Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы (возраст 5-6 лет) по познавательному развитию «Как хлеб на стол пришел»



Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
Динской район «Детский сад №9»






Совместная образовательная деятельность с детьми старшей группы (возраст 5-6 лет)
по познавательному развитию
« Как хлеб на стол пришел»







Старший воспитатель Белогай Т.Б.












Ст. Нововеличковская
2016год

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию.
Тема: «Как хлеб на стол пришел?».

Цель:
Создать условия для получения детьми знаний по теме «Хлеб».
Задачи:
Образовательные
Дать детям возможность при помощи взрослых узнать о том, как хлеб попадает на стол.
 Развивающие:
продолжать развивать познавательные способности детей.
Воспитательные:
продолжать воспитывать умение сотрудничать друг с другом и взрослыми, преодолевать затруднение.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактическая игра)
Практические (эксперимент).
Педагогические технологии: проблемное изучение.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми.
Введение в ситуацию.
В группе в книжном уголке подборка иллюстраций о хлебе, в уголке природы колоски, в познавательном уголке дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел?», в уголке изобразительной деятельности раскраска «Как хлеб на стол пришел?», в уголке экспериментирования продукты для приготовления теста, фартуки чепчики в уголке дежурства, на видном месте, каравай. Дети обращают внимание, рассматривают его, задают вопросы «Что это?», «Зачем это здесь?», «Как появился каравай в нашей группе?» (либо педагог провоцирует их на вопросы «Ничего необычного не замечаете? «Что-нибудь спросить не хочется?»)

Воспитатель: попробую вам ответить.( читает стихотворение).
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
(А. Коршун)




Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как каравай появился на нашем столе? А сможете разобраться, как сделать так, чтобы хлеб у каждого из вас появился?»
II. Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель: «А что вы знаете о хлебе? А как хлеб попадает к нам на стол?
Ответы детей.
В зависимости от того, что рассказали дети:
воспитатель в подтверждение напоминает о дидактической игре «Как хлеб на стол пришел?» и предлагает поиграть.
воспитатель обращает внимание на дидактическую игру «Как хлеб на стол пришел?» и предлагает разобраться, вспомнить разложить последовательно картинки.
III. Затруднение в ситуации.
Воспитатель: «Друзья, мы сейчас с вами вспомнили, как хлеб на стол пришел. А вы сможете сделать так, чтобы у каждого из вас сейчас появился свой хлеб? А почему не сможете?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?».
Ответы детей.
Воспитатель: «Спросите у меня!». Дети формулируют запрос на информацию. После чего, воспитатель просит детей помочь принести продукты из уголка экспериментирования. Рассказывает, что все эти продукты необходимы для приготовления хлеба, но делать сама не пробовала. Спрашивает у детей совета, кто может помочь нам в решении этой проблемы?
Ответы детей.
Воспитатель: «У меня тоже есть предложение: давайте пригласим повара Ирину Анатольевну и спросим у нее?»
IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Приходит Ирина Анатольевна, дети задают вопросы. Ирина Анатольевна предлагает замесить тесто, просит детей помочь. Вместе с поваром дети и воспитатель готовят тесто, формируют его и отправляются на кухню выпекать. Через время повар и дети вновь встречаются и достают из духового шкафа готовый хлеб.
V. Итог
Воспитатель: «Ребята чем мы сегодня занимались? Кому помогали? Почему вам удалось подготовить тесто?».
Воспитатель предлагает детям дневники следопыта, где каждый ребенок может зарисовать, наклеить все, что сегодня узнал.
Воспитатель хвалит детей за конкретные поступки или решения и предлагает угостить караваем всех детей группы в обед.


Приложение№6

Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Тема хлеба в литературном творчестве кубанских поэтов.

(В. Бакалдин «Стихи о хлебе», Т. Голуб «Хлеб и Маша»,
И. Варава, С. Хохлов)

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством кубанских поэтов.

