Конспект урока по теме: Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи в 1 классе


Урок 3
Тема Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи
Педагогическая цель Создать условия для выявления уровня сформированности грамматической стороны речи
Тип урока Решение учебной задачи, диагностика
Планируемые результаты (предметные) Составляют устный рассказ по иллюстрации; выполняют правила поведения на уроке
Личностные результаты Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – употребляют в речи сложные предложения разных видов; логические – раскрывают смысл пословиц о труде и трудолюбии.
Коммуникативные: выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими
Основное содержание темы, понятия и термины Пословица. Сказка. Рассказ по иллюстрации
Образовательные ресурсы Картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе. Сюжетные картинки: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек. Полоски, точки для составления схемы предложения
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические
приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности Фронтальная.
Словесный.
Беседа Приветствие учащихся.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки? Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуаль- Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее Фронтальный. Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
– Проверим готовность к уроку ных учебных принадлежностей на столе любознательность II. Обобщение и систематизация.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
Физкультминутка
Фронтальная.
Проблемный.
Работа с пословицей (учебник, с. 6) – Какие пословицы вы знаете?
– Что такое пословица? (Краткое народное изречение.)
– Послушайте пословицу и объясните ее смысл: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» Рассказывают пословицы, которые знают.
Объясняют смысл пословицы Анализируют пословицу, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Индивидуальный.
Устные ответы, рассказ
Групповая.
Творческий.
Работа с иллюстрацией, инсценирование сказки (учебник, с. 6) – Герои какой сказки изображены на иллюстрации?
– Инсценируйте сказку в группе – «Теремок».
Распределяют роли и инсценируют сказку Учатся работать в группе. Выражают свои эмоции, высказывают свое отношение к героям сказок Групповой.
Инсценировка
Коллективная. Практический Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.) Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение упражнений
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.) Индивидуальная.
Словесный, практический.
Беседа, работа со схемами предложений (учебник, с. 6) – Назовите героев сказки «Теремок».
– Кто чем занят?
– Составьте предложения по схемам Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Составляют предложения (например, «Ежик сидит. Лягушка несет воду») Высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и схемой предложения (составляют предложение по схеме) Индивидуальный.
Устный ответ – составление предложений
III. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Индивидуальная.
практический.
Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему» – Посмотрите на картинку и составьте предложение (или продолжите предложение):
– Сосулька тает, потому что…
– Девочка идет под зонтиком, потому что… Рассматривают картинки и выполняют задание учителя Принимают и сохраняют учебную задачу. Умеют употреблять в речи сложные предложения разных видов Индивидуальный.
Дидактическое упражнение (см. Приложения 1, 2 урока 1)
Физкультминутка Коллективная. Практический Дети по лесу гуляли
(маршируют на месте),
За природой наблюдали
(ладонь к глазам).
Вверх на солнце посмотрели Выполняют движения по тексту Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение упражнений
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
(голову вверх).
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали
(машут руками).
Дружно хлопали, ногами топали!
Хорошо мы погуляли (вдох-выдох)
И немножечко устали (садятся на место) Индивидуальная.
Практический.
Дидактическая игра «Закончи предложение» – Рассмотрите картинки и постарайтесь закончить предложения:
1) Мама взяла зонт, потому что...
2) Наступила весна, и…
3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы….
4) Я сошью кукле платье, если…
5) Мы ложимся спать, когда… Заканчивают предложения: 1) на улице идет дождь; 2) прилетят птицы; 3) купить мне новую игрушку; 4) вы дадите мне ткань; 5) наступает ночь Учатся устанавливать причинно-следственные связи, строят сложные предложения разных видов Индивидуальный.
Дидактическая игра (см. Приложения 1, 2 урока 1)
Индивидуальная.
Практический.
1) Дидактическое упражнение «Составь предложение».
2) Выделение в слове слогов.
3) Выделение в слове заданного звука 1) Из предложенных слов составьте предложение.
Слова: цветы, дети, поливают.
– Составь схему этого предложения.
2) Отхлопайте любое слово и скажите, сколько в нем слогов.
3) Назовите слово с заданным звуком в определенной позиции.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.) Выполняют задание учителя: составляют предложение, схему предложения, называют количество слогов в слове, называют слово с заданным звуком в определенной позиции Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей учителя. Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах Индивидуальный.
Дидактические упражнения (см. Приложения 1, 2 урока 1)
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
IV. Рефлексивно-оценочный.
Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– О чем хотели бы рассказать дома своим близким?
– Уходя из класса, подумайте, какое у вас настроение, возьмите изображение человечка с веселым или грустным выражением лица и прикрепите к доске Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание Осуществляют самооценку Фронтальный.
Устные ответы