Музыкально-психологические занятия для детей раннего возраста Цикл занятий для адаптационного периода




Музыкально-психологические занятия для детей раннего возрастаЦикл занятий для адаптационного периода

-11095047293
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………3
МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
(цикл занятий)...........................................................................................................................6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
501584119248«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»
В.А. Сухомлинский
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит три этапа.
На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды (стадия «культурного шока»).
На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.
Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.
Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношениях со своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.
Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла музыкально-психологических занятий для адаптационного периода, где предусмотрено присутствие психолога, родителей, воспитателя и музыкального руководителя.
Занятия используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Цикл занятий рассчитан на один месяц (сентябрь). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-12 минут. Каждое занятие включает в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); разучивание несложных песен; ритуал прощания.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.
Целью создания данного цикла явилось:
Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/ музыкального зала для успешной адаптации к условиям детского сада.
Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками, группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.
Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:
Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкально-психологических занятиях.
Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.
Данный цикл занятий способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.
Музыкально-психологическое сопровождение детей в период
адаптации к ДОУ
Цикл занятий
Задачи:
Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкальных занятиях.
Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.
Занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1, 2.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
Упражнение «Коза рогатая» («Ах, вы сени» р.н.п.)
Идет коза рогатая,Идет коза бодатая:Ножками – топ, топ!Глазками – хлоп, хлоп! Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка.
Кто кашки не ест,Кто молока не пьет.Того забодает. Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.
Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок. Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой
Лба
Потом подбородка
Места над верхней губой
И кончика носа малыша.
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.
Чтобы мельницы мололи, Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки. Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).
3. Упражнение «Мы ногами топ!» («Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлопАй да малыши!Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ! Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Хлопают руками.
Ай да малыши!Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.
4. Упражнение «Зайка серенький сидит!» («Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот такОн ушами шевелит Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Вот, так, вот такНадо лапочки погреть! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Вот так, вот такНадо зайке поскакать! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал! Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются врассыпную.
5. Музыкальная игра «Зайчики и мишка».
Занятие № 3, 4.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки («Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки Спрятать руки за спину.
Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Показать руки.
У меня пропали ножки.Где Вы ноженьки мои? Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Встать на ноги.
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!» («Заинька» рус.нар.прибаутка)
Зайка серенький сидит Взрослый садится.
И ушами шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот такОн ушами шевелит Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Вот, так, вот такНадо лапочки погреть! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Вот так, вот такНадо зайке поскакать! Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал! Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал! Дети разбегаются врассыпную.
Упражнение 5. «Бежит зайка» ( нар. муз. обр. З.Иорданского)
Бежит зайка по дорожке,
У него устали ножки,
Захотелось зайке спать…
Выходи, тебе плясать! Дети бегут по кругу, изображая зайчиков; На слова «Захотелось зайке спать» приседают, на последние два такта воспитатель надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, можно вместе с мамой.
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку,Чтобы меньше уставать.А потом они в альбомахБудут снова рисовать. Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки.
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 5, 6.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!На дорожку не садись.Наша Танечка пойдет,Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Пение песенки «Кошка» Ан. Александрова.
Упражнение 3. «Зайка».
Заинька-зайка Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.
Маленькая зайка Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.
Длинные ушки Дети приставляют ладошки к голове.
Быстрые ножки Побежали.
Деток боишьсяЗайка-трусишка Дети обхватывают себя руками, изображая страх.
Упражнение 4. «Поезд» Т.Суворова
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – воспитатель.
«Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».
«Остановка». Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.
Воспитатель говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как).
Воспитатель обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом.
5. Самостоятельная деятельность. Детям и взрослым предлагаются шумовые музыкальные инструменты для совместной деятельности.
Занятие № 7,8.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку».
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается. Кошка
Хвост пушистый, шерсть ярка,И коварна, и хитра.Знают звери все в лисуЯрко-рыжую… Лиса
Он в дупло засунул лапуИ давай рычать, реветь.Ох, какой же ты сластена,Косолапенький… Медведь
Заворчу, заурчу,В небеса улечу. Самолет
Летом в болоте вы ее найдетеЗеленая квакушка-Кто это? Лягушка
Кто зимой холоднойБродит по лесу голодный? Волк
Упражнение 3. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара Дети поднимают и опускают плечи.
Смотрит влево, Поворачивают корпус влево.
Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.
Смотрит вверх, Поднимают голову вверх.
Смотрит вниз, Опускают голову.
Чуть присела на карниз, Выполняют легкие полуприседания.
А с него свалилась вниз! Резко приседают.
Упражнение 4. «Пропавшие ручки» («Прятки» Т.Ломовой»)
У меня пропали ручки Спрятать руки за спину
Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Показать руки.
У меня пропали ножки.Где Вы ноженьки мои? Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Встать на ноги.
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ» («Плясовая» А.Гедике)
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлопАй да малыши!Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ! Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! Хлопают руками.
Ай да малыши!Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.
Самостоятельная деятельность. Детям и родителям предлагаются игрушки для совместной игры. (музыкальное сопровождение)
Список литературы
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – М.-Л., 1925.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М., 1959.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963.
Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М, 1947.
Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии – 1971. – №6.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994.
Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.