Задачи:
-Уточнить и обогатить представления детей о стихах, развивать способность чувствовать своеобразие их языка.
-Воспитывать на литературном материале чувство уважения и гордости к людям труда.
-Пробуждать чувство любви к малой родине, гордости за достижения выдающихся людей края.
Материал к занятию: слайд-презентация «Кубань-житница России».
Портреты поэтов: В.Баклдин, Т.Голуб, И.Варава, С. Хохлов.
Подборка книг кубанских поэтов книг, фонограмма песни “Принимай, страна, наш кубанский каравай” (сл. С. Хохлова, муз. В. Захарченко).
Иллюстрация с изображением хлебного поля.
Картинки с изображением последовательности выращивания хлеба.
Картинки по сказке Т.Голуб «Хлеб и Маша».
Ход занятия
1. Воспитатель: (демонстрирует слайд-презентацию) Кубань это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля. Кубань по праву называют «житницей России».
Сегодня мы с вами поговорим о кубанских поэтах, которые в своих стихах воспевают труд хлебов, красоту хлебных полей, важность хлеба для жизни каждого человека.
Посмотрите на изображение хлебного поля. Представьте, что вы на хлебном поле. До самого горизонта тянется плотная стена колосьев. Подует ветер и золотистая стена колышется как живая, по пшеничному полю бежит волна. Красиво как у моря. На гребне пшеничной волны то тут, то там качаются алые маки или голубые васильки. Здесь ничего не увидишь ничего похожего на пшеничную булку, но именно на пшеничном поле начинается ее рождение.
2. Воспитатель: послушайте, как описывает хлебное поле кубанский поэт Иван Федорович Варава (выставляет портрет писателя на магнитной доске):
Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!
(И. Варава).
Воспитатель: С чем сравнивает хлебное поле поэт? С чем он сравнивает тополя?
- А как вы думаете, кому бьют поклоны хлеба?
3.Воспитатель: Замечательный кубанский поэт Виталий Бакалдин (выставляется портрет) написал произведение, которое так и называется «Стихи о хлебе». Послушайте его.
Воспитатель выразительно читает стихотворение.
- Как же на наш стол попадает хлеб, по каким дорогам он идет?
(пашут, сеют, жнут, молотят, мелят, пекут, доставляют в магазин)
Воспитатель выставляет сюжетные картинки и дети раскладывают в нужной последовательности.
- Что значит легкий-тяжелый, горький –сладкий хлеб?
(Кто не трудиться –для того хлеб легкий, сладкий, он не понимает сколько надо сил, чтобы его заработать. А кто трудится, тот понимает, что заработать хлеб не просто, надо много стараться.)
- Ребята, а что для вас значить хлеб? Какой хлеб вы любите?
-Как поэт называет хлеб? (кормилец, сила)
Давайте с вами тоже как поэты вспомнит слова, которыми можно рассказать о хлебе.
Дидактическая игра «Бесконечное предложение».
Воспитатель: я скажу слово хлеб, а вы мне скажите какой он: кубанский, душистый, теплый, вкусный, сдобный, золотистый, пышный, ржаной, пшеничный, белый, отрубной, мягкий, свежий, хрустящий.
Воспитатель: посмотрите сколько слов можно сказать о хлебе, потому что «Хлеб- всей жизни глава».
Физминутка: Я дотронусь до каждого волшебным колоском и превращу вас в зернышки.
-Зернышки посеяли- дети приседают.
-Зернышки проросли- встают.
-Зернышки в колосках созрели- поднимают руки, раскачиваются.
-Урожай собрали- зернышки разбегаются и собираются вместе.
3.Воспитатель: В народе всегда бережно относились к хлебу, поэтому о нем
много пословиц и поговорок. Послушайте их.
Хлеб всему голова.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье
Плох обед, коль хлеба нет.
Без хлеба краюшки не прожить и седой старушки.




Приложение№6

Свой сухарь –лучше чужих пирогов.
Без хлеба куска – в доме тоска.
( Дети рассуждают о смысловом значении этих пословиц)
4.Воспитатель: хотите услышать сказку в стихах Т. Голуб “Хлеб и Маша”.
Воспитатель читает сказку.
Автор: - Каждый день дочурку Машу
Уговаривала мама:
Мама: - Доченька, не будь упряма:
С хлебом ешь и суп и кашу.
Автор: - Маша хныкала в ответ,
Говорила громко: - “ нет!”
Маше бабушка твердила:
Бабушка: - В хлебе, внученька, вся сила!
Съешь - ка сладкий пирожок. Или сдобный кренделек.
Автор: - Маша мякишек щипала
И под стол его швыряла.
Долго хлеб молчал, крепился,
Но однажды рассердился,
Быстро с хлебницы скатился,
Докатился до двери, крикнул Маше;
Хлеб: - Отвори! От тебя я убегу! Больше жить так не могу!
Маша: - Убегай!
Автор: - Сказала Маша и открыла дверь.
Маша: - Без тебя жизнь станет краше и спокойней мне, поверь!
Автор: - Хлеб ушел, довольна Маша
Не вернется он назад.
Ест без хлеба Маша кашу,
И котлету, и салат.
Вместо хлеба на обед,
Ей дают теперь конфет,
Два денечка Маша ела
А на третий присмирела,
На четвертый - загрустила,
А на пятый попросила;
Маша: - Ой, бабулечка, дружочек,
Дай мне к чаю кренделечек,
Или сладкий пирожок,
Или хлебушка кусок.
Автор: - Машет бабушка рукой;
Бабушка: - Маша, Маша, что с тобой?
Неужели ты забыла,
Как ты хлебу нагрубила?
Не вернется он назад.
Съешь-ка лучше шоколад.
Приложение№6

