Статья Развитие творческой одаренности воспитанников совместно с родителями

Развитие творческой одаренности воспитанников совместно с родителями.
Совместная работа педагога и родителей – две мощные силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству с педагогом, если между ними возникает взаимопонимание, которое рождается в совместной деятельности. Учитель должен стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы и позаботиться о том, чтобы учебно-воспитательный процесс стал максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Совместное творчество детей и родителей в школе вызывает массу положительных эмоций и создает особо теплую атмосферу. Такая работа помогает ребёнку узнать много интересного о мире, который его окружает, учит ценить, любить и понимать природу, помогает развивать его творческие способности. Совместно выполненные работы детей с родителями используются нашими педагогами при объяснении и закреплении учебного материала, организации и проведении тематических выставок, конкурсов, являются фактором успешной социализации личности учащихся.
Особенностью организации воспитательного процесса в ГБОУ РХ "Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова", является то, что дети находятся в отрыве от своих семей большую часть года. Дети сталкиваются со следующими трудностями: сложность освоения нового жизненного пространства, неумение предвидеть последствия своих поступков, неподготовленность к самостоятельной жизни, нет навыков общения и проживания в коллективе в условиях интерната, нет привычной опеки родителей. Учитывая особенности обучения и проживания детей в школе-интернате, особое внимание уделяется воспитанию детей, дополнительному образованию, развитию творческих способностей каждого ребенка, формированию чувства ответственности и самостоятельности. Развитию творческих способностей воспитанников уделяется большое время, внимание. В условиях перехода в ФГОС в нашей гимназии творческую активность развивают через проведение занятий хореографии, работу театральной студии «Быть или не быть» на английском языке, развитие литературных способностей «Узоры моей земли» на хакасском языке, а также участие в хоре, шахматах воспитанников 5-6 классов. Все воспитанники 5-6 классов по расписанию внеурочной деятельности после уроков посещают эти и другие занятия по выбору. На этих занятиях воспитанники развивают творческий потенциал: гибкость мышления, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатство воображения, восприятие неоднозначности вещей и явлений, развитие интуиции.
В классе систематично проводятся родительские собрания с участием детей, классные часы, открытые уроки, так как для родителей, которые проживают далеко от города, интересно наблюдать рост своего ребенка не только в учебе, но и в творчестве, социализации в обществе. В классе 100% воспитанников заняты на дополнительных занятиях: музыкальная школа, спортивная школа, хореография, танцы. Это возможно и с участием родителей: проведение чаепитий, поздравление детей с днем рождения, с Новым годом и т.д., организация экскурсий, выездов.
Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Гилфрод считает, что все интеллектуальные способности в определенной мере являются творческими, но самое непосредственное отношение к творчеству имеют способности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление – это способность давать различные ответы, в том числе и неожиданные, нестандартные на стандартизированные тестовые задания. Непосредственное отношение к творческим способностям имеет также оценивающее мышление, от которого 8 зависит чувствительность к проблемам, которые другие люди, менее творческие, не замечают. Творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественное, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно – историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь, усовершенствования в области техники». В более широком смысле, творчество– это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания, что мысль не пошла в слова, как говорит Достоевский.
Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. Результатом работы может стать повышение качества знаний по всем предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива, как детей, так и родителей. 

Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: просвещение, 1991. – 93с.
Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. - 435- 442с.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 - 52-59с., № 10 - 62- 69с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 440с.
Рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей и общего творческого потенциала человека / А.И. Колков. – Кемерово: Б.И., 1995. – 68с.
Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. – М.: Черо, 2000. – 295с.


15