулятивные:
- самоорганизация и организация рабочего места
Личностные:
- самоопределение

Коммуникативные:
- планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками

Учебник
РТ
Компьютер
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова
Иллюстрации (насекомые)
Разрезные карточки

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация.
Педагогический приём на организацию рабочего места.

II. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

1.Работа над иллюстрацией.
- Кто изображён на картинке?
- Что такое семья?
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Семья – это группа родственников, живущих вместе»
- В семье все заняты своим делом, у каждого есть свои обязанности. В семье все заботятся друг о друге, помогают, делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого на душе хорошо и тепло.
- Разгадайте ребус, какие два слова спрятались в этом слове? 7 Я (СЕМЬ-Я)

- В природе тоже существуют семьи. У растений есть семьи и у животных.
(на доске табличка «семья»)
2. Отгадывание загадки.
- Сегодня мы будем говорить об удивительном творении природы. А кто это, вы скажите, отгадав загадку.
Три части тела: голова, брюшко, грудь; три пары ног. Кто это? Знакомы вы?
Отвечайте дружно вслух
Это (на доске табличка «насекомые»)





Ответы детей
- О семье!

Ответы детей










Разгадывание ребуса
(СЕМЬ-Я)










Отгадывание загадки
(насекомые)
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества

Логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- актуализация
мыслительных операции, необходимых для решения задач урока

Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 1 - 2
Интерактивная доска
Словарь
С.И. Ожегова

Таблица (семья)






Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 3

Разрезные карточки

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: активизация.
Педагогический приём на концентрацию внимания.
Педагогический приём на построение учебного взаимодействия между учениками и учителем.

III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с насекомыми.
Тема урока: «Общественные насекомые»
- Как вы понимаете слово общественные, от какого слова образовано?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
«Общество - круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов»
В нашем случае речь идёт о насекомых. Наша задача на уроке ? (формулируют дети)
Правильно я Вас поняла? Узнать каких насекомых называют общественными и почему?
(на доске табличка «Общественные»)
Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать
(на доске ? )
- А вы, ребята, готовы разгадать? Как только с поставленной задачей справимся, сможем упорядочить слова на доске: «семья», «насекомые», «Общественные»




Ответы детей








Постановка учебной задачи детьми.
Регулятивные:
- Целеполагание

Личностные:
- самоопределение-мотивация учения


Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других.
Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 4



Словарь
С.И. Ожегова






Разрезные карточки





Карточка ?

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Педагогический приём на концентрацию внимания.


IV. Решение учебной задачи

1. Знакомство с жизнью пчёл
а) отгадывание загадки:
Что за домик, мне скажите, В нем летает каждый житель. Кто в том домике живёт, Запасая сладкий мёд?
(улей; пчела) – картинка на доске
б) рассказ об истоках слова «пчела», «улей»
Пчела – очень древнее слово. Оно раньше писалось и произносилось иначе – «бьчела». На Украине и сейчас пчелу называют «бджола». Первые звуки этого «бдж» напоминают жужжание пчелы. Поэтому и название пчеле дали по характерному для неё жужжанию при полёте. Вот послушайте!
(аудиозапись жужжание пчелы)
Рефлексия
- Как называется домик, который человек сделал для пчёл?
- Вход в улей называется "леток". Как вы думаете, почему?
- Потому что пчёлы через него влетают в улей.
в) сообщение о пчёлах (презентация обучающегося - опережающее задание)
Сковородина Ангелина побывала в библиотеке и приготовила для нас интересную информацию о пчёлах.
Пчела – великое чудо природы! Тело насекомого разделено на три части: голова, грудь и брюшко. Пчёлы - необыкновенные, умные и очень полезные насекомые.
Пчела работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несёт.
На благо общее, все силы, отдавая, Примером для других и служит и живёт!
Питаются пчёлы нектаром и пыльцой цветов. Чтобы достать нектар, пчела опускает внутрь хоботок и засасывает жидкость. Пчела может набрать столько жидкости, сколько весит сама.
Есть в саду пчелиный домик
- Ульем все его зовут.
- Кто живёт в нём? Сладкий гномик?
- Пчёлы, милый, в нём живут.
Там узорчатые соты,
В клетках - мёд, пчелиный труд...
Мёд - это природное лекарство, производимое пчёлами. Мёд пчеловоды собирают летом. Это называется «качать мёд». Для получения ложки мёда 200 пчёл должны собирать нектар в течение дня. Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг мёда.
- Что интересно было узнать о пчёлах?
г) инсценировка рассказа Эдуарда Шима «Сколько живёт пчела» (с.47)
д) проверка восприятия
- Что нового узнали о пчёлах?
- Как надо себя вести при встрече с ними?



