«ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».


«ТЕХНОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».
Работу выполнила:
Шумейко Ольга Николаевна
учитель географии
первой категории
БОУ г. Омска «СОШ №89»
Использование в педагогической деятельности «Технологии личностно-ориентированного обучения» позволяет реализовать новый ФГОС ООО, который направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять.
Научные и методические основы использования интерактивных форм обучения помогают осуществлять подходы к обучению в современной школе.
В работе представлен научный теоретический и практический материал, в котором указаны способы взаимодействия обучающихся и учителя для того, чтобы добиться высокого результата в обучении: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
I. ВВЕДЕНИЕ
Школа составляет громадную силу,
определяющую быт и судьбу народов и государства,
смотря по основным предметам и по принципам,
ОРИЕНТАЦИЯ НА ВОСПИТАНИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ЗАКАЗ Диагностика учащихся Методическое и технологическое обеспечение Психологическое
здоровье Интеллект
Обученность
Воспитание Знакомство с программами Применение различных технологий Результативность % усвоения уч-ся материала 100% % качества знаний за 3 года % ПРО олимпиады городские, областные, Россия АСО КСО Личностное ориентирование (одаренные дети) Самообразование учителя Внеурочная работа с учащимися Тематические Экскурсии походы Музей, библиотека Краеведческая работа Д/ш вложенным в систему школьного образования».
Д.И. Менделеев
Актуальность темы.
Настоящее время — период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.
Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования. Новый ФГОС основного общего образования направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, развитию их личностных качеств, творческих возможностей, формированию способностей оперировать полученными знаниями и умениями, постоянно их обновлять и расширять. В условиях рыночной экономики повышается роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.
Сознание подрастающего поколения направлено на познание нового; познавательный мотив давно уже признан педагогической наукой ведущим, а в наше время он приобретает практический интерес.
Изменение целей общеобразовательной школы. Современных школьников ждет другое будущее, более активный характер и темп жизни. Готовить к ней — задача школы и школьной географии в том числе. Нужны не только новые источники знаний, но и новые методы и приемы обучения, в том числе такие, которые приучают принимать собственные решения, опираться наличные представления и оценки ситуации.
Изменяющийся характер образовательного процесса. Учитель давно уже не основной носитель знания. Поток географической информации современные школьники усваивают через компьютеры, Интернет, видеоматериалы, обилие бумажных носителей знания — новых иллюстрированных энциклопедий, книг, глянцевых журналов, в том числе географических, в которых для привлечения читателя и рекламодателей помещают интересные географические материалы.
Педагогическая деятельность может считаться успешной, если современный учитель географии не ограничивается традиционной схемой построения урока, а организует на уроке учебную деятельность на основе новых методик и технологий, включает учащихся в учебный, «научный» для них поиск. На таких уроках дети действуют по собственной инициативе и принимают решения самостоятельно. Отсюда интерес к деловым играм, проектным технологиям, дискуссиям, анализу новых тематических карт, которые появляются в современных школьных атласах.
Основные направления реализации исследовательского подхода в изучении географии материков и океанов охватывают несколько сторон:
а) представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, изучающего ее;
б) ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приемов. В педагогике их относят к общеучебным умениям;
в) насыщение курса поисковыми, исследовательскими задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;
г) использование таких моделей обучения, типов уроков, которые основаны на самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
2.Цель и задачи.
Цель:
сформировать умения адаптироваться в современных условиях, научить критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы их решения, нести ответственность за результат собственных действий, повысить мотивацию обучения.
Задачи:
- проявлять активность в познании окружающего мира, добывая знания из различных источников информации;
- обладать навыками общения, быть контактным, уметь самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, культурного уровня;
проектировать учебный процесс на четко заданный результат.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Теоретическая основа технологии личностно-ориентированного обучения.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессуумственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Отличительной особенностью технологии личностно-ориентированного обучения является направленность на самореализацию учащихся – на развитие их гуманитарного мышления.
Данная технология обучения представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Её источниками и составными элементами являются:
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- наука педагогическая, психологическая и др.
- передовой педагогический опыт;
Сравнительная характеристика традиционной и личностно ориентированной систем обучения.