Автор: - Маша в слезы
Маша: - Что мне делать?
Я без хлеба похудела
Я без хлеба не могу
За прощеньем побегу.
Автор: - Маша к хлебу прибежала,
Умолять и плакать стала
Маша: - Хлеб, голубчик, не сердись
В дом скорее воротись
Без тебя мне больше дня не прожить,
прости меня!
Автор: - Молвил хлебушко в ответ:
Хлеб: - Я простил бы, спору нет,
Но пшеничное зерно,
Сможет ли простить оно?
Автор: - Маша в поле прибежала,
К хлебным зернышкам припала:
Маша: - Зерна, злобы не держите,
Глупую меня простите.
Автор: - Зерна молвили в ответ:
Колоски: - Мы простили б, спору нет,
Вот простит ли только поле,- Материнское раздолье?
Автор: - Маша полю поклонилась,
Перед полем извенилась. Но услышала в ответ:
Поле: - Я б простило, спору нет,
Но простят ли хлеборобы? Урожаев мастера.
I комбайнер: До зари встали, чтобы
Стала нивушка щедра.
Рук и силы не жалели,
Мало спали наспех ели,
Земле бережно пахали,
Разрыхляли, удобряли,
Дружно сеяли зерно.
II комбайнер: А когда взошло оно,
Как ребенка берегли,
Выйти в колос помогли.
А теперь вокруг пшеница
Золотая колосится.
III комбайнер: Нет ей ни конца, ни края,
Будут, будут караваи,
Булки, бублики и плюшки,
И оладьи и ватрушки...
Каждому достанутcя,
Да и впрок останутся!
Приложение№6

Поле: - Только ты не забывай, что румяный каравай
Травкой в поле не растет, нужен труд и
Нужен пот, целой армии людей.
Маша, к нам беги скорей!
Автор: - Прибежала Маша к людям, стала плакать и просить:
Маша: - Больше я грубить не буду,
Буду хлебом дорожить.
Глупую меня простите,
Хлеб, пожалуйста, верните.
I Комбайнер: - Что ж, если так, то вот попробуй
Пышный, белый каравай,
Но урок не забывай!
Автор: - Поклонилась Маша людям.
Пышный каравай на блюде,
Словно солнце подняла,
Наша Маша поняла:
Маша: - Что пословица права “Хлеб - всему он голова!”
Воспитатель: ребята, подумайте и скажите.
- Почему хлеб обиделся на девочку?
- Смогла ли девочка обойтись без хлеба?
-Что ей сказала бабушка?
- У кого пришлось просить прощение девочке?
Вспоминая содержание сказки, дети выставляли последовательность событий на магнитной доске.
5. Воспитатель: Осень-время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. И всегда на первом месте называют хлеборобов. Послушайте песню в исполнении Кубанского казачьего хора “Принимай, страна, наш кубанский каравай”. Слова к этой песне написал Сергей Никонорович Хохлов -наш кубанский поэт (выставляет портрет на магнитную доску).
Воспитатель: песня может многому научить. В песнях душа народа, в ней сочетается сила музыки и слова. Стоит вслушаться в мелодию, и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, хлебного поля, силу и мощь кубанского народа.
Итог занятия:
-Ребята, с какими кубанскими поэтами мы с вами сегодня познакомились?
- О чем писали они в своих стихах?
- Какое стихотворение вам больше всего запомнилось?






Приложение№6


Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего
дошкольного возраста.
Тема: «Почему нужно беречь хлеб?»
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Организация детей: свободная.
Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.
Содержание организационной деятельности.
Беседа.
- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей будут поверхностными, но педагог их не дополняет, не корректирует.) Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов?
-Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.
Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.
- Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек пробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка – калачу дедушка».
Каравай

Приложение№6

Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе-
Нет вкусней на земле.
Я.Дягутите
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во времена Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.
Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.)
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег, растает, земля наберет сполна талой воды.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Руки человека
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была мои домом,


Приложение№6

И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я.Дягутите
- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)
Физкультминутка
Ладушки, ладушки Тесто вылезло на стол,
Мы пекли оладушки. А потом даже на пол
Мы месили тесто, Тесто убежало
Тесту в миске тесно Начинай сначала.
Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

Игра «Назови и покажи».
Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают на иллюстрациях. (Вариант 2: одни дети называют машины, другие показывают.)








