Исследование эффективности педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами ознакомления с архитектурой родного города

Л.В.Доронина,
педагог-организатор
ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде

Исследование эффективности педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами ознакомления с архитектурой родного города

1. Выявление уровня нравственно-эстетического развития воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста (констатирующий этап исследования)

Теоретическое исследование показало, что нравственно-эстетсическое развитие личности старшего дошкольника и младшего школьника есть целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие нравственно-эстетической сферы личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.
В реализации мероприятий приняли участие 20 воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
Исследование проводилось по следующему плану:
1. Составление плана исследования, разработка заданий для констатирующего и контрольного экспериментов, заданий формирующего эксперимента .
2. Осуществление договоренности с администрацией образовательной организации о проведении исследования среди обучающихся.
3. Проведение родительского собрания в исследуемой группе с целью разъяснения задач исследования и получения разрешения на проведение диагностики детей.
4. Проведение констатирующего эксперимента в исследуемой группе обучающихся.
5. Обработка результатов констатирующего эксперимента.
6. Проведение мероприятий формирующего эксперимента.
7. Проведение контрольной диагностики.
8. Обработка результатов контрольного эксперимента.
9. Обобщение результатов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
На основании педагогических исследований О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С Любимовой [22] были определены критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности
Критерии эстетической воспитанности
Показатели сформированности эстетической воспитанности

Наличие эстетических знаний
Объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями)

Способность к эстетическому восприятию
Адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального

Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)
Проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания с окружающей обстановкой, нормами поведения, управлять своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция)

Проявление эстетического вкуса
Способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности

Ценностно- художественные ориентации
Степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста

Наличие эстетических интересов и потребностей
Познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность

Способность к эстетико - предметной творческой деятельности
Проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу)

Для оценки уровня развития эстетической воспитанности обучающихся был проведен индивидуальный опрос. Цель - выявление уровня сформированности эстетической воспитанности детей. Нами был разработан опросник, проведение беседы по которому дало возможность получить сведения о сформированности показателей эстетической воспитанности детей:
1. Ложась спать, вспоминаете места, где вам понравилось бывать?
2. Любите ли вы выдумывать несуществующих героев и рассказы о них?
3. Нравится ли вам вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев и др.?
4. Можете ли вы рассматривать картину, зеленый листок и др.?
5. Нравится ли вам рассказывать родителям и друзьям о чем-то красивом, поразившем вас?
6. Нравится ли вам ходить в лес?
7. Нравится ли вам ходить по городу, рассматривая здания, улицы?
8. Ходите ли вы с родителями в музеи, на выставки?
9. Как ты считаешь, что такое культурный человек?
10. Обращаешь ли внимание на порядок в доме?
В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической воспитанности детей:
3 балла - высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);
2 балла - средний уровень - выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
1 балл - низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным вида художественной деятельности.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Для изучения представлений детей о нравственных качествах прменялся метод «Беседа». Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
4. Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
5. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
6. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Для оценки уровня развития поведенческого компонента нравственной воспитанности методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». Детей просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Уровень нравственной воспитанности обучающихся оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл - низкий уровень - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла - средний уровень - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла - высокий уровень - если сформировано полное и четкое представление.
Проведенная диагностическая работа на констатирующем этапе позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность нравственно-эстетических качеств. Анализ анкеты и проведенных методик, показали, что у исследуемых уровень эстетической воспитанности находится на среднем уровне. Дети посещают заведения культуры (но редкого ходят в музеи), и в большинстве своем считают, что это необходимо для культурного развития каждого человека. На вопрос: «Ложась спать, вспоминаете места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?». «Да» - ответило 14 человек, «не очень» - 4 человека, «нет» - 2 человека. Несмотря на такой неподдельный интерес детей к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Вы любите выдумывать несуществующих героев или придумывать рассказы о них?» честно признались «нет» - 10 человек, «да» - ответили 6 человек, «сомневалось» - 4. Это говорит о том, что ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в силу своих психических особенностей не может иметь сформированных эстетических идеалов. Но они называют различных сказочных персонажей, сопереживают им и оценивают их поступки. Называя разные музыкальные произведения, предпочтение отдают не только развлекательной музыке, но и вслушиваются в звуки природы, пение птиц, шум листьев. О чем свидетельствуют следующие цифры: «да» - 10, «нет» - 5, «сомневаются» - 5.
По данным диагностики уровня сформированности показателей нравственно-эстетического развития у обучающихся были получены следующие результаты (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Результаты диагностики уровня сформированности показателей нравственно-эстетсического развития у обучающихся