Основные системы обучения / Показатели для сравнения Традиционная система обучения Система личностно-ориентированного обучения (ЛОО) (Сериков В.В.)
1 2 3
ЦЕЛЬ
Обучающая (передача знаний, умений, навыков) Создание условий для реализации личностных функций
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные стандарты Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка
ФОРМЫ РАБОТЫ
Фронтальные или групповые Индивидуальные + групповые
ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Информационный, репродуктивный Познавательный, через самостоятельную деятельность
КРЕДО ПЕДАГОГА
«Я над вами» «Я вместе с вами»
СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Монолог Диалог
ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА
Пассивная Активно-инициативная
МОТИВАЦИЯ
Внешняя, эпизодическая Внутренняя систематическая, целенаправленная
Технология личностно-ориентированного обучения.
Существенной в этой технологии считается идея уникальности личности школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе. Не менее важным является также положение, высказанное философом В. А. Лекторским о том, что, «лишь включаясь во все многообразные коллективные формы деятельности, индивид приобретает форму субъективности». Необходимой теоретической посылкой является разработанная психологами Х.Й. Лийметсом и Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена, осуществляемая в межличностном взаимодействии. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию. Личностно-ориентированное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти основным линиям: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - ученический коллектив, ученик - учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик - окружающая среда (природа), учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемые в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный .контакт, сотрудничество, интимно-личностное общение, деловое общение и т.д. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик - окружающая среда, ученик - учебник опосредованно, часто вначале неосознанно, с помощью рефлексии.Технология личностно-ориентированного образования, как считают ученые -педагог В.В. Сериков и психолог И.С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие - обучение и учение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
личностно-ориентированного обучения                         Представление Диагностика ТС Модели Критерии выбора ПРО и прогностика обучения оптимальной     развития   модели обучения                   Дидактическая Педагогическая Основа техника Метод Организационная Средства Педагогические обучения форма обучения формы ПРО - планируемые результаты обучения ТС - текущее состояние МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Методика Цели Содержание Методы Технология Формы Средства Приемы 2.Структура технологии личностно - ориентированного обучения.
Содержание компонентов структурной модели образовательной технологии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Концептуальная основа: Содержательный
компонент: Процессуальный
компонент:
- целевые установки и - цели обучения (общие и - особенности методики,
ориентации; конкретные); применения методов и
- основные идеи средств обучения;
и принципы; материала - мотивационная
(объем и характер Характеристика
образовательном содержания); - организационные формы
процессе - дидактическая структура образовательного процесса
  учебного плана, - управление
  материала, программы, образовательным
  формы изложения Процессом
  СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Концептуальная основа.
Содержательный компонент.
Компонент процессуальный.
2.Критерии технологичности.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
Концептуальность . Педагогической технологии присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
Системность. Педагогическая технология – это не произвольный набор отдельных дидактических средств. А система действий и средств, соединенных определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;
Управляемость. Предлагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
Эффективность. Педагогическая технология эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантированна достижение определенного стандарта обучения;
Воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.
Главные принципы технологии.
Современному обществу необходимы критически мыслящие люди, способные к самореализации и развитию путем объективной самооценки. Добиться этого можно на основе реализации идей личностно ориентированного обучения, основанного на гуманистических, антропологических идеях. Среди главных принципов его выделяют:
1. Индивид находится в центре постоянно изменяющегося мира, который воспринимается им через собственные ощущения и восприятия. Поэтому для него важен собственный мир восприятия окружающей действительности. Этотвнутренний мир не может быть познан никем.
2. Индивид активен, обладает способностью к динамичному развитию. Стремится к самопознанию, самореализации, самосовершенству.
3. Как существо общественно-историческое, каждый человек способен развиваться только при взаимодействии с другими людьми, обществом, ориентируясь на его ценности, верования, нормы, правила. Именно в обществе человек может реализовать свои потенциальные возможности.
4. Разумность человека, способность осознавать не только окружающий мир, но и себя в нем порождает стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, планированию своей жизнедеятельности, рефлексии.
5. Специфической особенностью каждого человека является его духовность, т.е. потребность в ориентации на общечеловеческие ценности, потребность в новом знании, в поиске истины, в деятельности, направленной на создание нематериальных ценностей.
