НОД по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Количество и счет»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Центр Образования №19» (МБОУ “ЦО№19”)




НОД
по развитию элементарных математических представлений
для детей старшей группы
«Количество и счет»


Составитель: Сейтиева Мая Юрьевна








г. Тула
2016 год

Цель занятия: Формирование количественных и пространственных представлений.
Задачи занятия:
1. Закреплять счет предметов в пределах 10
2. Закреплять последовательность чисел (цифр) в числовом (цифровом) ряду; соотносить цифру с числом и количеством предметов
3. Упражнять в сравнении количеств, чисел, давая определение больше (меньше) на 1(2); Отсчитывать количество предметов больше или меньше заданного на 1
4. Закреплять пространственные представления, навыки ориентировки на плоскости листа
5. Развивать зрительное восприятие, мышление, восприятие и воспроизведение темпо – ритмического рисунка
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: занятие - путешествие.
Форма организации: групповая
Продолжительность занятия: 25 минут.
Участники: 12 детей старшей группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: пятый год жизни.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: Игрушка Гном. Таблица с изображением насекомых (бабочка, кузнечик, муравей, стрекоза). Лягушки в силуэтном и контурном исполнении, расположенных в середине, слева, справа, вверху, внизу. Изображения 10 ромашек, с цифрой в середине. Музыкальный молоток.
Раздаточный материал: счетный плоскостной материал на каждого ребенка: божьи коровки и бабочки, по одной бабочке, отличающейся по цвету и с точками на крыльях (от 1 до10 точек).
Предварительная подготовка: Положить на пол макет поляны с 10 ромашками. Вывесить на доску таблицу с силуэтным и контурным изображением бабочки, муравья, стрекозы, лягушки, кузнечика и божьей коровки. Разложить на стол детям счетный материал - божьи коровки и бабочки.
Методы и приемы работы с детьми: игровой, практический (сравнение, обследование), наглядный (демонстрация, использование моделей), словесный (словесные игры, беседа, пояснение, вопросы и ответы на них).
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время

Организация детей
-Организация детей к занятию. Создание интереса к занятию (игровая ситуация, сюрпризный момент)
1 минута






Основная часть занятия
Работа с таблицей:
-определения местоположения друзей гнома;
-счет, определить на сколько больше или меньше;
-указать кто лишний.

Физкультминутка.

Работа с дидактическими карточками (бабочки и божьи коровки):
-счет;
-сравнение «больше-меньше»;
-дидактическая игра “Найди отличие”.

Работа с макетом:
-решение задач с математическими ромашками;
-выстраивание цифрового ряда.

-


2 минуты

3 минуты

1минута

1 минута



3минуты
3минуты
1 минуты


3 минуты

2 минуты

Окончание занятия
- Игровая ситуация (возвращение из путешествия).
-Подведение итогов
0,5 минуты

