Открытый урок по русскому языку Части речи 3 класс ФГОС


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ с. Скатовка»
Урок русского языка
На тему : «Части речи»
(3 класс)
Учитель начальных классов:
Кузьмина Л.Ю.
Урок русского языка в 3 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
МетапредметныеПознавательные:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
учебник: Русский язык. 3 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2015 г)
компьютер учителя;
мультимедийный проектор;
презентация Smart «Части речи»;
раздаточные материал, тесты.
Цели урока:
обучающие:
обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
формировать умения анализировать звучащую речь;
развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивация к учебной деятельности
  «Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.»Постановка цели урока – У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. Представление гостей. 
а) Школа,дом,трава,земля.Любой предмет обозначаю я.Кто? Учитель, врач, сосед.Что? Диван,велосипед.Бываю разного я рода:Тротуар,окно,природа.Изменяюсь по числам,по падежам.Спешу я в гости к ученикам.Вот какая я часть речи удивительная,Называюсь я ...(существительное).Как зовут нашего гостя??
-Посмотрите, какие предметы у существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы?(слайд)
-Что обозначает существительное? На какие вопросы оно отвечает? 
- Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие. Оно с существительным живёт на редкость дружно, Изменит окончание, когда ему нужно. Оно его не бросит в воде и на земле: Стоит в одном с ним роде и в одном числе. – Как зовут нашего второго гостя?
- А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 
- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 
- Встречайте третьего гостя Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто – пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Как зовут нашего третьего гостя?
- глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. 
- Так какие действия выполняет глагол? 
- Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? 
- Какое общее название можно дать всем этим гостям? Значит, что мы будем сегодня повторять? Тема урока части речи – Развитие устной и письменной речи.
– Мы работали над темой «Части речи».
– Получить хорошую оценку, закрепить знания.
 
 
 

-- существительное
Кто? Что?
-Предмет
- Прилагательное
-Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. ▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое. ▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый. 
- Признак предмета
-Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол
Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.
- действие предмета
- Что делать? Что сделать?
-Части речи 
Актуализация знаний, УУД
 
  Открыли тетради, записали дату, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки. 
- выполненим каллиграфическую минутку. С какой целью мы её проводим? 
Посмотрите запись на доске. зима – с холодная – п наступила – ? Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите. Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г 
Орф.минуткаРебята, прочитайте слова на доске.(Дек_брь, м_дведь, м_роз, в_рона, за_ц, сн_жный, с_льный, уд_рить ) – Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов.
– Придумайте новое задание.
 
– Какие задания вы придумали?
-Найти главные члены предложения
Расскажи о каждой части речи по алгоритму.
Алгоритм
Часть речи
Вопрос
Роль в речи
Член предложения
 
 

- Отрабатываем навык красивого письма
-зима существит.
- холодная прилагат.
- наступила глагол

Букву гспгИдет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму.
– Распределить слова на группы:
сущ.                 прил.                глагол
– Составьте с ними предложения
Декабрь был снежный.  Ударил сильный мороз
Работа в парах (2 человека). Самопроверка
Физкультминутка Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД  Игра «Расставь по своим местам»  Проблемная ситуация Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут. – Работа в группах. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию) Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
 Работают самостоятельно
Рефлексия учебной деятельности на уроке
  Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок? - Давайте расскажем то, что мы о них знаем. - А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё? - Кто доволен своей работой на уроке? - Какое задание вызвало затруднение?
Д/з Домашнее задание (слайд № 5) стр 5 упр 4
 – Несколько учеников высказывают свои мнения.
 
 
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает.- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. веселье – … , … . шум – … , … . лес - … , … .