Компоненты нравственно-патриотического развития


Наличие эстетических знаний
Способность к эстетическому восприятию
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)
Проявление эстетического вкуса
Ценностно- художественные ориентации
Наличие эстетических интересов и потребностей
Способность к эстетико - предметной творческой деятельности
Сформированность когнитивно-нравственного компонента
Сформированность эмоционально-нравственного компонента
Сформированность поведенческо-нравственного компонента
Общий уровень нравственно-эстетического развития

1
3
3
2
2
2
3
3
2
1
2
2,3

2
3
2
2
2
2
3
3
2
2
2
2,3

3
2
2
2
1
2
3
2
1
2
1
1,8

4
3
2
1
2
1
3
2
2
2
2
2

5
3
3
2
1
2
2
2
3
3
2
2,3

6
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2,9

7
2
3
2
2
2
2
1
3
1
2
2

8
2
2
3
2
2
2
1
2
2
1
1,9

9
3
3
3
3
3
3
3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Результат частотного анализа данных констатирующей диагностики уровня сформированности показателей нравственно-эстетического развития

Высокий
60
40
30
35
20
55
30
30
35
25
25

Средний
40
60
55
50
65
45
55
60
55
55
75

Низкий
0
0
15
15
15
0
15
10
10
20
0

Наиболее низкие результаты получены по следующим диагностируемым компонентам нравственно-эстетического развития: «Ценностно-художественные ориентации» (только 20% обучающихся исследуемой группы показали высокий уровень развития данного показателя, 65% обучающихся показали средний уровень и 15% - низкий уровень); «Сформированность нравственно-поведенческого компонента» (только 25% детей исследуемой группы показали высокий уровень развития данного показателя, 55% обучающихся показали средний уровень и 20% - низкий уровень); «Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)» (30% детей исследуемой группы показали высокий уровень развития данного показателя, 55% обучающихся показали средний уровень и 15% - низкий уровень) (см. Рисунок 1). Данный результат, скорее всего связан со спецификой среды, в которой воспитываются дети из исследуемой группы – для участия в программе по развитию показателей нравственно-эстетического воспитания были выбраны 20 детей из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей, так как, по нашему мнению, именно в данной среде наиболее низок уровень сформированности показателей нравственно-эстетического развития. В таких семьях просто некому привить ребенку чувство нравственности и чувство прекрасного. И здесь образовательные организации – единственные, кто может помочь такому ребенку социализироваться.

Рисунок 1. Данные частотного анализа результатов констатирующей диагностики
Таким образом, по итогам исследования уровня нравственно-эстетического развития на этапе констатирующего исследования, выявлено, что дети исследуемой группы обладают достаточно высоким уровнем наличия эстетических знаний при несформированности нравственно-поведенческого компонента и способности к эмоциональной отзывчивости. Это весьма опасное сочетание, так как на этой почве в формируются такие негативные поведенческие и личностные характеристики, как неискренность, двуличность, стремление делать напоказ.
Осуществление анализа средних значений данных входной диагностики показало, что именно показатели, имеющие непосредственное отношение к нравственно-эстетическому развитию, у исследуемой группы обучающихся наименее развиты (см. Таблицу 3 и Рисунок 2).
Таблица 3. Результат анализа средних значений данных входной диагностики
Компоненты сформированности гражданской принадлежности

