Консультация для родителей «Логико-математическое развитие детей 3 года жизни»


Консультация для родителей
«Логико-математическое развитие
детей 3 года жизни»
Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов ребенок  не сможет полноценно осваивать окружающий мир. Приоритетными задачами  по овладению логико-математическими представлениями и умениями детей 3 года жизни являются:
уметь обследовать предметы взглядом, прикосновением, движением;
упражнять  в запоминании, узнавании явлений и объектов природы, предметов, людей по характерным признакам,
уметь подбирать пары по аналогии,
иметь элементарные представления о величине (большой, маленький),
форме (круг, квадрат, треугольник),
цвете (красный, жёлтый, зелёный, синий, черный, белый),
объёме (шар, куб);
упражнять в сравнении множеств предметов наложением и приложением, 
устанавливать соответствия (много - мало, столько же, больше - меньше),
оперировать понятиями «один» и «много»,
употреблять в речи слова, которые передают направления относительно себя (впереди, сзади, вверху, внизу), связанные с ориентировкой во времени (сначала, теперь, скоро, потом, долго), расположением предметов в пространстве (на, под, за, рядом, высоко, низко).             А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Только вот развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх и занятиях. Этакая "естественная" математика. А что может быть лучшим материалом для нескучного обучения малыша? Конечно игры и игрушки. Именно кубики и мячики, пирамидки и матрешки, куколки и мягкие зверушки помогут вам легко и весело объяснить малышу непростые понятия. Строя башенку или домик, ребенок быстро запомнит названия геометрических фигур, если вы будете почаще называть их. А незамысловатые эксперименты со строительным набором откроют крохе свойства тех или иных фигур. Оказывается, мячик легко скатится по наклонной доске, потому что он круглый, а вот кубик так катиться не сможет, так как у него есть углы. Если вы предложите малышу угостить зайчика красным печеньем (красные "кирпичики" из конструктора), а мишку - синим или подобрать к открытым фломастерам нужные колпачки, постепенно ребенок научится различать цвета.
А многократно собирая пирамидку или матрешку, малыш усваивает понятия "большой - маленький" и учится соотносить предметы по величине. Стоит отметить, что прежде чем малыш начнет сравнивать предметы, он должен четко понять, что такое "одинаковые". Ищите вместе с крохой одинаковые кубики в россыпи строительного набора и стройте из них башенку, выбирайте одинаковые пуговицы из коробочки для рукоделия и выкладывайте из них узор, находите одинаковые бусины в ожерелье, подбирайте пары носочков после стирки, сервируйте кукольный стол одинаковыми тарелками и т.п. В играх можно придумать множество подобных ситуаций. Будет кстати и игра "парочки", в которой нужно находить одинаковые картинки.                                                           
Учить цифры с малышом не обязательно. Пока. И очень заблуждаются те мамы и папы, которые, выучив с сыном или дочуркой названия цифр или механически заучив количественный счет, утверждают, что их кроха умеет считать. Мышление у малыша до трех лет конкретное. Это значит, что он плохо воспринимает абстрактные символы, вроде букв и цифр. Для него цифры - ничего не значащие закорючки, которые мама называет "три" или "семь". Поэтому учить считать малыша нужно на конкретных предметах. И связывать счет именно с конкретными яблоками, мячиками, конфетами или машинками. К абстрактным цифрам вы перейдете позже. А пока самое важное для крохи - это осознание количества, четкое понимание, что не зависит это понятие ни от размеров объектов счета, ни от их формы или цвета, и даже от настроения маленького математика и прочих катаклизмов тоже не зависит. Многократно пересчитывая вместе с мамой окружающие предметы, малыш, в конце концов, поймет, что последняя названная при пересчете цифра и равна количеству. Для маленького человечка это очень важное и непростое открытие. И только тогда, когда малыш научится считать в пределах десятка абсолютно осознанно, понимать, "чувствовать" количество, можно потихоньку переходить на абстрактные цифры. Обычно это происходит примерно к четырем годам. Все вышесказанное не значит вовсе, что нужно спрятать от малыша цифры и ни в коем случае их ему не показывать и не называть. Речь о том, чтобы насильно не навязывать малышу то, что в силу возрастных особенностей он не сможет понять и полноценно усвоить.
           Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий задействуется крупная и мелкая моторика крошечного "ученика". Например, промаршируйте с малышом по комнате сначала на счет "раз-два", затем на счет "раз-два-три", а после и "раз – два - три-четыре". Попросите малыша поднимать ручки на "один", а на "два" - опускать или разводить в стороны. На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его по полу друг другу, называя числа.
