Выявление уровня сформированности УУД через итоговые комплексные работы в рамках УМК «Перспективная начальная школа»


Выявление уровня сформированности УУД через итоговые комплексные работы в рамках УМК «Перспективная начальная школа»
Все уже не раз слышали, что для осуществления контроля (наряду с контрольными и тестовыми работами) широко используются итоговые комплексные работы. Коллектив УМК «ПНШ» разработали методические пособия в соответствии с требованиями ФГОС и концептуальными положениями УМК. Это тетрадь на печатной основе для учащихся и методические указания по организации и проведению. Пособие разработано для 1,2 и 3 классов. Оно включает в себя по 2-3 варианта предварительной итоговой комплексной работы на основе единого текста и 2-3 варианта итоговой комплексной работы на каждый год обучения.
Итоговые комплексные работы дополняют и обогащают диагностические тексты учебно-методического комплекта «ПНШ». Их назначение – выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения универсальных учебных действий.
Использование всего пакета комплексных работ позволяет проследить динамику формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. В комплект входит электронное приложение к методическому пособию. В нем заложена программа по отслеживанию динамики формирования предметных навыков.
Итоговая комплексная работа – это система заданий к тексту. Задания итоговой комплексной работы целесообразно использовать в конце учебного года с целью проверки уровня сформированности планируемых результатов освоения основной образовательной программы по чтению и работе с информацией, по сформированности универсальных учебных действий, включая навыки сотрудничества и коммуникации и практические задачи по русскому языку, математике, окружающему миру.
Проверяемые умения
1 класс
В области чтения:
Техника и навыки чтения
- скорость чтения про себя (без оценки скорости чтения);
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащиеся в задании, следовать ей при выполнении задания.
Навыки работы с текстом и информацией
- общая ориентация в структуре текста: выделение частей; определение взаимосвязи информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема к задаче);
- поиск и упорядочивание информации, представленной в разных частях текста;
- извлечение информации для ответов на вопросы (необходимая часть текста, рекомендуемое предложение; последовательность происходящих событий; поиск животных, упомянутых в задании, и т.д.)
В области русского языка:
- звукобуквенный анализ;
- умение правильно (без ошибок, пропусков и искажений букв) списать предложение;
- умение оформить текст (дополнить, дописать, сформулировать и написать) в ситуации свободного высказывания;
- умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации и ответов на вопросы.
В области математики:
- сформированность вычислительных навыков по изученным разделам курса;
- сформированность первичных навыков построения схемы к задаче, решения и оформления задач;
- умение использовать текст с целью поиска и извлечения недостающей информации для решения задач.
В области окружающего мира:
- знание объектов живой и неживой природы, их распознавание и простейшая классификация по внешним узнаваемым признакам (насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные и др.животные; времена года и их названия; влияние человека на окружающую среду);
- умение работать с текстом и иллюстративным материалом;
- умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации, необходимой для выполнения заданий.
За два года обучающиеся приобрели первоначальный опыт работы с текстом, научились определять смысловую связь между предложениями и словами в них. Положено начало формированию определения смысловых связей между частями текста и темой, умений выделять основную идею текста и различать типы текстов.
В процессе работы с текстовыми материалами учеником при изучении всех предметов значительно улучшилась техника чтения. Обучающиеся научились возвращаться к предыдущему материалу с целью осмысления последующей информации, овладели навыками работы с иллюстрациями, таблицами, моделями.
Появился опыт использования разных видов чтения: ознакомительного, изучающего, избирательного. В процессе чтения-просмотра, чтения-поиска, чтения-выбора формировался навык работы с разными видами словарей, справочников.
Все это позволяет в результате проведения комплексной работы определить не только уровень чтения и его динамику, но и достижения обучающихся в работе с информацией.