Наличие эстетических знаний
Способность к эстетическому восприятию
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)
Проявление эстетического вкуса
Ценностно- художественные ориентации
Наличие эстетических интересов и потребностей
Способность к эстетико - предметной творческой деятельности
Сформированность когнитивно-нравственного компонента
Сформированность эмоционально-нравственного компонента
Сформированность поведенческо-нравственного компонента

2,60
2,40
2,15
2,20
2,05
2,55
2,15
2,25
2,25
2,05


Рисунок 2. Выраженность показателей нравственно-эстетического развития на констатирующей этапе исследования в среднем по группе
По завершении констатирующего этапа вся группа обучающихся была разделена на две исследуемые подгруппы:
- экспериментальная группа (10 человек, с которыми на этапе формирующего этапа будут проводиться занятия по развитию показателей нравственно-эстетического развития средствами ознакомления с архитектурой родного города);
- контрольная группа (10 детей, с которыми в период формирующего этапа специальных занятий не проводилось).
Разделение на группы осуществлялось на основании желания и согласия родителей, а также на основании принципа равномерности – в каждую группу попали по три ребенка с преимущественно высоким уровнем нравственно-эстетического развития и по 7 детей со средним уровнем нравственно-эстетического развития.
Положительная динамика исследуемых показателей и наличие различий между группами по окончании формирующей части проекта будет свидетельствовать о положительном влиянии образовательно-воспитательной деятельности на сформированность показателей нравственно-эстетического развития обучающихся.

2. Содержание педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию обучающихся средствами ознакомления с архитектурой родного города

Цель формирующего этапа исследования – разработка и апробирование системы педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию обучающихся средствами ознакомления с архитектурой родного города.
Актуальность разработки системы педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию обучающихся средствами ознакомления с архитектурой родного города обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств ознакомления детей с искусством, их духовного развития, воспитания национальной культуры детей. Новизна и оригинальность данной деятельности заключается в том, что в ней представлена система и содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с архитектурой родного города.
Проанализировав свои результаты диагностики детей, мы увидели, важность нравственно-эстетического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны. Поэтому была поставлена цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов, любящих свой город и ценящих красоту родного края через ознакомление с родным городом.
Для достижения этой цели решали следующие задачи:
- организовали развивающую среду для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создали мини-музей, макеты и карты здания дома детского творчества с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- через разные виды деятельности формировали любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Димитровграда,
- знакомили с достопримечательностями Димитровграда, развивали желание как можно лучше узнать свой город.
- развивали эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовали становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи;
- воспитывали чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
- воспитывали бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждали детей сохранять красоту города для будущих поколений.
При построении системы работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей были учтены следующие принципы:
- принцип историзма - сохраняли хронологический порядок описываемых явлений и сводили его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
- принцип гуманизации, который позволял нам встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера;
- принцип дифференциации - создавали условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности - это сотрудничество с семьей, библиотекой, кукольным театром, школами в нашем микрарайоне; в естественном включении краеведческого материала в региональную программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Димитровграда.
Отличительной особенностью данной деятельности является тот факт, что знакомство с архитектурой города происходит в процессе разнообразных видов деятельности детей и опирается на региональные особенности Димитровграда (соседство русского, татарского, мордовского и чувашского народов), т. к. задачи по ознакомлению с искусством не могут решаться вне содержания той национальной культуры, национальных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным. Методика работы строится таким образом, чтобы полученные знания об искусстве архитектуры, дети могли бы и хотели применять в своей художественной деятельности, чтобы у ребят формировались такие качества, как творческая активность, инициативность, самостоятельность и возникал бы интерес к истории культуре народов Поволжья.
В рамках формирующего этапа исследования осуществлялось взаимодействие образовательного учреждения с такими организациями-партнерами как НКЦ им. Е.П.Славского, Дворец книги, Центральная детская библиотека, средние общеобразовательные школы № 2, 19, 26, многопрофильный лицей, Димитровградский краеведческий музей, Драматический театр, ДИТИ НИЯУ МИФИ. Совместно с данными организациями разработан перспективный план образовательных мероприятий для обучающихся (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Календарно-тематический план мероприятий по нравственно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе ознакомления с архитектурой родного города