6. Каждый человек как член общества является личностью, т.е. участником совместного, но в то же время раздельного труда, носителем определенной системы отношений, общепринятых требований, социальных ролей и статусов, сторонником определенного образа жизни.
7. Человек индивидуален, обладает непохожестью на других, как на физиологическом и психологическом уровнях, так и на уровнях социального взаимодействия, самореализации.
Личностно ориентированное обучение в современной школе должно соответствовать следующим требованиям:
1. Личностно ориентированные подходы в образовании должны обеспечить целостное развитие человеческой природы. Образование в равной степени должно заботиться о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого ребенка. Вследствие этого, должны преобладать подходы, направленные не на всестороннее, а на полное развитие социальных и личностных качеств учащихся, поскольку в отношении каждого индивида результат педагогического воздействия будет различен.
2. Центральным звеном учебного процесса является самостоятельная образовательная деятельность школьников, а не пассивное овладение знаниями. Важную роль играет не только овладение знаниями, но и применение этих знаний на практике, т.е. применение знаний является приоритетным по сравнению с усвоением и воспроизведением. Особую важность приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание где, как и каким образом полученные знания могут быть использованы на практике.
3. Главным в деятельности учителя является не преподавание. Учитель выступает не столько как источник знаний и контролирующий субъект познания, а как координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
4. Активность субъектов познания. Она связана со способностью адекватно оценивать существующее положение дел, ответственностью за результат обучения.
5. Активные и интерактивные формы обучения, предполагающие общение между субъектами процесса познания.
6. Дифференциация обучения с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса в той или иной области, особенностей восприятия информации, с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт.
Обучение в сотрудничестве, использование групповых, коллективных и парных форм работы, совместные размышления и дискуссии
5. Личностно-ориентированный подход к изучению географии.
Применяя в обучении географии личностно-ориентированную технологию, я пришла к выводу, что все обучение должно быть построено индивидуально для каждого ученика: ребенок имеет право на уроке выполнять, прорабатывать материал и упражнения минимального и оптимального уровней, а дома работать над заданиями высокого уровня и даже пробовать решать проектные задания.
При этом я использую различные подходы:
Исследовательский подход в обучении
Его характерная черта - реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты или то и другое.
Коммуникативный или дискуссионный подход.
Он предполагает, что ученик на какое-то время становится на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения,
Групповой подход.
Каждая группа работает над общим заданием. Знания, умения, навыки - это не самоцель, это база, информационный фундамент для развития потенциальных возможностей человека. Построение учебного процесса опирается на зону актуального развития (это область наличных возможностей) и стимулирует продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей).
4.Обучение ведется на высоком уровне трудности.
При таком обучении должны ставится задачи, вызывающие учебные затруднения у учащихся, поскольку они их не в состоянии решить, опираясь на репродуктивные знания, для решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения , выдвижение предположений и их проверка, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования. Из этого принципа вытекает условие: не давать знаний
в готовом виде, ученик должен их добывать, выполнив задание, требующее интенсивной умственной работы.
Ведущая роль теоретических знаний. Процесс познания на уроках включает взаимозависимость явлений, связей, осмысление которых осуществляется на основе собственных наблюдений и анализа.
Любая тема, любой учебный и учебный материал должен быть представлен сначала в общем виде без деталей. На втором этапе исследования или изучения рассматриваются части целого. После изучения деталей на третьем этапе в изучаемую тему вводятся части изученного.
Процесс познания выстраивается по спирали. Учитель ставит вопрос, просит выполнить наблюдения, предлагает высказать свою точку зрения. просит прочитать учебник, чтобы найти ответ, поработать с дополнительной и справочной литературой.
Обучение проходит в быстром темпе, без пережевывания того, что уже известно, ибо известное ослабляет работу ума.
Возвращение к пройденному происходит в новых связях. Отсюда широко используемый метод сравнения для закрепления и продвижения вперед. Сравнение на сходство формирует научные понятия. Сравнение на различиерасширяет информационный фонд.
Осознание школьниками процесса учения.
Ученик должен понимать процесс учения. Он должен знать в каждый момент урока, для чего и зачем он делает то, что необходимо.
