Опыт работы: Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха детей 4-5 лет


Опыт работы
учителя-логопеда
МДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида №6 «Солнышко»
Салтановой Надежды Васильевны
Дидактическая игра
как средство развития фонематического слуха
у детей 4-5 лет
34823404445
2015
Введение.
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира: музыку, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д. Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка:
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.
Р.Е.Левина считает, что недостатки произношения фонем могут быть связаны с недоразвитием фонематического слуха. В то же время недостатки произношения фонем в тех случаях, кода они выражаются в замене или смешении в словах, могут сами затруднять формирование фонематического слуха.
Одной из задач деятельности учителя – логопеда ДОУ является раннее выявление недостатков в речевом развитии детей, следовательно развивать и осуществлять процесс коррекции фонематического слуха целесообразно в среднем возрасте, когда дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность.
В связи с этим, целью данной работы стал поиск эффективных условий коррекционно–педагогической работы, способствующих развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучить методики работы по развитию фонематического слуха;
Выявить уровень развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста;
Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие фонематического слуха;
Адаптировать дидактические игры с учетом возрастных особенностей детей;
Сравнить и проанализировать полученные результаты.
Работа по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста проводилась на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 « Солнышко» в период с сентября 2014 года по май 2015 года.
Фонематический слух как основа речи ребенка.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые понятие «фонема» ввел Л. С. Выготский:  доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи.
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:
•  способность слышать есть данный звук в слове или нет;•  способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;•  способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый обратил внимание, что для овладения навыками чтения и письма недостаточно одного фонематического слуха и детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию - специальным умственным действиям по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, которое включает в себя следующие операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание количества звуков в слове.
Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Дидактическая игра в работе логопеда.
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить.
- игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно-образовательная ценность пропадает.
- правила игры - обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
- результат (подведение итогов).
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком.
Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Дидактические речевые игры побуждают детей к общению друг с другом, способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью, способствуют совершенствованию разговорной речи, способствуют обогащению словаря, оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Таким образом, дидактические игры являются сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей в целом так и ее компонентов.
Система работы по развитию фонематического слуха
у детей среднего дошкольного возраста.
Решение поставленных задач началось с изучения педагогической и методической литературы, что позволило мне осуществить отбор диагностических методик, определить условия и пути коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического слуха, адаптировать дидактические игры с учетом возрастных особенностей детей.
Учитывая цели и задачи, поставленные в данной работе, было проведено исследование особенностей развития фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста (приложение 1). В результате диагностики были получены и проанализированы следующие данные:
- умение различать коррелирующие фонемы из групп свистящих и шипящих(са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих(да-та, па-ба, и т. д.), сонорных(ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых(са-ся, ла-ля и т. д.) путем повторения оппозиционных слогов;
- умение различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
- умение слышать звук в цепочке других похожих с заданным звуком по каким-либо признакам, затем слогов, среди которых встречается заданный звук, затем слов по такому же принципу.
Выявленный результат свидетельствовал о недостаточной сформированности у детей фонематического слуха. Примерно 1/4 (22,5 %) от общего количества участвовавших в эксперименте детей имеют показатели ниже среднего уровня развития фонематического слуха.
Получив сведения о качественном развитии исследуемой функции, была начата работа по составлению комплекса мероприятий, включающего в себя:
1)коррекционно-развивающую работу с детьми;
2)сотрудничество с родителями;
3)взаимодействие с воспитателями группы;
4)создание и последующее обогащение предметно-развивающей среды.
Было разработано перспективное планирование дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха (приложение 2), созданы картотеки.
Нельзя оставить без внимания то, что изучив с детьми новые игры, необходимо была систематически их повторять и закреплять на протяжении всего периода работы. Этот вопрос был решен через осуществление тесного взаимодействия с родителями воспитанников и педагогами группы.
Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществлялась один раз в неделю в утреннее время с воспитанниками всей группы. Наибольший интерес у детей вызывали такие игры как «Пчёлы», «Карнавал». Данные игры разработаны Н.В. Дуровой.
Цель игр – развитие фонематического слуха, речевого внимания.
Играя в игру «Карнавал», детям раздавались нагрудные знаки с изображением животного и их детенышей. Пара животных (мама - детеныш), которых назовет педагог, выходят в центр круга, имитируя голоса животных, разные по тональности и громкости.
Дальнейший интерес к игре поддерживался изменяемой игровой ситуацией, когда необходимо по голосу узнать своего детеныша или свою маму.
Суть игры «Пчелы» заключалась в том, что дети, имитируя полет пчел и произнося звук, по очереди перемещаются из одной стороны групповой комнаты - «улья» на противоположную - «поляну с цветами», а обратно возвращаются все вместе.
С целью поддержания активности детей в этой игре использовался новый наглядный материал и изменение игровой ситуации.
Большое значение в работе над развитием фонематического слуха уделялось сотрудничеству с родителями.
Основные формы работы:
- письменные консультации «Главное - слушать», «Фонематический слух - почему это важно?»;
- родительское собрание «Игры, развивающие фонематический слух», целью которого было раскрыть родителям значение фонематический слуха в речевом развитии детей, познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха;
- индивидуальное консультирование родителей воспитанников, имеющих сниженный фонематический слух.
Взаимодействие с воспитателями включало в себя рекомендации и подбор игр в использовании в организованной образовательной деятельности, создание разнообразной развивающей предметно- пространственной среды (насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывающей возрастные особенности детей).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации образовательного процесса были созданы специальные условия для игровой деятельности, способствующие активному включению детей в данный вид деятельности (свободное и добровольное включение детей в игру, понимание ими смысла, содержания и правил игры, положительное влияние на все сферы личности ребенка, достаточное количество времени для игры и наличие необходимого материала, осуществление своевременного изменения игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей в соответствии с их интересом и настроением).С целью выявления результатов работы по развитию фонематического слуха детей была проведена итоговая диагностика, аналогичная предыдущей.
По результатам были сделаны выводы об увеличении количества детей, имеющих показатели выше среднего уровня развития фонематического слуха, на 18%.
Таким образом, на основании полученных диагностических данных можно говорить о значительной динамике развития фонематического слуха детей через использование дидактических игр, что доказывает положительный результат проведенной работы, доступность материала освоению детьми.
Следовательно, разработанная система мероприятий явилась условием эффективного развития фонематического слуха детей 4-5 лет через использование дидактических игр.
Опыт работы может использоваться в работе педагогами ДОУ разного вида.