Дата
Название мероприятия
Партнеры

1
10.02.15
Фотовыставка Аллы Коротковой «Мой город»
НКЦ им. Славского

2
17.02.15
Воскресная экскурсия по Западному району города «Искусство на улицах города»
Родители воспитанников

3
24.02.15
НОД по ИЗО «Будущее моего города»
ВЦ «Радуга»

4
03.03.15
Выставка «Застывшая музыка» (рассказ об архитекторе Ф.О.Ливчаке, архитектуре Мелекесса-Димитровграда)
Димитровградский краеведческий музей

5
06.03.15
Игровое занятие на основе универсальной модели описания объекта "Жилой дом"


6
17.03.15
0°Выставка «Из прошлого посада Мелекесс»
Димитровградский краеведческий музей

7
24.03.15
«Здесь каждый дом историей дышит...» (экскурсия – старый город)
Родители воспитанников

8
31.03.15
Занятие-викторина «Кто-кто в теремочке живет?»
Музей ДОО

9
07.04.15
Интегрированная педагогическая деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстатическое развитие» - «Аппликация-коллаж «Прогулки по старинному городу»
Фотограф городского краеведческого музея

10
14.04.15
Презентация дайджеста «Памятники Димитровграда» в рамках клуба «Патриоты России»
Центральная городская библиотека

11
17.04.15
Выставка «Купеческая лавка»
Димитровградский краеведческий музей

12
21.04.15
Игра-занятие "С Волшебным клубочком в гости к сказочным героям"


13
28.04.15
Посещение спектакля Димитровградского академического театра им. А.Н. Островского, экскурсия по театру
Димитровградский академический драматический театр имени А.Н. Островского

14
05.05.15
НОД «Маленькие горожане» (Приложение 1)
МБОУ НОШ №26 г.Димитровграда

15
10.05.15
Воскресная экскурсия по Автозаводскому району города
Родители воспитанников

16
15.05.15
Занятие по ручному труду «Построй свой дом»