е) Здоровьесберегающие технологии Физминутка с пчёлками (презентация)

ж) знакомство с жизнью семьи пчёл (презентация учителя)
Одни насекомые живут в одиночку, другие – большой семьёй. Так живут пчёлы, муравьи, шмели и некоторые виды ос. Их называют общественными насекомыми. Общество или семья насекомых – это единое целое. Семья - основная форма существования этих насекомых. Говоря о семье общественных насекомых, мы вправе употреблять термины - «сообщество» или «община».
Пчёлы – общественные насекомые. Они живут большими семьями. В каждом улье обитает одна семья пчёл. В пчелиной семье имеется одна матка, несколько сотен трутней (пчёл - самцов) и несколько тысяч рабочих пчёл. Пчёлы совместно ищут пищу, воду, жильё, защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством. Каждая пчела выполняет свою работу. Молодые рабочие пчёлы кормят малышей, более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья. Пчела – великая труженица. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.
ЗАПОМНИ! Жало у пчёл – только для защиты, а не для нападения. Ужалив, пчела погибает. Если вокруг тебя летают пчёлы или осы нельзя: кричать; махать руками; убегать. Всё это может вызвать агрессивное поведение насекомых!
- Почему пчёл называют общественными насекомыми?
2.Знакомство с жизнью муравьёв.
а) отгадывание загадки:
Под сосною – горки-домики. В них живут шестиногие гномики.
Чем выше гора, Тем больше гномов семья.
(муравейник; муравей) – картинка на доске
б) сообщение о муравьях (презентация обучающегося - опережающее задание)
Изотов Артём подготовил информацию о муравьях, используя Интернет ресурсы.
МУРАВЕЙ - маленькое насекомое, обитающее на земле и деревьях. Тело муравья состоит из груди, брюшка, головы и 6 лапок. На голове у него есть глаза, жвала (челюсти), усики - антенки. Длина тела рабочих муравьев от 1 мм до 30 мм Муравьи питаются сладкими соками, которые выделяют растения или насекомые. Муравейник – дом муравьёв. Свои гнезда «муравьиные кучи» муравей строит из хвои, обломков веточек и стебельков. Высота муравейников достигает иногда более метра. Кроме надземной части в каждом муравейнике есть подземная часть с множеством ходов и камер. Муравьи – санитары леса! Они истребляют вредных насекомых – тлей и гусениц и переносят семена растений. Оберегая, муравейник мы сохраняем наши леса! Муравьи - чрезвычайно полезные насекомые, они требуют бережного отношения, нуждаются в нашей защите и охране!
Муравьишки - Торопышки. Не лентяи, не глупышки, Друг за другом по дорожке. Тащат зёрнышки и крошки. Муравью нельзя лениться. Муравей живёт трудом. Как увидишь, что спешит Он своей дорогой, Ты его не обижай, Ты его не трогай!!!
- Что узнали о муравьях?
в) знакомство с жизнью семьи муравьёв (презентация учителя)
Муравьи живут семьёй. Как их много, ой-ёй-ёй! Одиночных муравьёв в природе нет. Возникновение муравьёв неразрывно связано с возникновением семьи (сообщества) этих насекомых. Связь муравья с семьей столь велика, что муравей - одиночка неизбежно погибает. В больших семьях муравьёв есть самки, самцы и рабочие муравьи. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. У рабочих муравьёв крыльев не бывает, они не способны к размножению. Рабочие муравьи выполняют различные функции. Они – «строители», «няньки», «охотники», «пастухи», «воины», «бойцы».
Муравьи в лесу полезны – Сберегают от болезней. Вредных мошек поглощают, Тем деревья защищают. Муравейник не ломай. От беды оберегай!
г) проверка восприятия
- Что нового узнали о муравьях?
- Чем полезны муравьи?
- Какие функции выполняют муравьи в семьях?





