Консультация для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»


Консультация для воспитателей
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:
1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
Здоровье физическое.
Здоровье психическое.
Здоровье социальное.
Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья:
Уровень работоспособности.
Оценка наличия вредных привычек.
Выявление физических дефектов.
Оптимальный двигательный режим.
Рациональное питание.
Закаливание и личная гигиена.
Положительные эмоции.
Социальное благополучие.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Формы занятий:
с использованием профилактических методик;
с применением функциональной музыки;
с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
через оздоровительные мероприятия;
создание здоровьесберегающей среды.
Средства здоровьесберегающих технологий:
1. Средства двигательной направленности:
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
физические упражнения;
физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы : - солнечные и воздушные ванны, - водные процедуры, - фитотерапия,
3. Гигиенические факторы : - выполнение санитарно-гигиенических требований, - личная и общественная гигиена, - проветривание, - влажная уборка помещений, - соблюдение режима дня - соблюдение питьевого режима
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
Рациональное питание.
Оптимальная для организма двигательная активность.
Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем; «Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью. «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно, и режима дня.
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика между занятиями в детском саду, физкультминутки на занятии подвижные игры развлечения, соревнования, досуги и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
Какие здоровьесберегающие технологии можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?
Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
Упражнения для коррекции плоскостопия (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
Упражнения для коррекции и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)
Логоритмическая гимнастика (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного режима)
Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)