Работа над развитием всех учащихся" Методическая система предоставляет возможность каждому на уроке реализовать в какой-то определенной степени свой потенциал.
Для поддержания познавательной деятельности и работоспособности я использую серию приемов и методов, которые находятся в прямой зависимости от понимания учителем физического и психического состояния учеников .Учитывается это в каждый конкретный момент общения для изменения приемов и методов работы с учащимися.
Личностно-ориентированный подход к изучению географии.
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, осознавать последствия своих поступков, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду. Обществу нужен человек-гражданин, человек мыслитель, человек-носитель гуманистических ценностей. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно ориентированной педагогики.
Отличительной особенностью технологий личностно ориентированного образования является направленность на самореализацию учащихся — на развитие их гуманитарного мышления. Е.В.Бондаревская отмечает: «Следует ли соглашаться с тем, что физика — это наука о неживой природе, география — наука о Земле, а химия — о химических веществах и процессах? А человек? Где его место в этих науках?» И только относительно географии отвечает; «Еще Ушинский К.Д. говорил, что география — это наука о жизни Человека на Земле. Такое определение сразу ставит географию в ряд антропологических предметов и коренным образом меняет ее содержание, гуманизирует его».
Гуманизация преподавания географии может быть достигнута в русле внедрения идей личностно ориентированного подхода в обучении. Первой идеей является раскрытие гуманистического потенциала географической науки. Для этого на уроках географии необходимо сопровождать объяснение научных истин показом, с какой целью, какими путями, средствами, способами они получены. Для этого важно знако мить учащихся с проблемами, гипотезами географической науки, методами проверки, формами фиксации конечного результата, то есть со всем «механизмом» добывания нового научного знания, а также с хронологией и значением для человечества крупнейших открытий, именами ведущих ученых и т.п. Без этого и последующего их применения, осознания учащимися общих и специфических способов познания развить творческие способности школьников нельзя.
Другой важной гуманистической идеей личностно ориентированного подхода в обучении является гуманизация процессуальной составляющей учебного процесса, одним из аспектов которой является организация групповых способов обучения (ГСО). Для достижения успеха необходимо: во-первых, обучаемых разделить на группы; во-вторых, каждая группа должна знать, над какой проблемой ей предстоит работать; в-третьих, так как в классе групп больше, чем проблем, то не беда, если над одной и той же проблемой поработают несколько групп. Тем более, что чаще всего решение проблемы, как правило, может быть вариативным.
В течение 15-20 минут школьники работают по заданиям, готовя материал на общее обсуждение. Учитель должен четко объяснить, какой результат групповой работы должен быть вынесен на коллективное обсуждение (например, сформулировать наиболее узловые проблемы своей природной зоны, вызванные деятельностью человека; предложить меры по их урегулированию). Внутри группы каждый учащийся принимает участие в обсуждении, предлагает свой путь решения проблемы. Участники группы определяют, кто из ее представителей докладывает о полученных результатах всему классу (соседней группе). Далее группам предлагается выполнить творческое задание.
Таким образом, в рамках реализации ГСО на уроках географии используют индивидуальные, групповые и межгрупповые задания. В нашем опыте достаточно эффективно организуется работа группами по 5-6 человек. При этом лучше сделать небольшую перестановку столов: два стола ставятся лицом друг к другу вдоль класса, третий придвигается к их боковым частям так, чтобы ученики могли удобно сесть вокруг. Доска видна всем. Столы расставляются в шахматном порядке. Так лучше просматривается весь класс в целом и видно каждую работающую группу. Все задания направлены на ознакомление и применение методов решения географических проблем. Например, не только объясняется размещение хозяйственного объекта, но и обосновываются признаки, позволяющие судить о рациональности размещения.
Для организации внутригрупповой работы отбирается такой учебный материал, который дает возможность получить новое знание индуктивным путем. В этом случае каждый из членов группы для решения общей задачи изучает отдельные факты, сопоставляя их с аналогичными, полученными другими участниками совместной работы; включается в процесс обобщения всей совокупности частных выводов, чтобы сформулировать общий вывод. В ходе работы учащиеся оказывают помощь друг другу, учитывая индивидуальные особенности своих товарищей по работе.
