Язык. Речь. Слово. Грамотная речь как показатель культуры человека.


Урок русского языка в 11 классе по теме
«Подготовка к ЕГЭ.
Язык, речь, слово.
Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (часть1)
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Тест
Слайд-диктант
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание







Методы работы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:
Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.
Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/
СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ,
ТОЧНОСТЬ,
КРАТКОСТЬ,
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Цитаты на доске: «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.)
 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)
 
  


ХОД УРОКА.



1.Организационный момент.
Слово учителя.
Введение в тему.
Язык является одной из важных составляющих человеческой жизни. Человек не рождается со знанием языка, но обучается в процессе общения с другими людьми. Если вспомнить историю о детях, найденных животными и воспитанных ими, то легко в этом убедимся. Таким образом, язык может существовать и развиваться лишь в сообществе людей. С этим связаны и его функции. Вспомним какие?
Ответы детей: Язык нужен для связного оформления мыслей, для общения
Учитель. Верно! С этим связаны и его функции: экспрессивная и коммуникативная: первая проявляется в том. Что мы можем формулировать и выражать свои мысли, а вторая – в передаче информации в ходе общения с другими.
Учитель: Какое же значение придавали люди слову?
(Сообщение 2- учащихся: Зейналов Э. и Коканович М.)
Учитель: Мы видим, насколько велико значение слова. А как же соотносятся эти понятия: язык-речь-слово_.
Ученик: Сообщение (Гафланов Руслан)
Учитель: Тема языка, речи и слова не раз затрагивалась не только лингвистами, но и выдающимися писателями, поэтами.



-В оный день, когда над миром НОВЫМ
Бог склонил свое лицо, ТОГДА
Солнце останавливали СЛОВОМ,
Словом разрушали ГОРОДА.
И орел не взмахивал крылами.
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине
.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы существа.
И как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Наша задача: научиться владеть словом в совершенстве, чтобы ваши слова были живыми и не «пахли дурно», чтобы результат государственного экзамена всех устроил.
1. Задание.
Орфоэпическая минутка (4 задание теста)
Презентация ( задания 1-5)

2 задание.
1.Грамматические ошибки ( 6 в ЕГЭ)
1 .Ошибочное словообразование
Например, заместо, надсмехаться, бессмертность
2. Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше
4.Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
5.Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети
6 Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы, ложат, я победю
7 Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8 Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более красивую.

9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замерло на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
11 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Она написала книгу, к
·оторая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.

12Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему его люблю.

13Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство

14Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

15Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

16Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

17Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.










3 задание.
Тест по заданию ( 5 в ЕГЭ).
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.
Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания (на 3 слайдах).

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.













4 задание

Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются.

1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память!
2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж.
3. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.
4. Депутаты проголосовали за начало процедуры импичмента.
5. Мы ехали по узкому проселочному автобану.

2.. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

( Употребление слова в несвойственном ему значении).

1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).


3. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.
Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.
Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.
Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
III. Неразличение синонимичных слов.
Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).
IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).






Учитель: Прежде чем мы начнем работать с текстом, необходимо вспомнить алгоритм работы с ним
Ответы учеников.
Учитель: Вопросы учащимся:
-Структура текса-рецензии
-Что такое проблема?

Комплексный анализ текста 1.
(1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека - это не только метафора, а физическая реальность Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.
М. Миронова


Определите тему и идею текста.
Определите проблему текста
Объясните значение слов МЕРИЛО, ВСУЕ
4.Из предложений 2-3 выпишите антонимы.
5.Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,
А) были созданы замечательные произведения русской классики;
Б) добро сможет победить зло;
В) происходит выбор между добром и злом;
Г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.


Д) написать вступление и комментарий с опорой на текст.

Комплексный анализ текста 2.


Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук.
(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.
(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.
(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.
1.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.
2. Определите проблему текста
5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.
Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.
Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.





.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Последние слайды:
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.
(В.Рождественский)

Учитель:Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).

Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность








13PAGE 15


13PAGE 14115




15