Статья Социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ при инклюзивном образовании


Федотова Ирина Николаевна
Учитель начальных классов
СОШ №18
Социально – психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании
Получение детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний день одной из актуальных тем в системе образования является тема инклюзивного образования. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности.
Учитывая контингент учеников своего класса, эта тема является для меня наиболее близкой. В классе 15 учеников. Из них 4 инвалида: 3 ребенка слабослышащих и 1 ученица с диагнозом детский церебральный паралич. Всем обучающимся рекомендовано обучение в классе VII вида.
Одной из основных целей школы является воспитание сознательной, развитой, умеющей ориентироваться в социуме личности. Достижение этой цели лежит через формирование личностных и метапредметных УУД. Личностные УУД включают индивидуально – личностные качества и социальные, жизненные компетенции учащихся, социально – значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования. Метапредметные УУД включают освоенные обучающимися УУД, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи. Сложность в работе с данными учениками заключается в том, чтобы организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок был полноправным участником той или иной ситуации (учебной или воспитательной). В своей деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Исходя из этих принципов, я использую разнообразные методы и приемы. Вот некоторые из них:
использование зрительных инструкций для слабослышащих детей;
зрительный план урока;
работа с тренажерами;
использование памяток;
работа двумя пастами
экран самооценки;
разноуровневые задания.
Помимо приемов в работе помогает ведение индивидуально – образовательных маршрутов на каждого ученика. Индивидуально – образовательные маршруты разработаны таким образом, что в каждом из них четко прослеживается динамика развития по разным учебным дисциплинам. Динамику развития помогает выявить поэлементный мониторинг, который ведется на протяжении всего учебного года. Каждый индивидуальный образовательный маршрут отличается не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности за счет дополнительных занятий со специальными службами сопровождения: учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителем – дефектологом, социальным педагогом. А также, тесная взаимосвязь со специалистами коррекционных учреждений, в частности с центром слуха и речи. На протяжении первого года обучения и на начало второго, уроки систематически посещались дефектологами центра СУВАГ, работающими с учениками. Коллеги оказывают методическую поддержку, дают рекомендации по работе со слабослышащими детьми.
Немаловажную роль имеет тесная работа с родителями. Систематическое консультирование, беседы, методические рекомендации.
Одним из инструментов эффективной интеграции детей с ОВЗ в школьную среду является коллективно – творческая деятельность. В прошлом году было проведено множество мероприятий с участием учеников моего класса. Дети с удовольствием готовятся, принимают участие и, самое главное, чувствуют себя полноправными членами общества. Таким образом, в формировании и становлении личности ребенка с ОВЗ огромную роль играет комплексное взаимодействие всех сторон учебно – воспитательного процесса, разнообразие форм работы, методов и приемов.