При проведении рассматриваемых уроков целесообразно применять задания, предусматривающие межгрупповую работу. Для активизации мыслительной деятельности обучаемых, каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе (в форме вопросов: «Почему?», «В чем причина?», «Чем объяснить?» и т. п.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для разрешения ситуаций.
Приведем пример фрагмента урока в VII классе по теме: «Проблемы охраны природы Африки» (урок обобщения знаний о природных зонах). Основой содержания урока является рассмотрение комплексных проблем рационального природопользования и охраны природы материка. В формы организации учебной деятельности учащихся входят групповая работа с карточками-заданиями, коллективное обсуждение их результатов. Для выполнения внутригрупповых и межгрупповых заданий каждой группе выдаются карточки-задания с рисунками, на которых показаны: географическое положение природной зоны; растительность; территории, растения, используемые человеком в хозяйственной деятельности. В карточке сформулированы вопросы к рисункам для обсуждения:
Для I и II групп:
Какова роль влажных экваториальных лесов в природе Африки и Землив целом?
2. Какие последствия имеет вырубка лесов?
3. Что образуется на месте вырубок?4. В своем первоначальном виде дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади. Почему?
Для III группы.
1. Как изменяют природу саванны основные хозяйственные занятия еежителей? Каковы основные направления этих изменений?
2. Какие стихийные явления возникают в саванне в результате деятельности человека и как они влияют на природу саванны?
Для IV группы:
1. Какие причины приводят к росту пустыни Сахары?
2. Какие последствия имеет это явление?
3. Можно ли остановить рост пустыни Сахары? Как?
Каждой группе выдается справочно-информационный материал, который изучается учащимися и является своеобразной «помощью» при подготовке ответов на вопросы.
После того как каждая группа сформулирует коллективный ответ, предлагается выполнить межгрупповые задания: каждая группа готовит творческое задание или проблемный вопрос другой группе: I и II группам: «Как вернуть леса Африке?»; III группе: «Какие меры борьбы по сохранению саванны вы можете предложить?»; IV группе: «Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня Сахара продолжает расти?».
В рамках группой формы организации работы школьников можно провести урок в игровой форме. Каждая группа отвечает на заданные вопросы (за каждый правильный ответ получает жетоны). Все данные о положительных результатах работы групп заносятся на табло. В конце урока подводится итог.
Покажем это на примере изучения темы «Зависимость рек Африки от рельефа и климата. Основные речные системы». Каждая группа получает задание: «Составить описание одной из рек (Нила, Конго, Нигера, Замбези, Оранжевой)». В карточке разъясняется суть задания, указаны источники знаний, дается инструкция к оформлению ответа. Итоги работы можно оформить на контурной карте или на листе бумаги. Затем ребята готовят задания соперникам. Например, вычерчивают схематичные графики подъема
составляют описание воображаемого путешествия по какой-либо реке.
Данная форма работы рациональна при проведении обобщающих уроков, к которым учащиеся готовятся заранее, собираются после уроков, читают дополнительную литературу, отыскивают иллюстрации о природе материков и океанов, об изменении природы материка и его антропогенных комплексах.
В практике работы, с использованием личностно-ориентированного подхода, главной целью становится не передача знаний от учителя кучащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Наиболее существенный признак современного личностно ориентированного урока, проведенного с учетом рассматриваемой технологии,- атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и учащихся. В связи с этим все усилия педагога должны быть направлены на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Такая организация побуждает учащихся к усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности и вызывает эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме.
При изучении результативности в системе общего развития учащихся мы можем сделать уже некоторые выводы:
По умению наблюдать:
Наблюдение имеется в виду анализирующее. Ребята могут находить максимальное число признаков у любого объекта. Способны к длительному наблюдению.
Ребята способны истолковать увиденное в форме суждения.
Учащиеся могут самостоятельно выделить общие признаки для ряда предметов, в состоянии классифицировать в группы по одному или нескольким признакам. Все мыслительные операции сопровождаются полным словесным отчетом.
Стремясь к самостоятельному обоснованию предпринятых шагов, они высказывают, не боясь предположения, иногда ошибочные, незрелые, рассуждают вслух, что свидетельствует об активности и критичности их мысли.
5. Учащиеся способны планировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.