Приложение№6

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего
дошкольного возраста.
Тема: «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус хлеба?»

Цель: развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.
Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелка (для каждого ребенка), на которых разбирают колос для изучения его строения.
Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.
Содержание
организованной деятельности
Чтение сказки «Мякиш» (Б.Вовк).
Дала мама Вове хлеба с маслом. Масло Вова слизал, корочку сгрыз, а из мякиша человечка слепил. Смешного такого, с ручками, ножками и длинным носом. Поиграл, а потом в окошко выбросил. Человек упал и стукнулся о камень.
- Ой, - вскрикнул он, - так недолго и покалечиться.
Вова рот от удивления раскрыл, а человечек ему кулачком погразил:
- Погоди у меня.
Вова не успел удивиться, потому что мама его в гастроном послала, за хлебом.
В гастрономе Вова спросил у продавца батон за шестнадцать копеек.
- Не давайте, - послышался тоненький голосок, - не продавайте, - упрашивал продавца Мякиш. Продавец узнал, как Вова обидел Мякиш, и не дал хлеба.
- Ступай к пекарю. Спроси, может, он напек для тебя.
Пекарь, в белом колпаке, в белом фартуке, встретил Вову не очень ласково:
- Так это ты кидаешься хлебом? Иди на завод, спроси, намололи ли тебе муки на хлеб.
«Видно, и здесь Мякиш раньше меня побывал», - расстроился Вова.
Когда Вова пришел на мукомольный завод, то людей на заводском дворе не увидел. Пришел в цех, и там, показалось ему сперва, не было никого. Лишь машины стучали. Сами мололи зерно, сами ссыпали муку.

Приложение№6

- Эй, есть тут кто-нибудь?! – крикнул Вова. И тогда вышли к нему рабочие, несколько человек, которые управляли машинами.
- А, это ты, - сказали рабочие. – Тебе мы не намололи муки. Ступай на поле, к колхозникам. Если дадут зерна, тогда поговорим. Мякиш и на завод раньше Вовы успел.
По полю величественно плыл комбайн, ссыпал зерно в кузов машины. А Мякиш бегал по полю и показывал всем свою ушибленную ножку. Вова чуть не плакал: если Мякиш здесь, бригадир не даст зерна. Но бригадир не стал упрекать Вову.
- Вот и хорошо, что ты пришел, – сказал он, - нам как раз помощник нужен. – Ловко подсадил Вову на комбайн. Сам рядом встал и, как на рычаг нажимать и соломку откидывать, показывает. И некогда Вове передохнуть – солома рекой плывет.
А еще солнце печет, рубашка к спине прилипла. Час прошел, другой, Вова счет времени потерял.
- Обед, - скомандовал бригадир.
Вова медленно слез с комбайна, сел на землю. И есть ужасно хочется. Спасибо, бригадир достал булку, Вове добрый кусок отломил.
Держа в руке хлеб, Вова глазами отыскивал Мякиша. Но его нигде не было видно. Исчез, будто под хлебную корочку спрятался. (Перевел с украинского С.Пайна.)
Беседа по произведению.
- Скажите, кто такой Мякиш?
- Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?
- Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеб? Почему? Он осознавал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?
Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).
Воспитатель предлагает детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке.
Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется под музыку.
Рассматривание колосьев.
- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это – пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.
Дети разбирают колосья. При этом педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно-образный характер их мышления, он вначале дает возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.
Беседа.
Приложение№6

- Из чего делают хлеб? (Из теста.)
- Из чего делают тесто? (Из муки.)
- Из чего делают муку? (Из зерен.)
- Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колоске.)
Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом черти на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на соответствующие реальные объекты.
Воспитатель. Мы узнали, откуда берутся зерна для получения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.
«Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).
Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости вымыть руки до и после еды.
В установленный день (удобнее всего – в понедельник) дети приносят свою выпечку в детский сад. После завтрака организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили: варили, пекли, жарили. Изделие делится на маленькие кусочки, и все дети его пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.
Рекомендация: кусочки должны быть очень маленькими. Во-первых, это позволит избежать переедания, во-вторых, обеспечит более тонкий анализ вкусовых ощущений кончиком и боковыми поверхностями языка.
Рассмотрев одно изделие, переходят к обсуждению и дегустации следующего. Воспитатель каждый раз просит ребенка уточнить, из какого теста сделано его изделие и каким способом оно готовилось. Одновременно воспитатель учит детей правилам дегустации: нужно взять в рот небольшой кусочек, хорошо его прожевать и почувствовать возникающие вкусовые ощущения: они носят сложный характер, так как в состав изделия входит много компонентов.
На этом занятии можно попробовать и неудачные, невкусные изделия. Такие воспитатель может приготовить сам, пересолив или недосолив тесто, пережарив или недожарив. Это поможет детям осознать значение соблюдения технологии изготовления пищи.
Игра «Угадай и назови».
Воспитатель показывает муляжи хлебобулочных изделий или картинки с их изображениями. Дети их называют.
Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка и др.



