Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №30» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Творческий отчет

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Подготовила
воспитатель Кунаккулова С.М.
Салават 2016 г.
Содержание
Введение
I. Теоретическая часть.
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности».
1.2 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
1.3 Условия успешного развития творческих способностей.
1.4. Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
II. Практическая часть.
Заключение
Библиография.
Приложение
Введение
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Л.С.Выготский,Б.М.Теплов,Д.В.Менджерицкая,Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова,. Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.
Работая с детьми, я заметила, что дети участвуя в театральной постановке быстрее эмоционально раскрепощаются, исчезает зажатость, становятся более коммуникабельными.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

I. Теоретическая часть.
1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности».
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
1.2. Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
— совершенствование познавательных процессов.
Творческие игры как вид театрализованной деятельности.
Классификация творческих игр.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» М.А.Васильева, С.А. Козлова,
Д.Б.Эльконин.
Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:
роль (определяющий компонент)
игровые действия
игровое употребление предметов
реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).
Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).
В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).
В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям, использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).
Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова). Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
1.3 Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
1.4. Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.
А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Это способствует, развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.
Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.
В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.
Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
— совершенствование познавательных процессов.
В статье М.Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
II. Практическая часть.
Театрализованной деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста я занимаюсь сравнительно не долго, второй год. Театрализацию включается в сценарии праздников и развлечений (Новый год по сказке «Золушка»).
Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего, и родилась идея создать театральный кружок на базе детского сада. Разработала план работы.
Работа в кружке «Соломенная шляпка» ведется с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя 5 разделов.
1 раздел - « Театральная игра ». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
«Внимательные матрешки»
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях или ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько минут произносит: «Раз, два, три – замри! ». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать ( если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть ( если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.
« День рождения»
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями. На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки - игрушки: скакалку, мяч, куклу, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шарик, шарфик или шапка, книжка или фламастер и даже «живой» кот.
2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
«СКУЛЬПТОР»
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.
«Забавные стихи»
Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей отбирать рифму к словам.
Ход игры. Дети подбирают предложение в рифму предложенным слогам.
Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-ют - птицы весело поют,
Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,
Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.
Ёт-ёт-ёт-ёт-
Ут-ут-ут-ут-
4 раздел. « Основы театральной культуры». Это раздел призван обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрения 5 основных тем:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура поведения в театре.
5 раздел. « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
Знакомство с пьесой.
От этюдов к спектаклю.
Основные правила раздела:
не перегружать детей;
не навязывать своего мнения;
не позволять другим детям вмешиваться в действия других;
предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей?
2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: «отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др.
3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
4 этап – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.
5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.
7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.
9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.
10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.
Занятия провожу в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в свои силы.
Занятия строю по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.
На первом году занятий первоочередными задачами ставила умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.
«Муравьи»
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, перемещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход занятия. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь заполнить свободное пространство.
В этом учебном году перед дошкольниками ставлю более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, стараюсь создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках.
Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.
Знакомство с инсценировкой. О чем она? Какие события в ней главные?
Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.
Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.
Анализ придуманных поступков
Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.
Подготовка театрального костюма.
Использование грима для создания образа.
Генеральная репетиция.
Спектакль.
На занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актеры. Но как поведет себя маленький артист в волнительны минуты, когда зал притих и на него смотрят такие же дети, а главное - папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или капризной девочки он превращается в героя. Как светятся глаза моих ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют! Аплодируют родители.
Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть. После спектакля обсудить с ребенком результат, отметить достижения и определить пути дальнейшего совершенствования.
Предлагаю родителям в домашних условиях помочь разыграть полюбившуюся сказку. Рассказывать в присутствии ребенка о его достижениях. Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
Заключение
Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. Развитие  творческих  возможностей –  процесс, пронизывающий  все  развитие  личности  ребенка.
При этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка.
Предполагаемые умения и навыки к концу года:
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах
Знать и четко произносить в разных темпах 4-6 скороговорок вслух, шепотом и беззвучно.
Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.
Уметь сочинять рассказ от имени героя.
Уметь согласовывать свои действия с другими детьми, находить контакт в отношениях.
Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущий вид деятельности - игру, расширить свой коммуникативный опыт и опробывать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.
Библиография
Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
 Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Мигунова Е.В.   Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006.
Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
Приложение 1
ЖЕСТЫ
(средство выразительности)
Иди сюда. Вытянуть руку вперед с повернутой вверх ладонью, а затем махнуть «к себе».
Уходи. Согнуть руку перед грудью, кисть повернута ладонью «от себя», махнуть рукой «от себя».
Согласие. Кивнуть головой один или два раза (утверждающий).
Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону (отрицающий).
Просьба. Рука вытянута вперед с повернутой вверх ладонью. Тяжесть тела переносится на переднюю часть стоп. Шея и корпус направлены вперед.
Отказ. Руку вытянута вперед, с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернута « от себя», корпус наклонен назад, голова повернута в сторону.
Плач. Закрыть лицо руками, наклонить голову вперед вниз, приподнять плечи, плечи вздрагивают.
Ласка. Поглаживать по плечу мягко, нежно, заглядывая в глаза.
Клич. Ладонь прикладывается «рупором» к приоткрытому рту, корпус подается в сторону посылаемого «звука»
Приветствие. Правая рука поднята вверх,маховые движения кистью из стороны в сторону.
Прощание. Глаза устремлены на уходящего, корпус наклонен вперед; плавные маховые движения кистью поднятой правой руки.
Приглашение. Правая рука отводится в сторону, ладонь раскрывается, голова поворачивается за рукой.
Благодарность. Сложенные вместе ладони прижаты к груди, локти расставлены в стороны, голова наклонена вперед.
Негодование. Возмущение: «Да что это такое!».
Не знаю. Приподнять плечи, руки слегка разведены, ладони раскрыты.
Приложение 2
СКОРОГОВОРКИ
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Милая Мила мылась мылом.
Ели-ели Лена ела, есть из лени не хотела.
Бобр добр для бобрят.
Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
У Кондрата куртка коротковата.
Улов у Паликарпа – три карася, три карпа.
Кот ловил мышей и крыс, кролик грыз капустный лист.
Мокрая погода размокропогодилась.
По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топата копыт пыль по полю летит.
Наш Полкан попал в капкан.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
Слишком много ножек у сороконожек.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.
Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
Сыворотка из-под простокваши.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Сшила Саша Сашке шапку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе-трава, на траве-дрова.
Приложение 3
СЛОВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Авансцена- пространство сцены между зановесом и оркестром или зрительным залом.
Актер – деятельный, действующий ( акт-действо)
Амфитеатр – места, расположенные за партером.
Антракт – промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки.
Афиша – объявление о представлении.
Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения)
Грим – подкрашивание лица, искуство придания лицу внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорации (лат.)- украшение; художественное оформление для действия на театральной сцене.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителя.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена- сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Парик – накладные волосы.
Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи подленные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Репертуар – постановки, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция- повторение, предварительное исполнение спектакля.
Театр – место для зрелищ.
Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
Приложение 4
Игры, направленные на развитие творческих способностей
Музыкальный театр
Категория: Игры, направленные на развитие творческих способностей
Возраст: 6-7 лет.
Цель игры: пробудить у детей устойчивый интерес к музыкальному творчеству.
Необходимое оборудование: запись музыки Э. Тамберга «Танец колдуньи».
Ход игры. Игра проводится с группой детей. Задача игроков: попытаться пантомимой передать содержание и настроение музыки. Ребенок, входе игры проявивший себя наиболее ярко и эмоционально, получает звание народного артиста».
Игрокам предлагается прослушать пьесу и попробовать с помощью движений, жестов и мимики передать ее содержание. Для более успешного вхождения в образ зачитываются стихотворные строки, характеризующие сказочного персонажа музыкального произведения.
Заклинание ведьмы
Не пыли, дорожка,
Не шуми, трава.
Замолчите, птицы,
Не греми, гроза!
Вы не дуйте, ветры,
Солнце, не свети.
Живность вся земная,
Ты на миг замри!
Час для заклинаний Наконец настал!
Приготовлю зелье,
Колдовской отвар...
Забурлит и вспенится Варево мое. — На людей обрушится Все мирское зло!
