Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 классе


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МБОУ СОШ № 54 "Воскресение" г.о. Самара, « Фор ми рование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 классе » Выполнила: Рагулина Алла Юрьевна, должность: преподаватель изобразительного искусства Самара, 20 1 5 г. Тема: « Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 классе ». Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Дост ижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе. Целью данной работы является : обобщить опыт работы по формированию гражданской идентичности средствами и зобразительного искусства в начальной школе. Задачи: 1) о пределение понятия «гражданская идентичность». Выявление объективности теоретических основ данного процесса 2 ) проанализировать программу А. М. Неменского «Изобразительное искусство 4 кл» как основу для формирования гражданской идентичности младших школьников 3) проанализировать потенциал учебных тем 4 ) на примере одной четверти разработать список необходимого дополнительн ого материал а к урокам Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учител я , его личностная позиция, создают бла гоприятные предпосылки для успешного воспитания. Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру . Формирование гражданской идентичности школьника предполагает обоснование содержани я процесса ее формирования, которое обусловлено с о держанием структурных компонентов гражданской идентичности . Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности); Ценностно - смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности); Деятельностный (поведенческий – гражданская активность) Источн и ками такого содержания являются категории «идентичн ость», «гражд а нин», «гражданская общность», «гражданственность»; понятия «толерантность», «благородство», «великодушие», «ответственность», «долг», «го р дость», «справедливость» и другие понятия, обладающие значением ценностей; обо б щенный опыт гражданского поведения и деятельности « Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ц енности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка. » Тематическая це льность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно - эмоц иональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества , как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма . Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом зн акомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты изучения учебного предмета в результате работы по данной программе отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: 1. чувство гордости за культуру и искусство Родины , своего города; 2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 4. сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 5. сформированность эстетических потребностей (потребностей на о бщении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; 6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально — нравственной отзыв чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; 8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельно сти, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; 9. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. В результате изу чения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наб людательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • формируются основы духовно - нравственных ценностей личности , будет проявляться эмоционально - ценностное отношение к миру, художе ственный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно - продуктивной деятельности , разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного - ис торической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зарод ится социально ориентированный и взгляд на мир ; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Тема 4 к ласса — « Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по - разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРА ШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс - 34 часа. Истоки родного искусства – 8 час. Знакомство с истоками родного искусства. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывает ся их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры русского народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный матери ал. Деревня – деревянный мир. (работа с такими понятиями как - Привязанность к «малой родине» , о тветственность и т. д. ) Древние города нашей Земли – 7 час. Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русског о города - крепости. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир и т. д.). Соборы - святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор – архитектурный и смысловой центр города. Древнеру сский каменный храм. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Внутреннее убранство, украшения . (работа с такими понятиями как - Великодушие , Ответственность , Любовь к Родине, Справедливость и т.д.) Каждый народ — художник - 11 час. П редставление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношение человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере националь ных построек и предметов быта. В ыражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разн ые народы, способствовать взаимопониманию ( идентичность, толерантность, ответственность, гражданская общность, гражданин и т.д. ) Искусство объединяет народы – 8 час. От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколе ния к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. (работа с такими понятиями как великодушие, ответственность, благородство, долг, милосердие и д.р . ) Приобщаясь к истокам кул ьтуры народа, дети начинают ощущать себя представителями своего города, своей страны , о ткрывают себе путь к познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений . Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Дополнительный материал 4 класс КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА Древние города нашей земли (7 ч) Родной угол Образ древнего русского города. Значение выб о ра места для постройки города . Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие . З накомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и пр.). Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). Вариант задания: изобразительный образ города - к репости. Материалы: бумага, ножницы , клей или пластилин, стеки; графические материалы. Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать ро ль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древн ерусской храмовой архитектуры. Святые покровители мо е го города. «Каждому христиани ну в момент креще ния дается от Бога бесценный дар - Ангел Хранитель. У некото рых гор о дов, так же, как и у людей, есть свои особые небесные покровит е ли Самара имеет таког о небесного покровителя - святителя Алексия , Московского и всея России чуд о творца». Святитель АЛЕКСИЙ пророчес т вовал: « На сем месте будет и город Самара, в котором просияет бла гочестие, и оный город никогда и никем разорен не б у дет » . ("Св. Алексий." Истор ическая п о весть. СПБ, 1901 г.). В 1890 году А. Щербачев разрабатывает проект часовни Св я тителя Алексея и размещает ее по оси улиц Пионерской на ул и це М. Горького. Древние с оборы Соборы - святыни города, воплощение красоты , могущества и силы государства . Собор - архитектурный и смысловой центр города. Конструкция и символика древне - русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объёмов в организации пространства За дание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города). Вариант задания: изображение храма. Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, Получать представление о конструкции здани я древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Известные люди твоего города. Купцы Шихобаловы бла готворители и инициаторы постро й ки Покровского кафедрального собора Пресвятой Богородицы г. С а мары Шихобалов Емельян Николаевич (1814 - 1888 гг.). Сама р ский ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага. купец 1 - й гиль дии. С 1863 г. - потомственный п о четный гражданин г. Самары. До 1851 г. явля л ся го род ским головой. С1869 г. и до самой смерти в 1888 г. возглавлял стро и тельную комиссию по сооружению Спасо - Воскресенского Кафедрального собора. В его постройку вносил значител ь ные средства. Города Русской земли Организация внутреннего пространства города. К ремл ь, торг, посад - основные структ урные части города. Размещение и характер жилых построек. их соответствие сельскому деревянном дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов. Жители древнерусских городов, соот ветствие их одежды архитектурно - предметной среде. Единство конструкции и декора. Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа). Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внут ренний вид города).Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти. Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространств о древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Троица - Сергиев монастырь. В. Верещагин. Осада Троице - Сергиевой лавры Древние воины - защитни ки Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Задание: изоб ражение древнерусских воинов, княжеской дружины. Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага. Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воино в (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. 8 ноября день святого Дмитрия Солунского . Этому святому молятся об оказании помощи на поле брани, а также о даровании терп е ния и мужества. Св. Благоверный Князь Дмитрий Донской Св. Александр Невский Преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник и защитник Земли Русской А. Кившенко. Преподобный Сергий Радонежский благословляет св. благоверного великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву Новгород. Псков. Владимир и С уздаль. Москва. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Особый об лик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы - памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло менском. Памятники архитектуры в других городах. Задание: беседа - путешествие - знакомство с исторической архитектурой города. Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дет и занимались постройкой). Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свиде телей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодче ства для современного общества. Создавать образ древнерусского города. Памятники архитектуры Самары и Самарской области. Узорочье теремов Рост и изменение назначения городов - торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений. Задание: изображение интерь ера теремных палат. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждо го из Братьев - Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Грановитая палата. Первые фреск и, исполненные в конце XVI столетия при царе Федоре Ивановиче, просуществовали до второй половины XVII века. В 1672 году знаменитый иконописец Симон Ушаков, возобновивший росписи, составил подробное их описание с указанием сюжетов точного их расположения. Эти фрески до нас не дошли. Существующая ныне живопись была создана в 1882 году палехскими мастерами. В своей работе они руководствовались описанием Симона Ушакова. Нарядные и торжественные, хотя и стилизованные, росписи воссоздают атмосферу парадного сред невекового зала. Сюжеты для росписей художники черпали из Библии и русской истории. Пир в теремных палатах (обобщение темы) Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты , царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры , убранства помещений. Значение старинной архитектуры для современного человека. Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщённого образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация). Вариант задания: индив идуальные изображения пира (гуашь). Материалы: гуашь, кисти, бумага. ножницы, клей. Понимать р оль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города . Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать мно гофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания обшей композиции. Пиры давались по праздникам: Пасха, Рождество , Троица, Николин день, Петра и Павла, масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебны й пир, на новоселье и т. д.