Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

Подборка дидактических игр, стихов, загадок
по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста
через ознакомление с трудом взрослых»

Осень
Месяц
Формирование о труде взрослых
Дидактические игры
Чтение художественной литературы
Стихи и загадки

Сентябрь
Работники детского сада
«Где был Петя»
«Кому, что нужно»
«Грустный, весёлый, сердитый»
«Хвастуны»
«Уроки вежливости»
С. Маршак
Как Антон полюбил ходить в детский сад
О поваре
О враче
О воспитателе

Октябрь
Медсестра
«Чем лечат»
«Подбери градусник для трёх медведей»
«Таня простудилась»
«Без чего»

«Айболит»
К. Чуковский
«Врач» В.Степанова
«Доктор»
О. Емельянова
«Лечу куклу»
П. Образцов
«Наш доктор» А.Кардышева

Ноябрь
Повар
«Повар»
«Варим компоты»
«Кондитер»
«Что делает повар?»
«Редиска, тыква, морковка, горох, лук, огурцы»
Ю. Тувим
«Федорино горе»
К. Чуковский
Загадки об овощах
Стихи об овощах
Загадки и стихи про повара














Приложения


Загадки
Тянет хобот
А сам робот
(пылесос)
Загадки
В кругленьком окошке
Мокрые одёжки
(стиральная машина)


Стих
Воспитатель
Н. Иванова.
Не пускают маму в сад?
Не грусти приятель.
Вместо мамы у ребят
В группе воспитатель!
Нам семья вторая- группа,
Здесь игрушки и уют,
А скучать и плакать глупо,
Мамы вечером придут.
Игры, песни очень кстати
Подобрал нам воспитатель.
В группе весело у нас
Каждый день и каждый час.
Стих
Воспитатель
Л. Зимина
Садик- это второй дом
Мы здесь дружно все живём
Праздники встречаем, спим, поём, играем,
Очень скоро подрастём
И все в школу мы пойдём.
Стих
И. Демьянов.
Громко хвастается Таня:
-Я теперь большая!
И, обняв подружку Асю,
Посмотрела на ребят:
-Я заканчиваю ясли-
Поступаю в детский сад.

Стих
В. Донниковая
Сосны выстроились в ряд
Клёны под окошком,
Входит солнце в детский сад
Светлою дорожкой.


Стих
Н. Найдёнова
Девочка новая в детском саду
К девочке новой сейчас подойду.
-Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной,
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Стих
Г.Ладонщиков
Солнце скрылось за домами
Покидаем детский сад
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят.
Как мы хором песни пели
Как играли в чехарду
Что мы пили
Что мы ели
Что читали в детсаду.
Я рассказываю честно и подробно обо всём
Знаю маме интересно
Знать о том,
Как мы живём.













Дидактическая игра
«Что, кому, нужно?».
Цель: Закреплять в речи формы имён существительных в творительном падеже.
Материал: Предметные картинки (можно фотографии работников детского сада) с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки.
Ход игры.
Предложите ребёнку рассмотреть изображение людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках. Показывать поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:
«Кому этот предмет нужен для работы?»
Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).
Чем врач делает уколы? (шприцом).
На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).
Попросите ребёнка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).



Дидактическая игра
«Добрый, весёлый, сердитый».
Цель: понимать и различать категории рода имён прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласовывать имена прилагательные в роде и числе.
Материалы: Предметные картинки с изображением маски, шарфа, вуали.
Ход игры.
Подготовитесь к игре заранее: вырежьте а нижней части лица вуаль, маску, шарф.
Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребёнку картинки. Предложите их внимательно рассмотреть. Попросите назвать профессии изображённых на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи».Попросите ребёнка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмоциональное состояние. Начните фразу и предложите ребёнку её продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии. Музыкальный руководительвесёлый. Попросите проверить правильность ответа, поднять приклеенную на шляпке вуаль. Врачсердитый. Попросите проверить правильность.


Дидактическая игра
«Где был Петя».
Цель: Формировать развитие грамматического строя речи, через составление простых, описательных рассказов.
Материал: картинки с изображением детей в группе, когда дети играют, занимаются.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением игровых моментов в группе (можно использовать фотографии). И предлагается рассказать каждому ребёнку, что происходит на фотографии, картинки. С помощью наводящих вопросов: «Что происходит на картинки? Что делают дети? Где они находятся?».Все выслушивают рассказы каждого.
Дидактическая игра
«Хвастуны».
Цель: Образовывать сравнительную степень имён прилагательных.
Материал: не требуется.
Ход игры.
Предложите детям послушать небольшой рассказ: «Жили-были два мальчика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них были разные, а любили они их одинаково – очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят». Предложите детям закончить фразу: «Моя воспитательница красивая. – «А моя ещё красивее». – «Моя воспитательница добрая». – «А моя ещё добрее». Долго спорили ребята, а к общему мнению не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые, милые!».
















