СтатьяАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада


Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Практически все дети, которые приходят первый раз в детский сад, приходят в группу раннего возраста. Работающие воспитатели на группе раннего возраста, как никто из педагогов знают, что такое адаптационный период для ребенка, ведь для вновь поступившего малыша детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Воспитатели, работающие на группах раннего возраста, стараются помочь детям, облегчить и сделать этот процесс адаптации, более безболезненным.
Адаптация, как приспособление организма к новой обстановке, включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка,  конкретного характера семейных отношений и воспитания, условия пребывания в яслях и детском саду. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния.  Наблюдения   показали,   что   в   младшем   дошкольном   возрасте   мальчики   хуже  адаптируются, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками отсутствует.
Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, что подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, т.к. слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью.
Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.
Предупредить все случаи затруднений с адаптацией не удается. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях.
И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в детский сад. В связи с чем первоочередной задачей воспитателя является быть терпеливым, эмоциональным и отзывчивым, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат, уважать личность детей, развивать у них отзывчивость, умение общаться и дружить. Воспитатель должен рекомендовать родителям, дети которых страдают нервными нарушениями, отдавать ребенка в детский сад не раньше 3-х лет, если это девочка, и 3,5 года, если мальчик. Если ребенок единственный в семье, часто болеет. испытывает страхи, не хочет оставаться один, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и  вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиваться до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно, и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые, подвижные игры и в полной мере выражать эмоции, как детям, так и взрослым.
Намеченные цели и задачи помогли пройти адаптационный период у детей без лишних стрессов.
Цель: Создание благоприятных условий в группе, через внедрение новых организационных методов и приёмов, для более успешной адаптации детей раннего возраста.
Задачи:
1. Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад.
2. Снижать эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей.
3. Просвещать родителей по вопросам подготовки ребёнка к посещению детского сада.
В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада был сделан вывод: чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапность в работе всех участников (родителей воспитанников и педагогов) .
I этап работы – направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Выявить уровень интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, изучаю уровень познавательной сферы, сформированность навыков самообслуживания, уровень тревожности. С момента поступления ребёнка в детский сад начинается взаимодействие с родителями, которое помогает ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.
Ещё до поступления малыша в группу устанавливается контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями узнается, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится. Поэтому первая задача – успокоить, прежде всего, взрослых, пригласить их:
- прийти на детский праздник;
- проконсультироваться у психолога;
- посетить занятия;
- пройти с экскурсией по ДОУ;
- знакомство с режимом дня;
Советовать родителям больше времени с ребенком находиться на свежем воздухе, что бы обеспечит продолжительный сон.
В родительском уголке размещаются информация для родителей, консультации, рекомендации, информацию о том, чему научились дети. С первого этапа плавно переходим во II этап, развивающий. На основе наблюдений, которые помогают мне выстроить перспективу развития каждого ребенка, через систему игр, развлечений, создаю эмоционально – благоприятную атмосферу в группе.
Для воспитанников нужно создать оптимальную развивающую среду, обеспечивающую максимальный психологический комфорт каждому ребенку, чтобы развивалась его творческая инициатива, сотворчество и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Нужно оформить группу так, чтобы детей, которые впервые пришли в детский сад, привлекло красивое, яркое, красочное оформление и игрушки. Все компоненты развивающей среды должны быть увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. В наличии должны быть материалы и оборудование для продуктивно-творческой деятельности. А так же оригинальный дидактический материал, изготовленный совместно с родителями (для театрализованной деятельности, развития сенсорных способностей, мелкой моторики рук и др.) . Предметно-пространственная развивающая образовательная среда представлена:
I. Микросреда (зоны)
1. Спокойная зона (центры)
a) Центр познания (познавательно-исследовательская деятельность) ;
b) Центр природы
c) Центр книги
d) Домашняя зона (уголок уединения)
2. Зона средней интенсивности
a) Центр экспериментирования
b) Центр воды и песка
c) Центр конструирования (конструктивной деятельности)
d) Центр социально-эмоционального развития
e) Центр ИЗО-деятельности3. Зона насыщенного движения:
a) Центр ряженья
b) Центр игры
c) Физкультурно-оздоровительный центр
d) Центр театра
e) Центр музыки
Для удовлетворения естественных потребностей детей в двигательной активности, формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры, в соответствии с возрастными особенностями нужно проводить оздоровительные мероприятия. В совместной деятельности применять здоровьесберегающие приемы – пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутки с использованием музыкотерапии.
Систематическое применение в работе всех этих методов, позволит уменьшить заболеваемость детей в группе.
На III этапе провести заключительную диагностику по выявлению уровня адаптации воспитанников .Особенности привыкания ребёнка к условиям детского сада, выявить детей, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности, наметить ряд профилактических и если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Таким образом, постановка цели и задач, а так же поэтапность в работе позволят ребенку легко адоптироваться к условиям детского сада.