Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения


Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптационный период – серьезное испытание и для малышей раннего возраста, и для их родителей. И в любом случае этот период (даже при благоприятном течении процесса адаптации) не проходит бесследно и оказывает влияние на его нервно-психическом состоянии.
Большинство родителей хорошо знают, что на сегодня очень важна готовность ребенка к школе. Но мало кто задумывается о том, что готовность к поступлению в ДОУ не менее важна. Многочисленные исследования ученых (Э.Торндайк, И.П.Павлов, В.Шторн), убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в период адаптации в основном зависит от того как взрослые в семье смогут подготовить ребенка к этому ответственному периоду. Ведь семья именно та социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка.
В настоящее выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Разные подходы к проблеме адаптации периодически появляются на страницах книг, журналов и газет: своими результатами делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Но, несмотря на это, проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной и насущной.
Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. В адаптационный период всегда возникало и возникает масса проблем. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
Необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей. Родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша. И для того, чтобы решать проблемы сообща, а не по отдельности мы и создали систему психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
Проведения комплексных медико-психолого-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому, четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Алгоритм прохождения адаптации
Первая неделя-ребенок находится в детском саду 1-2 часа (8.00-10.00).
Цели: закладывать основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с расположением помещений в группе.
Вторая неделя -ребенок находится в детском саду 2-3 часа (8.00-11.00).
Цели: установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком (ребенок сам идет на руки, на колени, принимает ласку воспитателя, смело обращается за помощью); закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствовать развитию игры «рядом»; побуждать к самостоятельным действиям в группе, закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования.
Третья неделя - ребенком детском саду первую половину дня (7.00— 12.00). К концу недели ребенок остается на дневной сон.
Цели: приучать ребенка к приему пищи в ДОУ (привыкание к новому ассортименту блюд, их вкусовым качествам); привлекать к совместным играм по типу «Шли, шли, что-то нашли...»; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу; формировать у детей навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.
Четвертая неделя-ребенок остается на весь день.
Цели: организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психический комфорт; развивать уверенность ребенка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь и утешить вновь прибывших детей, установить незыблемые правила общежития; подготовить
ребенка к расширению круга общения с другими сотрудниками ДОУ, со старшими детьми; поощрять культурно-гигиенические навыки.