Музыкально-дидактическая игра для детей 3-6 лет Курочка с цыплятами.


Музыкально-дидактическая игра для детей 3 –6 лет «Курочка с цыплятами».
Описание материала: Музыкально-дидактическая игра на развитие фонематического слуха. Игра может быть использована в работе с детьми младшего дошкольного возраста, с усложнением – для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цели:  - развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста; - развитие и совершенствование психических процессов: логическое мышление, умение выделять общий признак по звучанию игрового предмета, произвольное внимание и память; - развивать умение узнавать неречевые звуки;- развивать фонематическую память;- формировать игровые действия, - воспитывать интерес к занятиям; активность в игре; желание достичь успеха и правильного результата.

Для развития всех речевых функций (восприятие, звукопроизношение, овладение речью, а в дальнейшем – чтение и письмо) необходим хорошо развитый фонематический слух. В педагогике и логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения, формирующие неречевое звукоразличение. Необходимо относиться к этим упражнениям серьезно, уделять им достаточное внимание и не забывать, что занятия должны быть желанными и интересными для детей. Лучше всего делать это в игре. Игра для детей -  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Развивать фонематический слух ребенка рекомендуется начинать еще с пеленок, этому поспособствуют маракасы, погремушки, музыкальные игрушки, простые звукопроизношения и т. д. Детям постарше подойдут более сложные игры на развитие фонематического слуха.
 Для изготовления игрового пособия потребуется:десять контейнеров от маленьких киндер-сюрпризов; для их наполнения: фасоль, манная крупа, греча, бисер, горох; два контейнера от большого киндер–сюрприза; вязальный крючок, пряжа различного цвета; коробка для оформления полянки; пробки от бутылок (садим туда цыплят); фетр для травы; глазки.Описание способа изготовления пособия: Игра выполнена в виде цветочной полянки, на которой сидит курочка, петушок и цыплята. Контейнеры от маленьких киндер-сюрпризов заполняются крупами, бисером (по два контейнера с одинаковым содержимым). Для изготовления цыплят контейнеры обвязываются крючком белой пряжей, пришиваются клювы, вставляются или приклеиваются глазки; далее можно каждого цыпленка дополнить различными аксессуарами, например, шапочки. Для оформления курочки и петушка также используют цветную пряжу.



Ход игры:
(младший дошкольный возраст)
В игре по развитию неречевого звукоразличения у детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразнее использовать индивидуальную работу: в связке ребенок-педагог.Детям младшего возраста предлагается не более двух пар цыплят-погремушек, резко различающихся по звучанию. Ребенок подбирает цыплят одинаковых по звуку.

 
(средний дошкольный возраст)Постепенно количество пар звучащих цыплят-игрушек увеличивается (от двух до пяти пар). Разница в звучании становится менее заметной и требует для дифференциации наибольшего слухового сосредоточения.
(старший дошкольный возраст)В игре могут участвовать дети без педагогического сопровождения, самостоятельно, по модели ребенок-ребенок. Кроме того, детям может быть предложен вариант, когда один из участников игры закрывает глаза (или отворачивается), а второй из участников - ведущий «загадывает» ему звуковое задание: гремит погремушкой и убирает её за спину. Отвечающий должен запомнить и правильно найти, какой цыпленок имеет такое же звучание, как и загаданный. Этот вариант игры стимулирует развитие фонематической памяти.
Подведение итогов:
Игра заканчивается, когда каждому цыпленку подобрана пара, абсолютно сходная по звучанию.
Также дополнительно для младшего среднего возраста, игру можно закончить музыкальной композицией "Цыплята" (муз. Филиппенко сл. Волгиной), под которую дети танцуют, повторяя движения за педагогом.
Воспитатель МБДОУ № 308
Г. Красноярска
А.Ю. Рудакова