Рисунок 4. Посещение НКЦ им.Славского (фотовыставка «Мой город») и Димитровградского краеведческого музея («Купеческая лавка» и «Из прошлого посада Мелекесс»)
Особое место в разделе формирования исторических представлений и знаний отводится организации экскурсий. Прежде всего, это экскурсии в городской краеведческий музей и поездки по городу. Ко времени окончания курса мероприятий дети уже хорошо ориентируются в определении достопримечательных мест Димитровграда. Большой интерес обучающиеся проявляют к экспонатам краеведческого музея, посвященным быту горожан, а также военной эпохе. В рамках формирующего этапа проведены экскурсии в городской краеведческий музей и выставочный зал научно-культурного центра имени Славского, посещение спектаклей, тематических часов, патриотических акций, проведены мероприятия непосредственной образовательной деятельности совместно со школьниками города и студентами НИЯУ МИФИ.
Был оформлен уголок, в котором содержится информационный материал и наглядный материал, необходимый для проведения занятий. Родители проявили интерес к нашей работе и помогли в создании и оформлении уголка.
Работа с обучающимися экспериментальной группы строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину. Задачами занятия-экскурсии «Здесь каждый дом историей дышит...» (экскурсия – старый город) стали являются: закрепление знаний детей об истории возникновения города, активизация словарного запаса детей, введение понятий «архитектура», «архитектор» в активный словарь, развитие способности детей восхищаться красотой и неповторимостью старых зданий и выражать свое отношение к увиденному, воспитание чувства гордости за свой родной город. Экскурсия в Драматический театр позволила детям не только посетить спектакль, но и познакомиться с красивейшим зданием Димитровграда. По завершении экскурсии дети выполнили аппликацию, программным содержанием которой стало - учить передавать в аппликации особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – фронтона, навеса, форму окон, дверей; учить ориентироваться на крупные части здания при размещении окон, дверей для достижения симметрии и ритма в их расположении; закреплять умение складывать полоски в два и четыре раза для получения одинаковых частей. Задачами занятия-экскурсии по Западному району города «Искусство на улицах города» являются - дать знания о том, из чего состоит искусство города (здания, ограды, памятники, фонари, витрины, парки, скверы), дать понятие детям о людях,которые создают облик города (люди разных профессий), вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, на эти произведения искусства, желание всматриваться в них. Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая книги о Димитровграде, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Так же появились новые сюжеты в играх детей. Результатом наших экскурсий стало изготовление фотоальбома о старинных зданиях Димитровграда «Путешествие по старинным улицам города». Фотоальбом - одна из действенных нетрадиционных форм организации педагогического процесса. В нашем фотоальбоме мы поместили фотографии, с тех мест, где мы побывали с детьми.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания. Также использовались активные формы: изготовление коллажа «Мой город», конкурсная программа «Мама, папа и я – димитровградская семья». Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.
НОД в старшей группе по теме «Маленькие горожане», проведенная совместно с учащимися МБОУ НОШ №26 г.Димитровграда объединял в себе насколько образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество». Обучающиеся в форме коммуникативной, познавательной и игровой деятельности закрепляли знания о родном городе, уточняли свои знания о районе (название района, названия улиц, на которых живут дети), повторяли названия некоторых деревьев, которые растут в районе; формировали навыки правильного поведения на улицах города; воспитывали в себе уважительное отношение к труду, желание помочь. С историей родного края, традициями и культурой мы продолжали знакомиться на непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. На занятии «Маленькие горожане» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города Димитровграда. Дети с интересом вспоминали те места, где можно отдохнуть – это и парки отдыха (Марков сад, парк Западный), и Аллея Славы, и кинотеатр «Вега-фильм».
Результаты работы по программе показали целесообразность и обоснованность предлагаемого в ней подхода к ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с архитектурой.

3. Оценка эффективности педагогической деятельности по нравственно-эстетическому развитию обучающихся средствами ознакомления с архитектурой родного города (контрольный эксперимент)

По завершении мероприятий формирующего этапа была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и при проведении констатирующего этапа исследования. Результаты полученные на контрольном этапе разительно отличаются от данных первичной диагностики. По данным заключительной диагностики уровня сформированности показателей нравственно-эстетического развития у обучающихся были получены следующие результаты. В обеих исследуемых группах нет ни одного ребенка, показавшего низкий уровень нравственно-эстетического развития ни по одному показателю (см. Таблицу 5).
Таблица 5. Результаты заключительной диагностики уровня сформированности показателей нравственно-эстетического развития у обучающихся

Компоненты нравственно-патриотического развития


Наличие эстетических знаний
Способность к эстетическому восприятию
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)
Проявление эстетического вкуса
Ценностно- художественные ориентации
Наличие эстетических интересов и потребностей
Способность к эстетико - предметной творческой деятельности
Сформированность когнитивно-нравственного компонента
Сформированность эмоционально-нравственного компонента
Сформированность поведенческо-нравственного компонента
Общий уровень нравственно-эстетического развития