В эмоциональном развитии отмечается яркость эмоциональных реакций, связанных с учением. Это результат того, что методы обучения обращены не только к интеллекту, но и к чувствам.
В волевом развитии надо отметить способность к самоконтролю и саморегуляции своих действий и поступков.
При оценивании ребят отметки выставляются не за конечный результат, а за процесс его получения, причем ученика мы сравниваем не с одноклассниками в плане выполнения каких-то действий, а с самим собой, но вчерашним.
6. Формы личностно-ориентированного обучения на уроках географии.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Ученые по-разному осуществляют классификацию форм организации учебной деятельности учащихся. Общепринятым является разделение форм обучения по географии на урочные и внеурочные. В последнее время в методике обучения географии используется классификация по количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Польским дидактом В. Оконем выделены следующие три формы учебной деятельности: работа на уроке, вне урока, домашняя работа. Основанием классификации в данном случае является уровень самостоятельности ученика и его свобода, проявляющаяся в выборе им решений, самоопределении, самовыражении.
Все названные классификации форм организации учебной деятельности особое место уделяют уроку - главной форме обучения. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, связанные с предметной, процессуальной и личностной рефлексией. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего "переживания, воспитывать чувства эмпатии и амплификации. На таких уроках используются слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, обсуждаются проведенные учащимися социологические исследования.
Одним из примеров уроков-рефлексий является обобщение «Подведем итоги», на котором осуществляется оценка и самооценка учащихся. Как правило, вначале учащиеся оценивают себя сами, проставляя себе баллы, затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов.
На уроках-рефлексиях учащихся ставят в ситуацию, позволяющую им выразить своё «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность.
Приведу пример задания на самооценку.
Известный ученый-географ и историк Л.Н. Гумилев писал: «Что бы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!» Следуют вопросы: «Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в вашем регионе? Каково их современное состояние? Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности:
огорчение, беспокойство из-за невозможности их восстановления;
надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния;
потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории и культуры;
желание оказать помощь в восстановлении памятников;
отсутствие эмоциональных откликов?»
Лекции впервые систематично начинают вводиться с 9-го класса.
Важнейшие общеучебные умения, формируемые на лекции в 9-м классе, - умение слушать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, в перегруппировке материала.
Семинар - такая форма организации обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом школьники и учитель в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления учеников решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.
На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Роль учителя на семинаре заключается в организации и руководстве деятельностью школьников.
Игра. Игра направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем, обмен ценностями в диалоге. Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате в игре осуществляются два взаимодополняющих процесса - освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе и т.д.
При всем многообразии ролевых игр в географическом образовании их можно объединить в две большие группы;
-игры на освоение социального опыта в конкретной деятельности: игры-экспедиции, игры «по созданию и экспертизе проектов, пресс-конференции и семинары «ученых», игры-драматизации. Причем игровой сюжет может быть как реальный, так и вымышленный (фантастический);
- игры на освоение социального опыта, связанного с общением учащихся друг с другом на основе решения экологической проблемы. В данном случае ученики играют на конкретную роль (ученого-эколога, специалиста проектировщика), а роль-маску: докладчика, критика-оппонента, пропагандиста, конформиста или оптимиста, пессимиста и т.д.
Приведу пример ролевой игры «Судьба Катуни» на освоение социального опыта в конкретной деятельности, посвященной оценке воздействия на окружающую среду строительства каскада Катунских ГЭС.
Для усиления эмоционально-ценностного компонента в игре среди ее участников должны быть проектировщики и эксперты, представители администрации, лица, принимающие решения; общественность, олицетворяющая различный спектр мнений (сторонники и противники); представители закона (юристы). При подготовке к игре следует привести такие доводы:
«за»: ГЭС на Катуни выработают за год 7,5 млрд. кВт.ч электроэнергии. Такую энергию можно получить от сжигания 5 млн.т. угля, но для его транспортировки потребуется не одна тысяча железнодорожных составов;
«против»: затапливаются значительные площади земель, меняется микроклимат местных курортов. Кроме того, воды водохранилища могут размыть месторождения ртутной руды. И в результате вода в Катуни и во всей Оби может быть отравлена.