2 класс проверяет
В области межпредметных умений – работа с информацией:
- находить информацию, заданную в явном виде (списать определенное предложение, дополнить условия и требования задач, составить задачу по тексту);
- ориентироваться в структуре текста: выделение частей текста, поиск взаимосвязей информации представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема к задаче);
- прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, следовать инструкции при выполнении задания;
- формулировать простые выводы;
- интерпретировать и обобщать информацию в условиях групповой деятельности;
- осуществлять смысловое свертывание выделенных фактов мыслей, и х письменное оформление;
- сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
- самостоятельно обнаруживать доказательства в подтверждение выдвинутого мнения, логично использовать их в письменных суждениях.
В области русского языка:
- правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв списывать предложение;
- самостоятельно находить и исправлять ошибки;
- оформить текст (дополнить, дописать, сформулировать и написать) в ситуации свободного высказывания;
- находить слова с заданными грамматическими признаками;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- различать главные и неглавные слова в предложении;
- находить основу предложения и выделять ее в предложении принятым способом;
- различать родственные слова и формы слова, определять наличие в слове заданной морфемы.
В области математики:
- сформированность вычислительных навыков по изученным разделам курса;
- сформированность навыков решения задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числовой величины в несколько раз;
- умение строить схемы к задачам, оформлять решения и ответы задач;
- умение решать задачи с помощью уравнений, решать уравнения, записывать ответы решения уравнений (число, при подставке которого в уравнение левая часть будет равна правой части) и ответы задач;
- умение использовать текст с целью поиска и извлечения недостающей информации для дополнения условий и решения задач;
- умение трудиться в условиях групповой работы.
В области окружающего мира:
- знание отличительных признаков растений и грибов;
- знание того, что животные различаются по способу питания; умение классифицировать их по группам;
- ОБЖ (ядовитые грибы; поведение на природе);
- знание примет и названий времен дня и года;
- умение работать с табличными данными и заполнять таблицы;
- умение работать с текстом и иллюстративным материалом;
- умение использовать текст с целью поиска и извлечения информации, необходимой для выполнения заданий.
Итоговая комплексная работа содержит два варианта 1кл. и три варианта во 2- 3 классах. Задания первого и второго вариантов аналогичны по содержанию, равноценны по трудности и объему. Каждый состоит из двух частей – основной и дополнительной. Содержание и уровень трудности заданий основной части учитывают меру сложности, соотнося с разделом планируемых программных результатов «Выпускник научится».
Предполагается, что выполнение заданий основной части посильно для всех обучающихся, вследствие чего полученные результаты рассматриваются как показатель успешности достижения детьми базового уровня требований.
В отличие от основной части. Задания дополнительной части – повышенной трудности. Они соотносятся с разделом планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться». Данные задания предназначены для детей, которые успешно выполнили задания основной части, значительно опередив по времени своих одноклассников. Успешное выполнение этих заданий должно рассматриваться как показатель достижения учащимися повышенного уровня требований.
Во 2 классе предполагается новая форма организации выполнения заданий дополнительной части – работа в группе. Результаты ее выполнения на оценку не влияют. В 3 классе – парная работа. Невыполнение или неверное выполнение заданий дополнительной части в баллах не оценивается.
Третий вариант, незначительно отличается за счет особенностей формулировки заданий. Этот вариант предназначен для детей, у которых к концу 3 класса имеются трудности в обучении. Как правило, это относится к ослабленным детям, обучающимся с исходно низкой мотивацией учения, или к ученикам, которые до 3 класса обучались по другим учебно-методическим комплектам.
На проведение работы отводится не менее двух уроков за счет уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира (по 0,5 ч от общего количества уроков по каждому предмету, что целесообразно предусмотреть при годовом календарном планировании уроков).
Предполагается, что хорошо подготовленные ученики за это время смогут выполнить задания как основной, так и дополнительной части. Медленно работающие ученики, имеющие хорошую подготовку, за этот промежуток времени тоже должны справиться с основной частью работы.