3,5 минуты


Ход занятия:
Организация детей.
Задействована игровая зона группы.
Раздается стук, приходит гном (воспитатель вносит игрушечного гнома).
- Здравствуйте, ребята! Я живу на лесной полянке, там у меня много друзей. А в вашем городе я оказался первый раз, здесь у меня совсем нет друзей. А хотели бы вы со мной подружиться?
- Да.
- Тогда я приглашаю вас в свой сказочный лес, где познакомлю вас со своими лесными друзьями.
Раз-два-три – повернись и на лесной полянке очутись! (дети поворачиваются вокруг себя)
- Мы с вами попали на лесную поляну. Посмотрим, кто тут живет (предлагается занять свои места)
Основная часть занятия.
1. На доске таблица с силуэтным и контурным изображением бабочки, муравья, стрекозы, лягушки, кузнечика и божьей коровки. Детям предлагается назвать друзей гнома, ответив на вопросы:
- Кто нарисован в середине?
- В середине нарисована божья коровка.
- Кого гном нарисовал слева на листе?
- Слева на листе гном нарисовал бабочку, лягушку и кузнечика.
- Кого нарисовал гном справа на листе?
- Справа на листе гном нарисовал муравья и стрекозу.
- Кто нарисован в нижнем левом углу?
- В нижнем левом углу нарисован кузнечик.
- В каком углу листа расположен муравей?
- Муравей расположен в верхнем правом углу.
2. – Сосчитайте, сколько всего у гнома друзей (один из детей выходит к доске и пересчитывает изображения на листе)
- Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть друзей у гнома.
- Сколько друзей нарисовано справа?
- Справа нарисовано два друга.
- Сколько нарисовано слева?
- Слева нарисовано три друга.
- Где больше нарисовано друзей? Слева или справа? Где меньше?
- Слева больше, чем справа. Справа меньше, чем слева.
- На сколько больше друзей слева, чем справа?
- Слева больше на 1.
- На сколько меньше друзей справа, чем слева?
- Справа друзей меньше, чем слева на 1.
Воспитатель сообщает, что один из этих друзей любит играть с гномом больше всего. А кто это, дети смогут отгадать, если найдут кто здесь лишний (бабочка, муравей, стрекоза, лягушка, божья коровка, кузнечик).
- Лягушка будет лишняя, потому что все остальные насекомые.
- Правильно, лягушка вас приглашает поиграть на полянке.
Физкультурная пауза. Детям предлагается встать вкруг и повторять за педагогом слова и движения
Утром лягушка проснулась. -трут глазки
Улыбнулась, потянулась, -улыбаются, потягиваются
Раз – росой она умылась, -«умываются»
Два – немножко покружилась, -кружатся
Три – присела, поплясала -в присядку пляшут
А четыре - ускакала. -прыгают
- Мы с вами так весело играли, что на полянку кто-то прилетел привлеченный нашей игрой. Давайте сядем на свои места и узнаем, кто это.
Дети садятся на свои места.
3. На столах у детей счетный материал - божьи коровки и бабочки.
- Кто прилетел на поляну?
- На поляну прилетели божьи коровки и бабочки.
- Как узнать кого больше - бабочек или божьих коровок?
- Можно сосчитать бабочек и божьих коровок.
Считают, делают вывод - бабочек 7, а божьих коровок 6.
Бабочек больше, чем божьих коровок. А божьих коровок меньше, чем бабочек.
- Как без пересчета узнать кого больше, а кого меньше?
- Разложить бабочек и коровок парами, друг под другом.
Раскладывают, делают вывод - одной божьей коровки не хватает, значит, их меньше, а бабочек больше.
- На сколько бабочек больше, чем коровок?
- Бабочек больше чем коровок на одну.
- Прилетела еще одна бабочка.
Воспитатель раздает детям еще по одной бабочке, дети добавляют к ее к другим семи бабочкам.
-Сколько теперь стало бабочек? Сосчитайте.
- Стало восемь бабочек.
- На сколько теперь бабочек больше чем коровок?
- Бабочек больше чем коровок на две.
- Кого меньше? На сколько?
- Божьих коровок меньше, чем бабочек на 2.
4. - Дети, посмотрите внимательно на бабочек. Они все одинаковые?
- Нет, одна отличается.
Предлагается найти бабочку, которая отличается от других и показать ее, подняв вверх.
- Чем эта бабочка отличается от других?
- Она отличается цветом, у нее есть точки на крыльях.
Предлагается оставить на столе только эту бабочку, а остальных бабочек и божьих коровок убрать.
5. - Бабочкам очень нравится бывать на лесной полянке. Здесь гном выращивает много цветов, а бабочки любят садиться на эти цветы и собирать нектар. Посмотрите, какие красивые и необычные цветы вырастил гном на поляне.
Перед детьми макет поляны с 10 ромашками, в середине каждой изображена цифра от 1 до 10. Это математические ромашки.
Педагог предлагает посадить бабочек на ромашки. Для этого необходимо сосчитать количество точек на крыльях бабочки и посадить ее на цветок с ответствующей цифрой.
Дети выходят по очереди и прикрепляют свою бабочку на соответствующий цветок.
- На крыльях бабочки три точки, я посажу ее на цветок с цифрой 3. (и т.д.).
Дети стоят вокруг «полянки».
- Ребята, раз уж это ромашки необычные, а математические, давайте расположим их по порядку и построим цифровой ряд.
Дети располагают цветы с цифрами в середине по порядку от 1 до10.
-Молодцы, ребята!
Итог занятия. Подведение итогов
Наше сказочное путешествие с гномом подходит к концу. Нам пора возвращаться. Гному вы понравились, вы умные, сообразительные, веселые. Он обязательно пригласит вас еще к себе в гости. А сейчас, все вместе произнесем волшебные слова и окажемся в детском саду.
Раз-два, раз-два -хлопают
Возвращаться в сад пора! -поворот вокруг себя
- Вам понравилось наше путешествие?
-Понравилось вам на лесной полянке?
-Что вам понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
-Какое задание оказалось самым трудным?
-А какое задание было самым интересным?

Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо вы потрудились! Давайте похлопаем себе.

















Список используемой литературы
1. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития - С.Пб: Детство-пресс 2008
2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений - М.: Мозайка-синтез 2007
3.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет, - Изд.     Олма Медиа Групп, 2011
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115