Рефлексивный отчет по программе Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

1.Введение.
Роль театрализованных игр в формировании связной речи детей с ОНР. .....3
Актуальность темы4

2.Аналитическая часть
Цель и задачи работы..5
Диагностика изучения уровня связной речи у детей с ОНР ..6
Принципы и методы работы с детьми ...11
Правила поведения на занятии, схема занятий 12
Взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной
деятельностью.....14
Взаимосвязь театрализованной деятельности с
художественно – речевой .15
Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием .16
Реализация задач по театрализованной деятельности 17
Контрольное исследование ..18
Динамика развития связной речи средствами театрализованной
деятельности20
Вывод22
Цель и задачи на будущее ..23

3.Заключение ..23

Литература .24











Рефлексивный отчет по результатам реализации программы

«Развитие связной речи детей средствами театрализованной деятельности»






Исполнитель:
Тимофеева
Марина Геннадьевна
Должность:
Учитель-логопед

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»
А.С.Макаренко.

Введение.
Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Театрализованная деятельность важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.



Актуальность
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Формирование эмоций начинается в дошкольном возрасте, которые являются фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Все это открывает реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между детьми в процессе межличностного взаимодействия.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития мышления творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Заинтересовавшись вышесказанным, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств.
Цель деятельности:
Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
Задачи:
1.Изучить специальную литературу по проблемам связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);

2.Выявить и проанализировать особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

3.Раскрыть виды театрализованной деятельности и их значение с точки зрения способности преодоления речевого недоразвития дошкольника;
 
 4.Создать    условия     для    развития    связной    речи    у    детей   через театрализованную  деятельность;  
- создать развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой  деятельности и развития связной речи;

5. Разработать перспективный  план и методический комплекс для развития связной детей с общим недоразвитием речи посредством влияния театрализованной игры.

6.Составить рекомендации по использованию театрализованных игр в коррекционной работе, направленной на развитие связной речи детей,    

- осуществлять   взаимодействие   с  родителями   с  целью  обогащения игрового опыта, речевой  активности ребенка.

- побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения);

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- развивать индивидуальные личностные качества дошкольника

Цель аналитического отчёта: проанализировать работу за пройденный период.
Аналитическая часть
По-моему мнению, если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становится сама по себе достаточно привлекательным делом, как средство развития способностей ребенка, а в дальнейшем поможет ему стать успешным в жизни.
В 2014 году, после составления программы, я начала работу по развитию связной речи у детей с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Была изучена литература: Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с..
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Артемова Л.В. « Театрализованные игры дошкольников», Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников детских садов, Сорокина Н. Ф. Программа «Театр–творчество–дети»Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61-63; 1998. №2. С.129-130.Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»: Пособие для педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов.
Было выделено несколько обязательных условий для развития связной речи детей и творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены беседы с родителями и детьми, диагностика.
Исходя из данных собеседований, подобрала диагностический материал, необходимый практический материал
Цель: выявить начальный уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось с детьми логопедической группы в количестве 12 человек.


В процессе наблюдения было выявлено:
Высокий уровень развития связной речи у 2 детей, что составляет 17%, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.
Средний уровень развития связной речи у 4 детей, что составляет 33%. Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.
Низкий уровень развития связной речи у 6 детей, что составляет 50%. Связная речь детей характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.
При подготовке исследования мы подобрали хорошо знакомое детям произведение и к нему серию картинок. По ходу занятия каждый ребенок пересказывал русскую народную сказку «У страха глаза велики». Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:
Проведя обследование по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии картинок, мы увидели, что 2 детей группы коллективные признаки выделяют все, в основном, так же структуру и последовательность описания выдерживают. Хорошо развита и связность высказывания. Больше всего в речи дети употребляют существительные и глаголы, а меньше прилагательные. У 10 детей бедный словарный запас, во время рассказа с затруднениями и длительными паузами раскрывали содержание текста.
На последующем этапе диагностики, с каждым ребенком была проведена специально организованная беседа по русским народным сказкам
Проведя обследование по специально организованной беседе, мы увидели, что у 2 детей, что составляет 17% - высокий уровень коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, легко контактируют с воспитателем, умеют поддерживать и завершать диалог.
У 4 детей (50%) – средний уровень развития коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, нелегко контактируют с воспитателем, не всегда завершают диалог.
У 6 детей, что составляет 33% - низкий уровень развития коммуникативных умений. Они не всегда вступают в диалог, не владеют речевыми оборотами для установления контакта, умеют отвечать на вопросы, но не умеют их задавать, не умеют завершать диалог.
В результате исследования уровня развития связной речи мы пришли к следующим показателям:
2 детей с высоким уровнем развития связной речи(17%)
- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.
4 детей со средним уровнем развития связной речи(33%)
- Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.
6 детей с низким уровнем развития связной речи(50%)
- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.
Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности. Была разработана программа и составлен протокол наблюдения.
Программа наблюдения за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности:
Объект: самостоятельная игра детей
Цель: выявить уровень развития связной речи в ходе игровой деятельности
Время: сентябрь 2014 года
Продолжительность: 30 минут
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
Дети свободно ведут диалог
Умеют грамотно задавать вопросы
Умеют грамотно отвечать на вопросы
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
Протокол наблюдения:
Наблюдение показало, что дети:
Дети свободно ведут диалог– 17%
Умеют грамотно задавать вопросы–17%
Умеют грамотно отвечать на вопросы–33%
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 17%
Итоги педагогического наблюдения позволили сделать следующие выводы – дети в своем большинстве малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь детей скуден, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершают диалог.
Также было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 12 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:
«Да» «Нет» «Не знаю»
После обработки анкет были получены следующие результаты:
Вопрос
Ответило «Да»
Ответило «Нет»
Ответило «Не знаю»