Математическая игра для детей
"Мишка собирает ягоды" (от 1,5 до 3 лет)
Чему учимся: Счету; сравнению количеств; понятиям "больше — меньше", "много — мало".
Понадобится: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка.
Как играть: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их.
Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: "Здесь пять ягод! Много!" Потом пусть и малыш поиграет за мишку.
Математическая игра для детей
"Много — мало" (от 1,5 до 3 лет)
Чему учимся: Сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.
Понадобится: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.
Как играть: Данная математическая игра происходит следующим образом - вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: "Давай отвезем
кубики мишке!" Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: "Вот тебе, мишка, много кубиков!" Затем выгрузите из маленькой: "А тут мало!"
В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: "Одинаково! Поровну!" В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: "Теперь здесь больше!" Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше.
Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.   Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа.
Для самых маленьких математиков изучение геометрических фигур  можно превратить в веселую игру. Делается она в считанные минуты. Возьмите лист картона и вырежьте в нем несколько "окошек" таким образом, чтобы их можно было открывать и закрывать (три стороны вырезаем, четвертую отгибаем). Наклейте картон на лист белой бумаги, откройте "окошки" и нарисуйте в каждом по одной геометрической фигуре: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. Любопытный малыш захочет открыть окошко и узнать, что же там спряталось. Кроха заглядывает в окошки, а мама называет нарисованную там фигурку. Очень скоро малыш и сам будет безошибочно находить нужного "жильца". Кстати, точно так же весело можно учить и цифры.                                                               
Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое простое, что можно придумать, это считать определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Почаще проговаривайте, например, такие фразы: "Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей". Так постепенно освоим и состав числа.

Предложите малышу на прогулке отыскивать "все, чего по два". Это непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами, но постепенно и ребенок поймет смысл игры и будет вам помогать. У людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе растет две розы. Посчитайте чего у ребенка по два – глаза, уши, руки, ноги, брови. А чего по одному – нос, рот, голова и т.д. Везде, где это возможно, сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку, длину скамеек и т.п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти понятия.    
Большую помощь в освоении логико-математических умений
оказывают математические сказки. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, - ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами. "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. "Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? "Три медведя" - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета -"Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
           Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, "Котята" С. Михалкова или "Веселый счет" С. Маршака и многие другие.
Принято считать, что у малышей до трех лет не развито логическое мышление, а значит учить их логике - пустое занятие. Но это не совсем так. Логика-то у них есть. Да только своя собственная, противоречащая общепринятой и, зачастую, взрослому пониманию недоступная. И обучать малыша самым простым логическим операциям не только можно, но и нужно. Например, простейшей классификации. Почаще называйте названия групп предметов: на кухне это посуда, в детской - игрушки, в прихожей - одежда, обувь, головные уборы и т.п. Повторяйте, собираясь на прогулку: "Сейчас мы наденем свитер, джинсы и курточку - это одежда". Напоминайте, убирая в комнате: "Давай уберем на место мишку, зайку и машинку - игрушки". А накрывая на стол, приговаривайте: "Вот мы поставили чашки и тарелки, положили ложечки - это посуда".
Попробуйте поиграть в игру, где нужно разделять предметы на группы в зависимости от заданного признака. Соберите в комнате игрушки малыша, постройте из кубиков домик и расскажите, что домик этот непростой. Войти в него могут только... собачки. Отберите вместе с ребенком игрушечных собачек и "впустите" их в домик. В следующий раз вид на жительство получат машинки или куклы, или те, у кого есть копыта, те, у кого четыре лапы, четыре колеса и т.п. Когда малыш освоит сортировку по одному признаку, усложните задание. Отбирайте, скажем, больших собачек или только маленькие машинки. Можно построить два (и более) домиков: в красном доме живут все большие игрушки, а в синем - маленькие. Эта игра хороша тем, что имеет бесконечное множество вариантов.
Неоценимы по вариативности заданий для детей Логические Блоки Дьенеша. Основная цель – развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации), успешно овладеть основами математики и информатики, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.  Рекомендую обратить внимание на пособие Палочки Кюизенера,  и на дополнение к набору цветных счетных палочек Кюизенера альбом «ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ».
Этот материал предоставляет ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.
      Одним словом, возможности малышовой математики поистине безграничны.