Приложение№6

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего
дошкольного возраста.
Тема: «ЗАВОДИМ ДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО».

Цели: совершенствование трудовых навыков детей, понимание причинно-следственных связей, действующих в природе; ознакомление с природой, развитие речи, труд, ориентировка в пространстве, ТРИЗ, ознакомление с окружающим.
Задачи: формировать представление о технологии приготовления дрожжевого кислого теста; познакомить детей с условиями, необходимыми для развития дрожжевых грибков.
Оборудование: мука в достаточном количестве, вода, соль, сахар, масло, сухие дрожжи.
Посуда: емкость для теста, разделочная доска или клеенка, нож, ложка, противень (сковорода) для выпечки, тарелки для готовых изделий, две небольшие емкости для содержания теста при разной температуре.
Предметы гигиены: чистые полотенца для вытирания рук, салфетки для укрытия теста, фартуки для всех детей. Колпаки и косынки.
Организация детей: свободно располагаются вокруг столов, на которых работают.
Содержание
организованной деятельности
Рассказ воспитателя о дрожжах.
Подготовка опары совместно с воспитателем.
Замешивание теста.
Физкультминутка «Ладушки, ладушки».
Опыт с пресным и кислым тестом.
Формовка булочек, выкладывание их на лист.
Итог занятия (во время ужина дети дегустируют свою выпечку).
Рекомендации.
Воспитатель руководит работой, при необходимости помогает. Особое внимание детей обращает на аккуратность в работе (столы и полы должны остаться чистыми).
Воспитатель предлагает детям самостоятельно приготовить кислое и пресное тесто. Вначале все внимательно рассматривают сухие дрожжи, затем замачивают их в воде и следят за изменением консистенции и внешнего вида раствора. Разводят опару или квашню, ставят в теплое место, периодически наблюдают за изменением состояния и внешнего вида теста.
Пока основная масса теста подходит в тепле, дети проводят небольшой эксперимент: один маленький кусочек теста выносят на холод.
Одновременно наблюдают за пресным тестом (без дрожжей). Наблюдение ведут за всеми тремя вариантами.


Приложение№6

Вскоре они увидят, что основная масса теста быстро подходит, увеличивается в объеме. Если кастрюля стоит на поддоне, можно допустить, чтобы тесто перелилось через край. Это произведет на детей большое впечатление. Тесто, вынесенное на холод, а так же пресное тесто подниматься не будут. Поэтому дети приходят к выводу, что дрожжи живые. Микроорганизмы хорошо растут и размножаются в тепле, но гибнут при низкой температуре. А в пресном тесте, где дрожжевых грибков нет, тоже не поднимается тесто.
Из готового теста каждый ребенок лепит свою булочку или фигурку, которую ему подскажет фантазия. Позже это поможет ему определить свою работу. Каждый ребенок самостоятельно кладет свое изделие на противень (сковороду). Рядом кладут две булочки из не поднявшегося теста.
Противень уносят на кухню и ставят в духовой шкаф. До этого воспитатель предварительно оговаривает с работниками кухни оптимальные сроки выпекания детских изделий.
Изделия можно не печь, а жарить. В любом случае эту работу выполняет взрослый, желательно – работник кухни. Дети находятся от него на безопасном расстоянии.
Когда изделия готовы, их приносят в группу и дают детям. Каждый берет свою булочку. Прежде чем съесть, дети рассматривают структуру теста, отмечают, как оно изменилось после пребывания в печи. На разломе они увидят мелкие дырочки.
Воспитатель. Это работа дрожжей. Они образуют особый газ. Как вы видели, мелкие пузырьки этого газа разрыхляют даже сырое тесто. Когда тесто прогревается, размер пузырьков увеличивается. В тесте образуются дырочки, ходы. От этого тесто становится рыхлым, а изделие мягким и легким. Сравним наши булочки с булочками, испеченными из не поднявшегося теста. В них мы убили дрожжи холодом или теплом. Чем они отличаются от обычных?
Дети дегустируют эти булочки и отмечают, что не поднявшееся тесто жесткое, грубое.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15