Дидактическая игра
«Чем лечат».
Цель: формировать в речи детей формы имён существительных в творительном падеже.
Материал: не требуется.
Ход игры.
Предложите ребёнку поиграть в «доктора».
Прочтите стихотворение:
Под землёй, копая ход,
Как-то лапу ранил крот.
Дятла просит: «Помоги! Вдруг останусь без ноги?»
Лапу вылечить не сложно,
Вот совет мой от души: К свежей ране
Осторожно подорожник приложи.
Задайте детям вопросы по тексту. Чем лечил дятел кроту лапу? (Подорожник).
Предложите детям взять на себя роль врача, а на себя возьмите роль больного. Врач принимает больных с разными болезнями и советует, как лечиться. Например:
Больной: У меня болит палец. Я его порезал.
Врач: Промойте рануперекисью водорода. Смажьте зелёнкой (йодом). Перевяжитебинтом.
Больной: У меня болит горло.
Врач: Завяжите горло тёплымшарфом.
Полощителечебным раствором.
Усложнение: придумайте другие игровые ситуации.

Дидактическая игра
«Подбери градусник для трёх медведей».
Цель: формировать в речи детей согласование существительных с прилагательными. Формировать грамматический строй речи, расширять словарь. Соотносить предметы по размеру.
Материал: Предметные картинки с изображением градусников разной величины. Картинки с изображением медведей (большого, маленького, среднего).
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку про трёх медведей. Создаёт проблемную ситуацию, говоря о том, что медведи заболели. Дети предлагают разные решения (вызвать доктора). Приходит Айболит (игрушка). Но у доктора градусники все разные. Большому медведю не подходит маленький градусник. Воспитатель предлагает помочь Айболиту.
Воспитатель спрашивает: «Маленький градусник для кого?»
Ответы детей (маленький градусник для маленького медведя, медвежонка, мишутки).
Соответственно дальшеДля среднего медведя, медведицы. Для большого медведя.
Игру можно провести с игрушками и игрушечными градусниками.

Дидактическая игра
«Без чего?».
Цель: формировать в речи детей формы родительного падежа имён существительных.
Материал: предметные картинки с изображением шприца, лекарства, бинта, белая шапочка доктора.
Ход игры.
Расскажите детям, что доктора вызвали к больному.
И предложить детям рассмотреть предметные картинки. Спросить, что на них изображено. Спросить человеку, какой профессии принадлежат эти вещи. Дети обсуждают, называют предметные картинки. Приходят к выводу, что, эти предметы принадлежат доктору. Воспитатель задаёт детям вопрос «Без чего доктор не может идти?»
Без лекарств
Без шприца
Без халата
Без шапочки доктора.

Дидактическая игра
«Таня простудилась».
Цель: формировать представления детей о профессии доктора. Развивать словарь детей, формировать грамматический строй речи. Воспитывать чувства сострадания и желания помочь больному человеку.
Материал: Кукла. Игрушечные предметы из игры доктор. Лекарства. Таблетки. Шприц. Рецепты Халат белый. Шапочка доктора. Фонендоскоп. Вата.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что кукла Таня заболела. Спрашивает у детей, как ей помочь. Дети обсуждают, предлагают варианта ответов.
Предлагают вызвать доктора. В роли доктора выступают дети. Один из детей переодевается доктором . Приходит к кукле и мерит температуру, даёт лекарства, проговаривая свои действия. Все остальные смотрят. Потом обсуждают, правильно ли действовал доктор и что он не сделал.








Дидактическая игра
«Повар».
Цель: Развитие словаря. Классификация овощей и фруктов. Развивать связную речь.
Материал: предметные картинки с овощами и фруктами.
Ход игры.
В иге принимают участие два-три человека. Двум детям выдаётся меню, и они заказывают третьему (повару) обед. Воспитатель спрашивает: «Из чего будем варить суп, второе блюдо, компот?» Дети отвечают, проговаривая какие продукты они берут.
Например: для супа мы берем картошку, морковку.
Для второго мы берём картошку, капусту..
Для компота мы берём яблоко, грушу
Игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра
«Варим компот».
Цель: Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.
Материал: предметные картинки с фруктами и ягодами картинки с банками для компота.
Ход игры
Воспитатель рассказывает детям, что в гости к нам пришла кукла Таня и принесла много .чего? Дети рассматривают картинки и уточняют, что это фрукты. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, где Таня набрала так много фруктов и ягод?» Дети отвечают (в саду, на даче, в лесу).
Воспитатель предлагает детям помочь Тане сделать из этих фруктов компоты. Детям раздаются картинки с изображением банок. Дети разбирают картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, малина, клубника).
Проговаривая, что они варят компот из слив, яблок. В конце воспитатель уточняет детям, что компот, сваренный из абрикос будет называться абрикосовый.