Эффективность игры зависит от обеспечения ее участников необходимой информацией, а также от их свободы действий при выработке суждений и оценок. Кроме того, игра проводится с учетом следующих условий в игровом поле: многовариантность решений, многоуровневые согласования, много
аспектность оценок ( воздействие на биоту ландшафта, здоровье человека, социально-экономическую инфраструктуру).
Деятельность участников игры «Судьба Катуни»
Роли Ролевая деятельность
Проектировщики Осуществляют и обосновывают проект создания Катунских ГЭС
Эксперты, рецензенты, советники Проводят экспертизу проекта по оценке воздействия строительства ГЭС на окружающую среду
Административные власти различных уровней: мэр города, директор департамента по экономике и т.д. Принимают решение
Общественность: врачи, экологи, ученые, ботаники, историки, зоологи Олицетворяют спектр различных мнений
Представители юриспруденции Применяют правовые меры
При оценке воздействия на окружающую среду строительства Катунских ГЭС участники придерживаются трех вариантов: принять проект без изменения, принять с изменением, отклонить.
Дискуссии. Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения.
Диалог всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и боле учащимися, когда выражается свое «Я» и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное «Я».
Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации; интерес к содержанию, а также процессу диалога и субъектам общения; незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировка в системе многообразных ценностей и др.
Диалог является основной формой общения в дискуссиях, например, при обсуждении какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью нахождения способа ее решения, обмена ценностями. Любая дискуссия включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, познавательный, операционно-коммуникативный, эмоционально-оценочный. В мотивационный компонент включают желания, интересы, потребности учащихся. В познавательный входят знания о предмете спора, проблемная ситуация. Операционно-коммуникативный - умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций. Эмоционально-оценочный включает эмоциональные переживания, оценки. Модель учебной дискуссии строится как целенаправленный обмен идеями, точками зрения, ценностными ориентациями.
Социокультурный практикум. В переводе на русский язык слово «практика» означает деятельность. « Имеющийся в учебнике практикум носит социокультурную направленность, и в этом его принцип от ранее предлагавшейся системы практических работ по географии России в 9-м классе, ориент выявление в основном экономических и технологических вопросов. Цель проведения способствовать формированию и развитию умений:
- интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация; прогнозирование географических объектов и явлений) с помощью различных источников информации,
оценочных (ранжирование, рефлексия, выбор решения и др.);
практических (создание графических моделей, картосхем, нормативных материалов, правил поведения в различной ситуации, сбор статистических материалов, анкетирование и интервьюирование населения, создание проектов, оформление контурных карт);
общеучебных (написание и оформление реферата, написание доклада, сообщения,оформление рабочей тетради и др.);
- коммуникативных (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, проявление эмпатии и др.).
Исследовательские задания, формирующие такие элементы опыта творческой деятельности как осмысленное овладение межпредметными и внутрипредметными знаниями и умениями, компонентами системы творческогомышления. Суть исследовательских заданий - изучение географических объектов с целью выяснения их свойств. Нами были выделены три вида заданий, которые могут быть использованы для овладения опытом творческой деятельности: в решении присутствуют различные исследовательские компоненты, различная продолжительность выполнения задания и различное число учащихся.
«Мини-исследование» — принимает участие большинство учащихся; занимает часть урока или предполагается в качестве домашнего задания; включает отдельные компоненты исследования, по усмотрению учителя его выполнение является обязательным или добровольным. При изучении темы в VII классе «Реки и озера Евразии», после изучения характеристик бассейнов каждого океана учащимся может быть предложено задание, которое требует объяснения особенностей режима рек Европы. При этом необходимо провести сравнение, активизировать и систематизировать знания, полученные в VI классе на уроках географии, и межпредметные знания, полученные на уроках иностранного языка и истории (изучение рек Европы: топонимика, происхождение названий рек, изучение транскрипции и транслитерации географических названий, положение их на карте).
Второй вид исследовательского задания определен нами как
«Урок-исследование». Это исследовательское задание, в выполнении которого заняты все ученики класса. Рассчитано оно на весь урок; содержит все или большинство исследовательских компонентов, его выполнение обязательно для всех учащихся.