Отгадывание загадки
(улей; пчела)










Слушанье аудиозаписи


- Улей.
Ответы детей.




Презентация о пчёлах (Сковородина Ангелина)









Учатся выделять основную мысль.

















Ответы детей. Рассказывают о своих наблюдениях из жизни пчёл.

Ответы детей.
Учатся выделять основную мысль текста.
Рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами.












Положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы































Учатся выделять основную мысль


Ответы детей






Отгадывание загадки
(муравейник; муравей)







Презентация о муравьях (Изотов Артём)








Учатся выделять основную мысль























Рассуждают о пользе муравьёв.
Ответы детей





















Учатся выделять основную мысль






Рассуждают о бережном отношении к муравьям
Регулятивные:
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.

Познавательные:
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.



Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- создавать презентацию на заданную тему;
- владение монологической формой речи.








Познавательные:
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.


































Личностные:
- понимание важности здорового образа жизни.








































Личностные:
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.












Коммуникативные:
- создавать презентацию на заданную тему;
- владение монологической формой речи.



















Регулятивные:
- выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;





































Личностные:
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе






Иллюстрации
(улья; пчёл)










Компьютер









Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Пчёлы»











































Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Физминутка с пчёлками»


Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 5 - 9





















Интерактивная доска
Компьютер




















Иллюстрации муравейника; муравья




Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Муравьи»







































Интерактивная доска
Компьютер
Презентация Microsoft Office-Power Point
«Семья. Общественные насекомые»
Слайд 10 - 14




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ.
В зависимости от конкретных дидактических задач: изучение нового материала
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Педагогический приём на развитие коммуникативных навыков (диалог)
Педагогический приём на информационные навыки (обработка информации, работа с медиатехникой).
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.

V. Первичное закрепление

- О муравьях сложено много сказок и стихотворений. Вот послушайте одно из них.
1.Чтение стихотворения С. Михалкова (наизусть)
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
б) проверка восприятия
- Какие "профессии" муравьёв прозвучали в стихотворении?




Чтение стихотворения С.Михалкова (наизусть)












Ответы детей
Регулятивные:
- контроль, оценка

Познавательные-общеучебные:
- смысловое чтение,
- умение структурировать знания, логическое выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:
- оценка действий партнера,
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РТ (рабочая тетрадь)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение)
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.

VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой

1. Выполнение задания в рабочей тетради
(с.20, задание 14)
- У муравьёв еще много других занятий. Рассмотрите рисунки.
«строители» - 3 (строят муравейник)
«родители» - 4 (рождают потомство)
«охотники» - 1 (ходят на охоту)
«пастухи» - 6 (пасут тлей)
«няньки» - 5 (нянчат малышей)
«воины» - 2 (защищают муравейник)

2.Дидактическая игра «Угадай насекомое по выделенным признакам» (стр. учебника 48)
Летает, бегает, прыгает, плавает.
Жужжит, стрекочет, пищит.
Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
Кусается, жалит, безобидное.
Незаметное, ярко окрашено.
Общественное, необщественное.
- Кто это? (кузнечик)





Анализируют рисунки и соотносят с занятиями муравьёв















Узнают насекомое по признакам
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


РТ













Учебник

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самопроверка, рефлексия.
Педагогический приём на стимулирование проявления учениками инициативы и самостоятельности.
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.