Дидактическая игра
«Кондитер»
Цель: Развивать представления детей о профессиях взрослых. Расширять словарь и кругозор детей. Формировать в речи детей формы имён существительных в винительном падеже.
Материал: Натуральные или вылепленные из пластилина или предметные картинки с изображением пирожного, торта, хлеба, печенья, пряников, вафли, слива, картошка, капуста
Ход игры
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской «Кондитер»:
Поглядите, вот кондитер
Испечёт он, что хотите!
Он, наверно, чей-то папа,
Он наверно, чей-то дядя,
Он, наверно, чей-то брат
Этот брат, наверно рад!!!
Воспитатель спрашивает детей «Кто нам в садике печёт вкусные булочки?» Ответы детей (повара).
Воспитатель уточняет, что пирожные, торты, ватрушки, булочки пекут кондитеры.
Воспитатель просит детей рассмотреть картинки и найти лишнюю картинку. Дети проговаривают каждую картинку и называют, что не испёк повар-кондитер.













Стих
Капуста
К. Тангрыкулиев.
Обвязала голову,
Ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно?
Закуталась капуста?
-От солнца я нашу чалму.
Жара мне вовсе не к чему.
Загадка
Ходит в белом колпаке с поварёшкою в руке
Он готовит нам обед
Кашу, щи и винегрет.
(повар).
Повар
Повар готовит для детки
Супчик, картошку, котлетки
Салатик со сметанкой
Крендельки, лепёшки
Приготовьте ложки.


Загадки
Посуда
Если я пуста бываю,-
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(ложка).
Загадки
Посуда
Я пыхчу, пыхчу-
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела-
Пейте чай!- Вода вскипела!
(чайник).
Загадки
Посуда
Сама не ем,
А людей кормлю.
(ложка).

Стих.
Огурец
К. Тангрыкулиев.
Погляди на огурец.
Огурец- такой хитрец!
Ловко одевается,
Под листьями скрывается
Разберу рукой листву,
С грядки огурец сорву!
Стих
Помидор
Н. Гончарова.
Кусочек утренней зари
Среди зелёных веток
Он, словно звёздочка горит
На ярком платье лета.
Стих
Картошка
Э. Островская.
Посадим мы картошку
Мама в поле, я в саду.
Мама много
Я немножко.
Я всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей.
Я весь день тружусь над ней.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













Врач
В.Степанова.
Знаю я про вас немало;
Как зовут,
Кто ваша мама.
Знаю рост и знаю вес,
Кто как спит,
И кто как ест.
Не свожу с вас строгих глаз,
Я лечу, ребята вас.
Лечу куклу
П. Образцов.
В белом халате
Я у кровати
Мне не до сна
Кукла больна
Кашель у Лиины
В горлышке хрип
Может ангина
Может быть грипп
Чаем с малиной куклу пою
Вылечу Лиину куклу мою.

Доктор
О. Емельянова
Любит делать доктор Лола
Всем прививки и уколы
И, велев «А-а!» пропеть,
Горло палочкой смотреть
Ставит Градусник под мышку
Слушать трубочкой одышку
Мазать ссадины зелёнкой
Руки-ноги бинтовать
И рецепты штамповать.

Доктор
А. Кардышева.
Всегда внимательно
С любовью
Наш доктор лечит вас ребят
Когда поправит вам здоровье
Он больше всех бывает рад
А сколько есть ещё врачей
Которые готовы
Не отдыхать, не спать ночей
Чтоб были вы здоровы
Зной или стужа
День или ночь
Доктор торопится детям помочь.
Загадка
Зовут меня, когда больны
Заботы так мои так мои нужны
Уверенно я в дом войду
К больному близко подойду
Пощупаю горяч ли лоб,
Достану свой фонендоскоп
Послушаю и горло посмотрю
Рецепт оставлю и уйду.
(доктор).


















Стихи
Загадки
Фрукты
Ягоды.

Стихи
Загадки
Посуда.



Стихи
Загадки
Овощи.


Профессия
Повар.
Стихи
Загадки.



15