Примеры заданий:
- Большая часть рек, стекающих со Скандинавских гор и впадающих в океан, многоводны в течении всего года и несут в океан такое же количество воды, что и реки Индостана и Индокитая. Как вы можете объяснить этот факт?
- Сгруппируйте реки, принадлежащие бассейну Атлантического океана в подгруппы, учитывая особенности режима этих рек. Какие картыатласа помогут вам выполнить это задание?
Это задание может быть предложено более сильным ученикам (более слабым предлагается, пользуясь планом и картами, составить характеристику реки Дунай).
«Исследовательский комплекс» — выполняется отдельными учащимися, исключительно добровольно; задание рассчитано на несколько уроков или может быть предложено как продолжение в качестве домашнего задания: содержит все или большинство исследовательских компонентов.
Частично-поисковые задания, в основу которых положены приемы умственной деятельности. Обогащение приемами умственной деятельности в процессе современного урока является необходимой основой для формирования опыта творческой деятельности, так как опыт формируется поэлементно и пооперационально.
Методы обучения, являясь важнейшим компонентом целостного учебного процесса, в современном обучении реализуются в условиях той или иной формы его организации. В основе нашей методики лежат технологии организации поисковой деятельности.
Разнообразные формы проблемных и творческих заданий приобщают школьников к исследовательской деятельности, раскрывают и развивают творческие способности личности; ученики получают возможность применять воображение, развивать полемические и ораторские способности. Современный урок остается основной формой организации обучения. На различных его этапах могут найти применение предлагаемые творческие и проблемные вопросы и задания, системно формирующие опыт творческой деятельности. Учитель самостоятельно решает, на каком этапе и задания какого уровня сложности (с учетом подготовленности класса) он будет использовать в учебном процессе.
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результативность обучения.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела результативность обучения.
В процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии, можно сделать вывод о том, что они имеют глубокие и прочные знания по предмету:
- самостоятельно умеют представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации;
- видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
- распознавать структуру объекта и его новые функции;
- самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые;
- находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Одним из необычных проектов в школьной практике, является создание тренировочных вариантов тестов к ЕГЭ. Разработаны тренировочные варианты уровней А, В, С, а также критерии оценивания.
Планирование результатов обучения
Формирование личностных качеств учащихся
Прогноз возможностей
учащихся Организация учебной деятельности: дидактические задачи 3-х уровней Здоровое соперничество Толерантность
УДАЧНЫЙ ПОДХОД
● Краткие периоды обучения, основанные на смене видов деятельности, устанавливаемых учителем;
● Большое количество практик, ясная мгновенная обратная связь, похвала;
● Руководство и помощь целому классу, группам;
● Никаких помех и заминок;
● Уровень трудности гарантирует высокий уровень успеха;
● Много возможностей и ожидание одобрения при ответе на поставленный вопрос;
● Сходящиеся в одной точке вопросы, имеющие один правильный ответ;
● Вызывать для ответа по списку или в соответствии с заданиями;
● Внимание уделено ученику до тех пор, пока он не ответит;
● Короткая и частая работа с тетрадями;
● Специальная похвала за хороший ответ;
● Материал разбирается подробно;
● Умение выступать в контексте заданной темы;
● Умение говорить коротко и ясно;
● Умение участвовать в диалоге;
● Умение заинтересовать собеседников;
● Оригинальность мышления, новизну идей;
● Культуру речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Демидова Н.Н. Проблемный личностно-ориентированный подход в геоэкологическом образовании / Н.Н.Демидова – Н.Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2014г.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая направленность личностно-ориентированного образования. Педагогика. – 2015 №4
Щенев В.А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения. /В.А. Щенев/ География в школе – 2014г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. /В.В. Гузеев – М.Народное образование/.
Концепция модернизации российского образования на период до 2013 года /Учительская газета .
Апатова Л.В. Деффиринцированный подход к учащимся в обучении географии. Брянск. Пед.институт им. И.Г.Петровского 2012.
Шадриков В.В. Личностно-ориентированное обучение /Педагогика. – 2015г.
Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: концепции и технологии . Волгоград 2013г.
Инновационные технологии в учебном процессе школы. Волгоград: 2014г.
Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. И.В. Никитина Изд. «Учитель». Волгоград 2015г.