Подготовка к выполнению работы
Подготовка учащихся к успешному выполнению итоговой комплексной работы ведется в течение всего года, поскольку сам учебный процесс в УМК «ПНШ» ориентирован на формирование универсальных и специфичных для каждого учебного предмета действий.
Подготовку детей к выполнению контрольной работы нового типа можно условно разделить на два основных этапа.
Этап 1. Обязательное знакомство учащихся с аналогичными заданиями.
Например: 1) в течение учебного года учитель несколько раз предлагает учащимся задания, цель которых - фиксация темпа чтения. Поэтому методика выполнения первого задания, фиксирующего темп чтения текста про себя, к окончанию первого класса уже хорошо знакома ребенку.
2)По всем предметам ученики выполняют задания с выбором ответа, с кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом. К окончанию учебного года обучающиеся уже хорошо знакомы с образцами оформления заданий разного типа.
Этап 2. Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа с другим текстом (предварительная итоговая работа).
Основная цель предварительной итоговой комплексной работы – предотвратить стресс при предъявлении контрольной работы сравнительно нового типа. Не все дети могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает и настораживает объем работы, межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности.
Выполнение заданий предварительной комплексной работы целесообразно проводить на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, затрачивая на их выполнение по 15-20 минут, по мере прохождения той или другой темы. Основной инструктаж идет на предварительной итоговой работе: учащиеся знакомятся с общим объемом работы (ее основной и дополнительной частей), с основным содержанием работы по каждому предмету, кроме того учащихся консультируют по выполнению каждого задания. Инструктаж сопровождается подробными разъяснениями, учащиеся предварительно сами читают задание, объясняют, как поняли, затем педагог читает задание еще раз и при необходимости дополняет, уточняет и исправляет ответы детей. Целесообразно на следующем уроке проанализировать все ошибки и недочеты в оформлении, допущенные детьми при выполнении этого задания, которые, как правило, возникают вследствие непонимания письменных инструктивных указаний. При выполнении заданий, аналогичных заданиям итоговой комплексной работы, дети должны ознакомиться со всеми требованиями и правилами их выполнения и оформления.
Проведение работы
При выполнении итоговой комплексной работы необходимо придерживаться определенных правил.
Выполнение работы должно протекать в спокойной и доброжелательной атмосфере.
Все учащиеся должны быть нацелены на выполнение заданий основной части.
Задания дополнительной части выполняются по разрешению учителя. К ней ученик может приступить только после окончания работы над основной частью. Выполнять задания из дополнительной части ученик может в любом порядке, выбрав вопросы, на которые ему хотелось бы ответить.
Учитель вправе оказывать помощь учащимся, которые испытывают трудности организационного порядка. Он может: ответить на вопросы о последовательности выполнения заданий, об оформлении заданий; задать наводящий вопрос; указать на задание, выполненное с ошибкой (но не ошибку); напомнить, что для выполнения задания надо еще раз прочитать текст.
Методика проведения итоговой комплексной работы
Рекомендуется выделить на проведение итоговой комплексной работы два урока, которые проводятся в течение одной недели за счет вторых уроков во вторник и среду. Те учащиеся, которые уже в первый день заканчивают выполнение основной части заданий, могут приступить к выполнению дополнительной части во второй день.
Перед началом работы подготавливают все необходимые учебные пособия (ручку, линейку, цветные карандаши, учебники). Учащимся раздают варианты заданий, которые они просматривают вместе с учителем. В это время полезно предотвратить наиболее распространенные вопросы детей, возникающие во время индивидуального выполнения задания, даются пояснения по каждому заданию.
Проверка выполнения задания осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих правильные ответы обучающихся.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если ответ отсутствует или выбран неверно, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с выбором нескольких ответов, иногда дополняющих друг друга, может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
За выполнение заданий, требующих кратких или развернутых ответов, ученик может получить от 0 до 4 баллов.
Результаты проверки фиксируются в оценочном листе ученика.