1. Знаете ли вы что входит в понятие связной речи?
20%
40%
30%

2. Знаете ли вы как развивать связную речь?
20%
60%
20%

3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы?
40%
60%


4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи?
30%
70%


5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности?
50%
30%
20%

6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе?
30%
30%
40%


Исходя из итогов анкетирования, сделан вывод о том, что родители не знают, как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.
Также воспитатели группы провели мониторинг оценивания уровня развития воспитанников и получили следующие результаты: социально – речевое развитие -33%; художественно–эстетическое развитие – 38%; физическое развитие – 50%; познавательное – 38%.
Дети с ОНР несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют. Учитывая важность и необходимость формирования вышеперечисленных качеств личности ребенка, решили углубленно заниматься театрализованной деятельностью.
По итогам диагностики планируется индивидуальная деятельность с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.
Составили вместе с музыкальным руководителем перспективный план на подготовительную логопедическую группу, c учетом театрализованной деятельности (см. программу)
При создании системы планирования использовала «Модель развития творческих способностей дошкольников», куда вошли такие виды деятельности, как: «Знакомство с основами драматизации», «Знакомство с основами кукольного театра», «Самостоятельная театрализованная деятельность», «Праздники и развлечения»
Занятия проводились во вторую половину дня, один раз в 3 недели.
В своей работе опиралась на принцип единства: деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с родителями.
Выделила основные принципы работы с детьми:
Партнёрские отношения с воспитанниками
Понимание мира внутренних переживаний каждого отдельно взятого ребенка
Согласованность позиций в воспитании педагогов детского сада и родителей в семье
Создание эмоционально-благополучного, творческого микроклимата для каждого ребенка.

Деятельность велась по нескольким направлениям:
театрализованная игра;
занятия с элементами драматизации
сотрудничество с родителями
культура и техника речи;
работа над спектаклем;
творческие игры и этюды;
Все занятия по театрализации выстраивались по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности
Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях:
говорить негромко;
ходить спокойно;
помнить, для чего мы находимся в зале;
смело показывать свои способности;
заботиться друг о друге;
помогать друг другу;
внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому).

Поставленные задачи решали через различные формы совместной деятельности: комплексные и интегрированные занятия с участием сказочных героев, разыгрывание сказок, сценок; развлечения и праздники; игра; тематические выставки для родителей; работа по изготовлению декораций и костюмов. Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры, необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.
Выявилась проблема: недостаточность театров и оборудования. Поэтому начали работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в группе с организации предметно-развивающей среды. Материально-техническая и методическая база пополнялись со временем при помощи родителей и детского сада.
Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление разных видов театра.
Виды театров:
1.Би-ба-бо
2.Настольный театр
3.Фланелеграф
4.Конусный театр
5.Пальчиковый театр
6.«Театр в лицах»- маски героев, шапочки, медальоны
8. Театр плоскостной для индивидуальной работы, или игры малыми группами
9.Театр кружек
10.Кеглевый театр
11. Атрибуты для ряжения (изготовлены с помощью родителей)
12.Ширма
Каждый из перечисленных видов театра вводился в группу постепенно.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использовала разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Поощряя каждую удачную находку, стремилась воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получали они от совместного творчества.
Большую роль в развитии связной речи детей играет художественно-изобразительная деятельность.