Примечание: При желании ребята сами могут красочно проиллюстрировать музыку Э. Тамберга, придумав к ней свой сюжет.
Фантазеры
Категория: Игры, направленные на развитие творческих способностей
Возраст: 7 лет.
Цель игры: развить воображение и навыки импровизации у детей.
Необходимое оборудование: запись музыки Ю. Слонова «Танец с зонтиками».
Ход игры. Прежде чем приступить к игре, взрослый (музыкальный руководитель» учитель или воспитатель) спрашивает у ребят, знают ли они, кто такие фантазеры. Объясняет им, что слово «фантазия» в переводе с греческого языка означает «воображение». Следовательно, фантазеры — это люди с богатым и ярким воображением. Ребятам задается следующий вопрос: умеют ли они фантазировать? Если на этот, вопрос дети ответят дружным «Да!», не стоит больше медлить, необходимо сразу приступать к объяснению условий игры. Основная задача игроков заключается в умении свои фантазии воплощать в жизнь.
Ведущий говорит: «Представьте себе, что одним майским, теплым и солнечным деньком вдруг ни с того ни с сего пошел дождик! В мае иногда случаются подобные вещи. Такой дождик в народе называют слепым. Мы так соскучились за долгую, холодную зиму по теплому весеннему дождю. Почему бы нам немного не прогуляться, а еще лучше — потанцевать прямо под дождем да еще босиком?! Не забудьте взять с собой зонтики...»
Затем дети хором читают стихотворение.
Ура, ура,
Пришла весна!
Мы рады, рады солнышку,
Нам дождик нипочем!
Возьмем с собой по зонтику,
По зонтику, по зонтику
И будем танцевать мы
По лужам босиком...
Звучит музыка Ю. Слонова. Ребята исполняют свой импровизированный танец.
Примечание. У этой игры может быть свое продолжение: взрослый предлагает ребятам воплотить свои фантазии в рисунках, аппликациях, конструировании, рассказах, сказках, стихах и т. п.
Что умеем мы покажем
Категория: Игры, направленные на развитие творческих способностей
Возраст: 6-7 лет.
Цель игры: игра направлена на развитие навыков коллективного творчества.
Необходимое оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Воспитатель, он же и ведущий импровизированного концерта, говорит о том, что на музыкальных занятиях дети учились правильно и красиво петь и двигаться. Теперь настало время продемонстрировать свои знания и умения. В импровизированном концерте ребята исполняют известные им песни, частушки, пляски и танцы. Задача игроков: поразить зрителей своим профессионализмом и артистизмом. Дети выступают в роли как самодеятельных артистов, так и зрителей.
Воспитатель в роли ведущего объявляет первый номер, называя фамилию и полное имя маленького артиста. После каждого выступления, как и полагается, звучат зрительские аплодисменты.
Например, одним из концертных номеров может стать выступление девочек-матрешек, которые исполнят для ребят свои веселые частушки.
Воспитатель.
Вот веселые матрешки,
Обожают петь, плясать.
Пригласили их ребята
На свой праздник выступать.
Матрешки (хором). Мы платочками взмахнем,
Дружно топнем каблучком.
Эх, раз! Еще раз!
Начинаем перепляс!
Импровизированный танец Матрешек.
Когда танец заканчивается, все Матрешки, кроме последней, самой младшей, уходят и садятся на свои места.
Младшая матрешка.
А я - младшая сестрица,
Петь частушки мастерица.
Я со сцены не уйду,
Пока частушку не спою.
Как немного подрасту,
Сразу в школу я пойду.
Буду петь, плясать,
Дискотеки посещать.
Моя мама дорогая,
Не волнуйся за меня.
Я — девчонка боевая,
Вся, мамулечка, в тебя!
Перед вами пройдусь
Да три раза поклонюсь (Кланяется на три стороны).
Я б еще повыступала,
Да вот что-то вдруг устала;
Как немного отдохну,
Песни петь опять начну!
Эх, раз! Еще раз!
Я на сцене целый час!
Спасибо за внимание,
До скорого свидания!
Малышка вприпрыжку убегает. На проигрыш все Матрешки выходят на поклон.