Экспериментальная группа

1
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
2,9

2
3
2
2
3
3
3
3
2
3
2
2,6

3
3
3
3
2
2
3
3
2
2
2
2,5

4
3
2
2
3
2
3
2
3
3
3
2,6

5
3
3
2
3
3
3
3
3
3
2
2,8

6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

7
3
3
3
2
2
3
2
3
2
3
2,6

8
3
2
3
2
3
2
2
2
3
2
2,4

9
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

10
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

Данные частотного анализа результатов контрольной диагностики по группе

Высокий
100
70
70
70
70
90
70
70
70
60
80

Средний
0
30
30
30
30
10
30
30
30
40
20

Низкий
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Контрольная группа

1
3
3
3
3
3
3
2
3
2
2
2,7

2
3
3
3
3
2
2
3
3
3
3
2,8

3
3
2
2
2
2
3
3
2
2
2
2,3

4
3
3
2
3
2
3
2
2
2
3
2,5

5
2
2
3
2
2
3
2
2
3
2
2,3

6
2
2
3
3
2
2
2
3
2
2
2,3

7
3
3
2
3
3
3
2
3
3
3
2,8

8
3
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2,2

9
3
2
2
2
2
3
3
2
3
2
2,4

10
3
3
2
3
3
3
3
3
3
3
2,9

Данные частотного анализа результатов контрольной диагностики по группе

Высокий
80
50
40
60
30
80
40
50
50
40
40

Средний
20
50
60
40
70
20
60
50
50
60
60

Низкий
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Относительно низкие результаты получены по следующим диагностируемым компонентам нравственно-эстетического развития: «Сформированность поведенческо-нравственного компонента» (60% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 40% обучающихся экспериментальной группы показали средний уровень; 40% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 60% старших «Ценностно-художественные ориентации» (70% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 30% обучающихся экспериментальной группы показали средний уровень; 30% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 70% обучающихся контрольной группы показали средний уровень); «Способности к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)» (70% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 30% обучающихся экспериментальной группы показали средний уровень; 40% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 60% обучающихся контрольной группы показали средний уровень) (см. Рисунок 5).


Рисунок 5. Результат частотного анализа данных контрольной диагностики
Самые высокие результаты получены по показателям сформированности таких показателей нравственно-эстетического развития как «Наличие эстетических интересов и потребностей» (90% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 10% обучающихся экспериментальной группы показали средний уровень; 80% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 20% обучающихся контрольной группы показали средний уровень), «Наличие эстетических знаний» (100% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя; 80% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 20% обучающихся контрольной группы показали средний уровень) и «Общий уровень нравственно-эстетического развития» (80% детей экспериментальной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 20% обучающихся экспериментальной группы показали средний уровень; 40% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного показателя, 60% обучающихся контрольной группы показали средний уровень).
Таким образом, по итогам исследования уровня нравственно-эстетического развития на этапе заключительного исследования, выявлено, что дети исследуемой группы обладают достаточно высоким уровнем эстетических знаний при успешно формирующихся эстетических интересов и потребностей. Это позитивная тенденция.
Проведение сравнительного анализа данных диагностики нравственно-эстетического воспитания показал, что все исследуемые показатели значительно улучшились в обеих исследуемых группах (см. Таблицу 6). Так, в экспериментальной группе наибольшие изменения произошли по показателям «Ценностно-художественные ориентации» (показатель увеличился на 31.71%), «Сформированность поведенческо-нравственного компонента» (возрастание на 26,83), «Способность к эстетико - предметной творческой деятельности» (показатель увеличился на 25,58%) и «Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)» (рост показателя составил 25,28%). В контрольной группе наибольшие изменения произошли по показателям «Проявление эстетического вкуса» (показатель увеличился на 18,18%), «Сформированность поведенческо-нравственного компонента» (возрастание на 17,07), «Ценностно- художественные ориентации» (показатель увеличился на 12,20%) (см. Рисунок 6).
Таблица 6. Результат анализа средних значений и сравнительного анализа данных заключительной диагностики

Компоненты нравственно-эстетической воспитанности


Наличие эстетических знаний
Способность к эстетическому восприятию
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)
Проявление эстетического вкуса
Ценностно- художественные ориентации
Наличие эстетических интересов и потребностей
Способность к эстетико - предметной творческой деятельности
Сформированность когнитивно-нравственного компонента
Сформированность эмоционально-нравственного компонента
Сформированность поведенческо-нравственного компонента

В среднем по экспериментальной группе, балл
3
2,7
2,7
2,7
2,7
2,9
2,7
2,7
2,7
2,6

В среднем по контрольной группе, балл
2,8
2,5
2,4
2,6
2,3
2,8
2,4
2,5
2,5
2,4

Изменения по экспериментальной группе, %
15,38
12,50
25,58
22,73
31,71
13,73
25,58
20,00
20,00
26,83

Изменения по контрольной группе, %
7,69
4,17
11,63
18,18
12,20
9,80
11,63
11,11
11,11
17,07


Рисунок 6. Результат сравнительного анализа данных контрольной диагностики
Таким образом, очевидно, что изменения, произошедшие в экспериментальной группе количественно выше, чем позитивные изменения, поизошедшие в контрольной группе. Более того, при изначальной однородности исследуемых групп по показателям нравственно-эстетического развития, на момент проведения контрольной диагностики результаты детей из экспериментальной группы выше по всем показателям, чем результаты детей контрольной группы (см. Рисунок 7).

Рисунок 7. Результат анализа средних значений даных контрольной диагностики
Следовательно, по итогам работы можно говорить о высокой эффективности разработанных мероприятий для формирования показателей нравственно-эстетического развития и о необходимости продолжать работу в данном направлении.
Заключение

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у обучающихся через ознакомление с историей и культурой родного города.
Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач образовательной организации и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, образовательному учреждению, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.
Работа по тому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, ОУ, микрорайон), к более сложному – город, страна.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и образовательной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня нравственно-эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике обучающихся, педагог должен опираться на следующие показатели нравственно-эстетической воспитанности:
- показателем нравственно-эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;
- показателем нравственно-эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
- показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом нравственно-эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.
Воспитание нравственно-эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для которого необходимо понимание ребенком прекрасного в искусстве и в жизни, чтобы накопить элементарные эстетические впечатления. Следовательно, мысль о ведущем месте в осуществлении нравственно-эстетического воспитания принадлежит малой родине – верна.
Работа по нравственно-эстетическому воспитанию связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание нравственно-эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором должны участвовать все, и семья и социум. Ребёнку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных нравственно-эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов для того чтобы научиться видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни.
Во всей системе учебно-воспитательного процесса, нравственно-эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие нравственно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, то что может быть прекрасным имеет воспитательное значение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Семья является одним из основных и главных средств эстетического воспитания – это можно увидеть анализируя литературу. Исследование показало, что познавательный интерес у обучающихся довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания, главное этот интерес развивать и основным помощникам в развитии ребёнка является семья.
Корректность выдвинутой гипотезы и теоретическое изучение проблемы нашего исследования, а так же результаты педагогического эксперимента подтвердили её и позволили сформулировать следующий основной вывод: нравственно-эстетическое развитие воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование показателей нравственно-эстетического развития у воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста: создать развивающую среду в группе, направленную на целостное восприятие детьми малой Родины (мини-музей в группе, макеты, карты ОУ с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия); сочетать в работе разные виды деятельности, направленные на формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Димитровграда; знакомство с достопримечательностями Димитровграда; развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, городу; воспитание чувства гордости за своих земляков и уважение к людям труда; воспитание бережного отношения к городу, природе, архитектурным памятникам; организовать данную деятельность во всех сферах жизни и деятельности ребенка в ОУ и в семье.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать общий вывод: с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к архитектурным ценностям нашего города, что приведет к развитию их нравственных качеств, росту показателей эстетического развития и культурному развитию в целом.
Рисунок 3Диаграмма 4Диаграмма 6Диаграмма 3&ђ Заголовок 1!ђ Заголовок 215