Взаимосвязь театрализованной деятельности с изобразительной деятельностью














На занятиях по изодеятельности воспитатели с детьми создавали эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям.
Кроме того, театральные игры с успехом использовались на занятиях по художественной литературе.


Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой деятельностью.











Взаимосвязь театрализованной деятельности с художественным конструированием: Очень важен и интересен этап подготовки декораций, процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них.










Театрализованные игры использовали и на занятиях познавательного цикла. Например: «В страну сказок» (Развитие речи), «Кто живёт в лесу?» (Формирование целостной картины мира) и т. д. Таким образом, мы видим, что занятия театрализованной деятельностью, успешно интегрируются с любыми занятиями и в организованной образовательной деятельности.
В занятия по театрализованной деятельности включаем:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;
- упражнения по дикции;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
В своей работе практикуем обязательное использование инсценировок. Не у всех детей все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе таких же сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощённо. У детей наблюдалась неустойчивость внимания, трудность при ориентировке в пространстве, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи. Поэтому в систему коррекционной работы с нашими детьми включали игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, на напряжение, расслабление мышц, что несомненно, благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребёнка.
С помощью театра у детей активизировался словарь, чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закрепляется произношение всех звуков. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение. Нами были поставлены следующие сценки-спектакли: «В гостях у сказки», «Ухти-тухти», «Кот Федот и кошка Матрешка», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» (Приложение 2)
Инсценировки детей стали интереснее, красочнее по исполнению образа, т.к. у детей уже накоплен определенный опыт театрализованной игры, дети свободно общаются друг с другом, речь их более совершенна и выразительна, лучше ориентируются в пространстве, на сцене, самостоятельнее в своих действиях. Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и мышления, оценивать уровень их развития. Для этого фиксировали результаты.
Совместная деятельность с родителями. Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Наш опыт говорит о том, что все родители откликаются и стараются содействовать педагогам в работе с использованием театрализованной деятельности. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.
    Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной  литературы в развитии речи детей».
Основными видами деятельности с родителями выступили:
Беседа – консультация
Выставки (фото выставки, выставка детских работ, например: выставка рисунков «Сказка», «Самая красивая мама», выставка «Мамины руки не знают скуки», «Домашний спектакль»)
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекались к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, для показа сказок.
Контрольное исследование.
На этом этапе использовали те же диагностические методики, что и в констатирующем исследовании, чтобы сопоставить результаты обследования.
Повторная диагностика уровня развития связной речи. Мы увидели, что у 8 детей, что составляет 58%, находившихся на среднем уровне развития связной речи, наблюдается переход на высокий уровень, так как дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи.
  4 детей с низким уровнем развития связной речи достигли среднего уровня, что составляет 42%. Это характеризуется тем, что дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказки, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.
Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности. Была разработана программа и составлен протокол наблюдения.
Программа наблюдения за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности:
Объект: самостоятельная игра детей
Цель: выявить уровень развития связной речи в ходе игровой деятельности
Время: май 2015 года
Продолжительность: 30 минут
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
Дети свободно ведут диалог
Умеют грамотно задавать вопросы
Умеют грамотно отвечать на вопросы
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения
Протокол наблюдения:
Наблюдение показало, что дети:
Дети свободно ведут диалог–80%
Умеют грамотно задавать вопросы–80%
Умеют грамотно отвечать на вопросы–75%
Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 80%
Итоги педагогического наблюдения позволили сделать следующие выводы – дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.
Также было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 12 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:
«Да» «Нет» «Не знаю»
После обработки анкет были получены следующие результаты:
Вопрос
Ответило
«Да»
Ответило «Нет»
Ответило
«Не знаю»

1. Знаете ли вы что входит в понятие связной речи?
85%
5%
10%

2. Знаете ли вы как развивать связную речь?
85%
5%
10%

3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы?
85%
15%


4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи?
70%
30%


5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности?
100%



6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе?
80%

20%


Исходя из итогов анкетирования сделан вывод о том, что родители знают как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.
Также воспитатели провели мониторинг оценивания уровня развития воспитанников, и получили следующие результаты: социально - коммуникативное развитие - 89%; художественно–эстетическое развитие –69%; физическое развитие – 71%; речевое развитие – 85%.
Выводы:
Исследования выявили следующее:
1. Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию связной речи детей.
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему непосредственной деятельности, дали ощутимый положительный результат.
3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития связной речи повысился на 35 %,
4. Мониторинг оценивания уровня интегративных качеств воспитанников также показал положительный результат.
Анализ проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития связной речи. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.
В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети могут:
взаимодействовать с партнёром;
действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками).
Владеют техникой кукловождения;
Свободно владеют импровизационными умениями;
Стали намного общительнее.
Умело используют средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения и средства интонации;
Владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
С удовольствием выполняют творческие задания;
Динамика развития знаний и умений по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников выглядит следующим образом:
Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития связной речи детей средсвами театрально-игровой деятельности значительно повысился и соответствует поставленным задачам.