VII. Включение знаний в систему

1. Коллективная работа (работа в группах)
1 ряд (2 группы) – Загадайте одноклассникам любое насекомое, загадав 3-4 признака.
При проверке: (ответы подчеркнуть на интерактивной доске цветным маркером)
Летает, бегает, прыгает, плавает.
Жужжит, стрекочет, пищит.
Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
Кусается, жалит, безобидное.
Незаметное, ярко окрашено.
Общественное, необщественное. (ПЧЕЛА)
Летает, бегает, прыгает, плавает.
Жужжит, стрекочет, пищит.
Чёрное, зелёное, в полоску, в узорах.
Кусается, жалит, безобидное.
Незаметное, ярко окрашено.
Общественное, необщественное. (МУРАВЕЙ)
2 и 3 ряд: (проектная деятельность): 1 этап: Погружение в проект.
У вас на столах лежит лист ватмана с изображением насекомого и его домика.
Сегодня мы будем создавать проекты «БАНК ЗНАНИЙ»
Второй ряд - о муравьях, третий ряд – о пчёлах.
2 этап: Организация деятельности:
Для этого вы должны:
1) Название проекту дано.
2) Знания по теме проекта получены вами на уроке. Вспоминайте и выбирайте из карточек те, которые подходят к теме вашего проекта. Их вы можете взять у себя на парте, но будьте внимательны, среди карточек есть лишние.
3) Оформить проект.
4) Составить небольшой рассказ по теме проекта.
5) Выбрать ученика, который будет защищать проект. 3 этап: Осуществление деятельности.
Учащиеся работают самостоятельно: каждый в соответствии со своим заданием. По необходимости консультируются с учителем. В каждой группе дети распределяют роли сами: кто выбирает картинки и слова, кто приклеивает, кто выступает. Учитель контролирует процесс. По необходимости помогает.
4 этап: Продукт проектной деятельности. Продуктом в данной работе является проекты, созданные детьми.
- Мы начинаем защиту наших проектов.
Учитель вызывает по докладчику от каждой группы к доске. Они вывешивают свой проект на доску и защищают его. Группа может дополнить рассказ выступающих детей.
Работа в группах



Определяют признаки насекомого





Составляют подобное задание для одноклассников












Работа над проектами
Погружение в проект






Организация деятельности












Самостоятельная работа












Защита проектов

Дополнение выступающих детьми группы
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке.




Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других.















Познавательные:
- участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока.















Личностные:
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- оказание необходимой взаимопомощи.











Музыкальное сопровождение
Учебник
Интерактивная доска


















Разрезные карточки
Иллюстрации
пчелы; муравья

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: самостоятельная работа, проектная деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный
Педагогический приём на мыслительные навыки (вывод, сравнение).
Педагогический приём учёта индивидуального темпа и стиля учебной деятельности школьников.

VIII. Контроль и оценка (рефлексия)

Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Мы готовы разгадать
(на доске ? )
- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
(ответы детей)
- Кто упорядочит карточки на доске и ответит: «Кто такие общественные насекомые?»
Общественные насекомые семья
(Общественные насекомые – это насекомые, которые живут семьями, в одном жилище и между которыми распределены обязанности.)
- Продолжите предложение, выбрав начало словами:
На уроке:
Я узнал
Я удивился
Я запомнил





Повторение учебной задачи детьми




Выводы детей









Рефлексия
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:
- самостоятельное выделение познавательной цели


Личностные:
- смыслообразование;
- проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности


Карточка ?







Разрезные карточки









Карточки для рефлексии


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа
В зависимости от конкретных дидактических задач: обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
Педагогический приём на обобщение информации.

IX. Итог урока

- Ребята! Спасибо за урок!
Прекрасный день!
Урока подошел конец!
Пусть каждый скажет про себя:
«Какой я молодец!»

Регулятивные:
- умение структурировать знания.
Личностные:
- самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
По источникам знаний: словесный
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: рефлексия.
Педагогический приём на обобщение информации.


15