Мастер-класс для педагогов ДОО Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология - «Социо - игровая» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Ориентируясь на новые подходы в системе образования и учитывая требования ФГОС, в своей педагогической практике, применяю социо-игровые приемы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности дошкольников, его творческих способностей.
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Следуя этому девизу:
НОД организую как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
социо-игровую технологию системно использую как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:
помочь детям научиться эффективно общаться, сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Авторы социо-игровых технологий предлагают разные игровые задания для детей,
Игры-задания для рабочего настроя («Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и др.)
Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. («Эхо», «Превращение предмета», «Так и не так», «Фраза с заданными словами», «Вопрос – ответ»)
Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. («Заводные человечки», «Воробьи-вороны», «Руки-ноги», «Клубок», «Выход ряда» и др.)
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. («Животные», «Костюм превращение», «Детские стихи по ролям», «Да и нет, не говорите» и др.).
Дети очень любят задавать вопросы. У них ярко выражена потребность в познании. Именно благодаря познавательным потребностям, ребенок овладевает человеческим опытом. Познание начинается с вопроса. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Задавая вопросы, дети выстраивают логическую цепочку, ответы которой помогают им подойти к выводу.
Практическая часть.
Для организации детей я использую деление детей на микрогруппы. «Отгадай загадку». «Тема «Осень»
Правило: не поднимать руку, не кричать ответ, а быстро встать и хлопнуть в ладоши». Каждому кто первый угадал - фишка.
Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги. (стол).

Мы на кнопочки нажмем,
К уху мы его прижмем.
Помогает часто он –
Наш любимый .(телефон).
Сухой – клин, мокрый – блин.
( зонт)

Кто в дупле живет в тепле? (белка).


Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (кошка)
На дне, где тихо и темно Лежит усатое бревно. (сом).
В воде купался, а сух остался. (гусь)

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

Игровой прием «Вопрос-ответ».
Воспитатель обращает внимание на то, что в его мешочке что-то находится, и детям нужно угадать. Для этого они должны задавать вопросы, ответом на которые будут слова «да», «нет», «возможно».
Так как все окружающее нас делится на живое и неживое, то и первым должен быть соответствующий вопрос. (Это живое? – да). Мы знаем, что относится к живому : растения, животные, насекомые, птицы, человек.. и следующий вопрос будет направлен на то, чтобы, узнать к какому классу это относится.
-Это животное? – нет.
Это растение? – да.
Теперь можно узнать местонахождение его.
- Оно растет у нас? – да.
-Оно растет в комнате? – нет.
-Оно растет в саду? - да.
-Это растет на дереве? – да.
- Оно съедобное? – да.
- Круглое? – да.
- Вкусное? – да.
- Оно красного цвета? – может быть.
- Бывает зеленого цвета? – да.
- Это яблоко? – да!
Воспитатель достает из мешочка яблоко и показывает детям.
Так получился описательный рассказ об яблоке.
Часть. Участники распределяются по цвету и загадывают свой предмет согласно схеме:
1 группа.







2 группа.









Вывод: В результате использования социо-игровой технологии у детей:
развивается любознательность,
реализуется познавательная потребность,
дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности,
преодолевается застенчивость,
развивается воображение, речевая инициатива,
повышается уровень познавательных и творческих способностей.