Статья на тему Быстрое и осмысленное чтение — важное условие формирования человека будущего

Несмиянова Лидия Григорьевна
учитель высшей категории
МАОУ СОШ №13 г. Челябинска

Быстрое и осмысленное чтение - самое важное условие
формирования человека будущего!


Все родители хотят своим детям добра. Все хотят, чтобы они выросли хорошими людьми – добрыми, честными, трудолюбивыми. И, казалось бы, всё делают для этого. Но как часто открывают, что делали что-то не то и не так, когда поведение, взгляды, поступки, характер сына или дочери оказываются не такими, как ожидалось. Родители вступают в борьбу с детьми, пытаясь перевоспитать, исправить, направить на путь истинный, как правило, в результате проигрывают и родители и дети: между ними возникает стена непонимания, отчуждения. Наступает пора отчаяния, поисков выхода из тупика. Речь идет об учениках, читающих ниже нормы в среднем звене. У них снижена эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями, а потом и с родителями. Таких ребят мы называем трудными подростками. А всего этого можно было бы избежать, если бы уже в начальной школе у них не сформировался своеобразный психологический барьер: неверие в возможность достижения хороших результатов. Ведь нельзя стать счастливым в этой жизни, не умея читать.
Дети не рождаются с готовой психикой. Необходимо развивать не только их чувства, но и логику, образное мышление, память, речь. А для этого нужны специальные ситуации, упражнения, деятельность.
Перед ребенком – увлекательный мир, наполненный многочисленными предметами и людьми с их сложными взаимоотношениями. И ему предстоит нелегкая работа: надо научиться обращаться не только с предметами, но и овладеть нормами человеческого поведения (научиться жить среди людей), доступными видами труда. Для этого нужен развитой ум. А без чтения это невозможно. Именно чтение развивает память, логику, образное мышление, речь. Когда человек перестает читать, он перестает думать.
Известно, что способность мыслить приобретается и крепнет, когда человек решает проблемы, нестандартные задачи, или стандартные, стереотипные задачи, обеспечивающие тренировку памяти, речи, мыслительной деятельности. В начальной школе просто необходимо устранить те моменты, которые являются непосильными и обременительными в процессе овладения навыками чтения, формирование которого иногда затягивается на долгие годы и включает в себя сформированность по следующим показателям: объем прочитанного, скорость чтения, его правильность, осмысленность и выразительность. Но если у ребенка, например, плохо развит речевой аппарат, а, значит, более медленно работают речевые зоны мозга, то, не устранив этот физический недостаток, вряд ли можно надеяться на хороший результат в чтении, да и любовь к книге не рождается. А еще имеет место быть неумение найти в тексте главное. Слабая артикуляция, регрессия (возвратное движение глаз), малое поле зрения. Здесь же и проблемы памяти (4 вида памяти: слуховая, зрительная, кратковременная и долговременная).
Плохо развитое панорамное зрение тормозит процесс чтения.
Отсюда и трудности в понимании и осмыслении текста, в правильности и безошибочности его восприятия .
Конечно, в школу приходят и дети, которые уже изначально имеют возможность быстро и хорошо овладеть навыками чтения, но, к великому сожалению, их всё меньше и меньше.
Ученик, который читает в четвертом классе менее 90 слов, считается необучаемым в среднем звене. Количество предметов увеличивается. Объем памяти невелик. Для того, чтобы прочитать, выучить и осмыслить всё то, что задают на дом, нужно от 5 до 8 часов. Это просто нереально. Такие дети с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте по любому предмету. А дальше как снежный ком
Ученик замыкается в себе, предпочитает молчать на уроках, никогда не поднимает руку (всё равно ведь ничего не получится), отсюда и появляется полное безразличие к учебе и как итог: либо закомплексованность (постоянная стрессовая ситуация и в школе и дома), либо отчаянно вызывающее поведение.
И проблем становится ещё больше: высокий уровень тревожности рождает эмоционально отрицательное отношение к процессу обучения. Появляются проблемы в отношениях не только с учителями, с родителями, но и с окружающим миром.
Я учитель-практик. Уже много лет занимаюсь техникой чтения по методике И.Т. Федоренко и Г. Пальченко. И могу с уверенностью сказать, что эта методика уникальна по своей значимости. Только мало кто работает по ней. Ведь это нетрадиционные методы обучения. Конечно, её нужно скорректировать для работы в школе, на уроках. И это задача учителя. Но результаты иногда просто потрясающие, если есть в работе система.
Во многих источниках можно прочитать буквально следующее: формирование у детей навыка чтения – одна из самых актуальных задач в начальной школе. Это правда. Однако нигде нет упоминания о медицинском аспекте проблемы (уже писала об этом выше). О том, что навык чтения не должен развиваться спонтанно, его формированием нужно управлять. И начинать нужно с развивающих упражнений (их не так уж много), именно они помогут каждому ребенку не просто избавиться от какого-то небольшого физического недоразвития, но и пристраститься к чтению (когда читается легко и быстро), найти своего любимого писателя, свою любимую книгу, а ведь это в итоге формирование нравственности, духовности, это возможность познавать мир во всем его многообразии.
Последнее время много говорят о новых стандартах в системе образования, но опять нет упоминания о том, что развитие ученика на начальной стадии обучения в школе должно стать обязательным предметом. И отдельным уроком. Уроком, где в форме игры (развивающие упражнения действительно напоминают игру) дети смогут развиваться. Ведь игра – это средство, при помощи которого происходит физическое и психическое развитие. Уверяю Вас, что с техникой чтения в дальнейшем не будет проблем. Всего лишь 18 развивающих упражнений способны сделать мир ребенка удивительным, разбудить в нем страсть к познанию и сделать книгу самым близким другом и учителем. На этом этапе и родительская помощь необходима, как воздух. В школе – учитель, дома – понимающие и помогающие родители, от тревожности не останется даже и следа. Это будет способствовать правильной социальной адаптации ребенка в этом мире.
Все понимают, что взаимодействие школы и семьи – важнейшее условие успеха в воспитании и обучении детей. Но это взаимодействие возможно лишь при условии, что учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожности ребенка в школе, а также найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие всех внутренних сил и нравственное становление растущего человека. А быстрое и осмысленное чтение на сегодняшний день – это едва ли не самое важное условие формирования человека будущего.
На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе, каждый учитель включает в свои уроки элементы различных развивающих технологий. Но это всего лишь элементы. Из практики знаю, половинчатыми мерами здесь не обойтись. Можно, конечно, проводить бесконечные Всероссийские конгрессы в поддержку чтения, призывать к объединению всех сил общества, чтобы начали читать не только дети, но и утратившие эту хорошую «привычку» взрослые, но можно поступить и по-другому: довериться учителю и ввести уроки развития, как отдельные, не зависящие ни от какого предмета. Это даст возможность педагогу работать строго по системе, опираясь на науку, где речь идет и о медицинских аспектах развития. Вот тогда это будет полноценной подготовкой к формированию у детей навыков чтения.