Подготовительная группа


НАЧАЛО ГОДА
КОНЕЦ ГОДА

Высокий уровень
18%
59%

Средний уровень
32%
41%

Низкий уровень
50%
-




















Вывод:
Таким образом, по результатам данной работы очевидно, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них связной речи.
Задачи, которые мы ставили, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, они будут творчески относиться к своему делу. Искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Работая по ФГОС, благодаря интегрированным занятиям, стало намного легче включать в игры и занятия различные виды деятельности.
Организованная таким образом работа способствовала самовыражению и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатилась за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находили свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Заключение.
Анализируя работу по данной теме, мы добилась положительного результата. Нам удалось заинтересовать родителей, у детей развились творческие способности. Общее дело объединило детей и родителей, сблизило детский сад и семью.
Считаем свою деятельность востребованной, актуальной, соответствующей требованиям государственной политики.
Владея средствами диагностики способностей детей, творчески применяем технологии и программы, участвуем в преобразовании среды развития ребёнка. Освоила ИКТ. На занятиях и в работе с родителями использую электронные презентации.
Создавая предметно - развивающую среду: пополнили вместе с воспитателями и музыкальным руководителем уголки играми, пособиями, альбомами; делилась опытом работы с коллегами.

Открытые театрализованные представления-спектакли:
«Кот Федот и кошка Матрешка»; « Кошкин дом»; «Заюшкина избушка»
Выступления на семинаре «Развитие связной речи у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности»
Информация на сайте ДОУ: «Использование ИКТ в логопедической практике» (из опыта работы).
А также велась работа по другим видам деятельности:
Составила рабочую программу согласно новым ФГОС;
Составила тематические планы работы в подготовительной к школе группе также согласно новым ФГОС.
Таким образом, реализация данной программы показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывания повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь стала более связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.

Использованная литература.
Акулова О. Театрализованные игры « Дошкольное воспитание», 2005.-N4.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 07г
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр – творчество
дети»,М., АРКТИ, 2004 г.
Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду»,
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов.
Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Программа "Театр-творчество-дети: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Дошк. воспитание - 1996 - №8 - с. 9-18; №9 - с. 14-20; №11 - с.7-13.
Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика – Синтез, 2008 год.
Использование интернет-ресурсов.


(приложение 1)
Методические рекомендации по обследованию связной речи
Для изучения уровня развития связной монологической речи используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.
В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
 1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
 2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
 3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
4)  грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5)  плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6)  самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.
Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивается по следующим параметрам:
1)  целостность - единство темы;
2)  последовательность и структурное оформление;
3)  связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;
4)   развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
5)  самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
6)   плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.
Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используются наблюдения за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Таблица 1 - Оценка коммуникативных умений детей

Критерии оценки коммуникативных умений детей
Оценка в баллах
Уровень речевой коммуникации

1
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог
3
высокий

2
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог
2
средний

3
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог
1
Низкий



Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические методики, предложенные в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И., пересказ с использованием серии сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми. Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. выделены 3 уровня развития связной речи детей:
I уровень – высокий
– Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень – средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень – низкий
- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.











13PAGE \* MERGEFORMAT141815



Изготовление элементов костюмов, декораций

Изготовление афиш


Театрализованная деятельность

Использование в театральной деятельности игрушек народного промысла

Изготовление театра игрушек (театр картинки на руке; для фланелеграфа)

Рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям

Рисование пригласительных билетов

Знакомство с литературными произведениями

Работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)

Театрализованная
деятельность

Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

Инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки)

Использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или для обыгрывания

Изготовление элементов костюмов

Изготовление элементов декораций

Театрализованная деятельность

Изготовление мягких кукол, театра из коробок, природного материала.

Изготовление элементов декоративных украшений (бусы, кулоны, и пр.)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry