Программа профориентационной работы Современная молодежь: от творчества к знаниям



Современная молодежь: от творчества к знаниям!!
Подготовил:
преподаватель Калько Анна Юрьевна
Современная молодежь: от творчества к знаниям!!!
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Одной из основных задач сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сферу науки, технологий и образования, экономики, выявления и защиты наиболее одаренных из них.
И как никогда, с полной уверенностью можно констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг, сопряженных с обострением конкуренции между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов.
Абитуриенты на сегодняшний день – это «жизнь» каждого ВУЗа, и чтоб она была насыщенной и разнообразной, учебным заведениям необходимо не просто «рекламировать себя», а дать ту необходимую ниточку, которая притянет.
Каждый крутится как умеет! И это можно сказать про учебные заведения. Какие только способы, приемы и технологии не придумываются, чтоб «заманить» к себе хотя бы одного абитуриента. Это и всевозможная реклама, выставки, дни открытых дверей, ярмарки, профориентационные тестирования и анкетирования.
Но разрабатывая все это, забывается основа нынешней молодежи! Современная молодежь не очень то нас радует тягой к знаниям, к освоению чего – то нового, интересного… Им больше ближе творчество, танцы, вокал, всевозможные виды спорта, КВН и т. д. И нужно помогать им в этом.
Сравнивая профориентационную работу многих ВУЗов я сделала вывод, что практически каждое учебное заведение «рекламируя себя» больше внимания уделяет престижности учебного заведения, престижности выпускаемых профессий, научной работе и т.п.
Да, все это очень хорошо и необходимо, но… Вспомните современную молодежь, разве человек в 16 – 17 лет может на 100% понять и осознать важность науки? Это было бы все понятно и эффективно, если бы этот рассказ велся только с родителями абитуриентов, которые в полной мере смогли бы оценить это. Но мы то ориентированы на абитуриентов, и должны вызывать у них интерес?!
Хочется как – то разнообразить профориентационную работу. И я хотела бы предложить следующее:
Выездная профориентационная работа по школам…Почему она всегда одинаковая? Почему нельзя внести изюминку? А изюминка – концерт! Тут же весь смысл современной молодежи. Это очень просто. Минимальный концерт, рассчитанный на 40 – 50 минут, подготовленный студенческим активом каждого факультета, который включает в себя и вокал, и танцы и всевозможные видеоролики, которые снимают студенты на различные конкурсы, презентации с фотографиями о жизни на факультете и в заведении в целом. А в перерывах рассказ о ВУЗе, о направлениях подготовки, условиях поступления и т.д. Это будет очень хорошо восприниматься, так как не будет перегруженности в словах, будет отсутствовать официальность разговора, не будет наблюдаться напряженности и заучивания одного и того же текста. А по окончанию концерта провести «МИНИ ТЕЛЕ МОСТ», сущность которого в том, что школьники задают вопрос прямо из зала, а участники концерта отвечают на них.
Выездная профориентационная работа по школам…Ну согласитесь, это просто банально! На месте ученика, который бы слушал представителя ВУЗа о разнообразности студенческой жизни, я бы не поняла его на 100%. Представитель рассказывает со своей точки зрения, со стороны науки, освещает плюсы той или иной профессии… Но как он может понять истинную студенческую жизнь??? Поэтому, очень бы хотелось, чтоб помимо преподавателя, школы посещали и студенты, которые действительно, в полной мере могли бы рассказать «Как же это быть студентом?», «Как крутиться в этом большом мире под названием «ВУЗ?».
Студент – это не школьник, жизнь другая, новая, непонятная… Хочется хотя бы попробовать, хотя бы денёчек. Это тоже можно устроить! В отделе профориентационной работы имеется банк потенциальных абитуриентов, в котором желающие поступить разбиты по факультетам. Собрать группы по 25 школьников, предварительно обзвонив каждого, назначить день и время, когда все соберутся возле выбранного факультета. В назначенное время возле входа на факультет ребят будет ждать координатор (типа куратор группы). Его действия:
- Здравствуйте уважаемые студенты! Меня зовут Анна Юрьевна. Я ваш куратор. Позвольте рассказать вам немного о факультете, о студенческой жизни и о том, что вас сегодня ожидает. (Знакомство с факультетом, кафедрами и т.д.)
- Ну что ж, ваш «День студенческой жизни» начат. У вас сегодня 2 пары. А теперь прошу пройти к расписанию и отправляться к знаниям! (идут к расписанию, находят аудиторию и идут туда). А там их ждет настоящая пара, разработанная в виде деловой игры. Деловая игра позволит не только всем познакомиться, но и почувствовать себя настоящими студентами, которые решают «глобальные проблемы». Для экономического направления хотелось бы предложить такой вид: (ПРИЛОЖЕНИЕ)
С моей точки зрения, при нахождении нужного «языка» обращения к целевой аудитории, именно посредством творческой профориентации, после предварительной прямой рекламы, играет основную коммуникационную роль в создании положительного образа учебного заведения и продвижения его инновационной программы на рынке образовательных услуг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Деловая игра "Открытие фирмы"
Цели:
1. Ознакомление с экономическими понятиями, определениями, терминами.
2. Ознакомиться с процедурой проведения конкурсного отбора.
3. Развивать творческое мышление, реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.
4. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению, конкурентоспособности на рынке труда.
5. Формирование непредвзятого отношения к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной экономики, коммуникативных способностей.
Оборудование и оснащение игры: доска, мел, ватман, ножницы, клей, маркеры, карандаши, различные журналы, задания.Межпредметные связи: экономика, технология (профессиональное самоопределение), основы предпринимательства, психология.
НАЧАЛО ИГРЫ
1. Вступительное слово ведущего.
Дорогие друзья, сегодня вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам представится возможность показать свои предпринимательские, организаторские, коммуникативные и творческие способности.
Итак, всемирно известная фирма по рекламе “Аленушка интернешнл” расширяется. Изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов в разных странах. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах.
Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будет работать комиссия по приему на работу (жюри). Необходимо убедить комиссию предоставить вакансию именно вам.
Составьте для себя легенду и, устраиваясь на работу, расскажите, почему вы хотите работать в данной фирме, где работали ранее, что умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности вашей кандидатуры для фирмы.
Позвольте представить компетентное жюри в составе: ... .
2. Для работы учащиеся разбиваются на команды по 7 человек
Команды для разминки выполняют задание:
Подготовят проект создания филиала (придумают его название, основной принцип или девиз).
Предложат достойную кандидатуру на должность исполнительного директора фирмы.
В конце игры будет проведена предвыборная пресс-конференция кандидатов на эту ответственную должность.
3. Работа групп.
Заполнение вакансии специалистов филиала – (экономист; менеджер; дизайнер, специалист по рекламе; торговый агент, юрисконсульт).
Для этого: ведущий называет вакантное место, выясняет количество претендентов на эту вакансию, претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив легенду (время представления - 1 минута на каждого участника). Жюри определяет по каждой специальности лучшего.
4. Выполнение творческого задания командами.
Необходимо придумать рекламу отечественных товаров.
Обувь фабрики “Североход” в Италии.
Грузинский чай в Индии.
Клюква в Бразилии.
Шерсть в Австралии.
Фарфор в Китае.
Макароны объединения “Русьхлеб” в Италии.
Компьютеры “Агат” в Японии.
Лимонад “Буратино” в Финляндии.
Косметика фирмы “Северное сияние” во Франции.
Русский квас в Америке.
Автомобили “Запорожец” в Америке
Необходимо максимально проявить свое творчество. Это может быть продукт в виде рекламного проспекта, используя ватман, ножницы, клей, маркеры, карандаши, различные журналы; театрализованное представление, сказка и т.д. с использованием рисунков, стихов, песен и, конечно, юмора.Представить свою творческую работу.
Команды выбирают своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы.
Участники команд готовят по несколько каверзных вопросов для пресс-конференции кандидатов (по 2-3 вопроса для каждого кандидата из другой команды).
5. Предвыборная кампания президента фирмы:
Претенденты на должность исполнительного директора фирмы приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем, по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя, знакомя со своей легендой, отвечает на вопросы, подготовленные другой командой.
6. Подведение итогов игры.
Подводятся итоги работы жюри и называются победители. (Каждый победивший в конкурсе вакансий приносит 1 балл своей команде). Называется командный победитель творческого конкурса. Вручаются договора приема на работу.
7. Итог. Выявление победителей. Вручение договоров на работу.
ДОГОВОР
О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
_________________________________________
____________________________________________
_____________________________________________
НА ДОЛЖНОСТЬ
ДИРЕКТОРА
ДИРЕКТОР