ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


МКДОУ «Детский сад № 19 «Тополёк»
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Составила: Старший воспитатель
1 квалификационной категории
Шевелёва Олеся Валерьевна
п. Троицкий 2016

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Название материала Стр.
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 3
3 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
4 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
5 УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
6 ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
7 РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
8 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 13
9 ПРИЛОЖЕНИЯ 14

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является образовательный стандарт, для достижения которого необходимо обогатить ребенка знаниями, стимулирующими его интерес к познанию, пробудить желание к самостоятельной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, являются более осознанными и прочными. Опыт ребенка накапливается и усваивается в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы взаимопонимания и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает базовые ценности российского дошкольного образования:
- поддержку, специфику и разнообразие детства;
- сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка, как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;
- обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.
Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации - формирование у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.
Еще раз отметим, что в системе дошкольного образования исследовательская деятельность часто связана с проведением опытов, экспериментов.
3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности, используемые в практике дошкольного образования: 
- наблюдения;
- опыты (экспериментирование) (например, cостояние и превращение веществ; движение воздуха, воды; cвойства почвы и минералов; условия жизни растений и др.);
- классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.);
- cравнение;
- анализ;
- моделирование (например, создание моделей об изменениях в неживой природе) и др.
4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на такие вопросы как: Как я это делаю? зачем я это делаю? Что хочу узнать?
Результатом исследовательской деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений. У ребенка развивается внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.
Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Детское экспериментирование включает следующие этапы:
мотивация;
выявление проблемы,
выдвижение гипотезы (предположения) о способах решения проблемы;
постановка цели (при необходимости - задач);
разработка плана проведения эксперимента;
поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
реализация плана эксперимента;
оформление результатов;
- формулировка выводов;
- рефлексия.
Понятно, что присутствие всех (отсутствие некоторых) этапов в процессе экспериментирования, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей.
В процессе экспериментирования на различных его этапах возможно использование следующих приемов:
демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности;
лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.);
реальные и виртуальные путешествия (например, по карте, по реке времени и пр.);
эвристические беседы;
дидактические игры;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия и пр.
5. УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА
КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Для проведения экспериментов полезно оформить специальную зону: уголок в групповой комнате и выделить отдельное помещение.
Дети должны быть ознакомлены с правилами экспериментирования, например:
- экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;
- необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;
- при работе с сыпучими материалами - пользоваться подносом;
- нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;
- после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;
- после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.
Оборудование для исследовательской деятельности (пример):
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7.  Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для  самостоятельной исследовательской деятельности.
 
Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями.
Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в нашу группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.

6. ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Примерные темы для экспериментирования в старшей дошкольной группе
1) Вода – растворитель. Очищение воды.
2) Сила тяготения. Упрямые предметы.
3) Почему предметы движутся?
4) Хитрости инерции.
5) Солнце дарит нам тепло и свет.
6) Почему дует ветер.
7) Почему не тонут корабли.
8) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
9) Откуда взялись острова.
10) Как появляются горы?
11) Как происходит извержение вулкана?
12) Испытание магнита.
13) Что такое молния?
14) Радуга в небе.
2. Опыт «Солнечная лаборатория»
Цель: выявить, предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Оборудование: разноцветные листы бумаги, включая листы белого и черного цвета.
Ход занятия: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого.
3. Опыт «Разноцветные растения»
Цель: изучить движение сока в стебле растения.
Оборудование: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход занятия: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
4. Опыт «Льдинка, льдинка, растай»
Цель: выявить причины таяния льда.
Материал: формочка для льда, вода, кубики льда, рукавички.
Ход занятия: Налить воду в формочку для льда, заморозить ее в холодильнике. Двум детям (один в рукавичках, другой нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить у кого быстрее растает лед: кто держал его в рукавичках или в голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют руки и лед.
5. Опыт «Пар и вода»
Цель: выявить взаимосвязь воды и пара.
Оборудование: вода, спиртовка, емкость для нагревания воды, стеклышко.
Ход занятия: На дне емкости довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стеклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду. Объяснить увиденное явление.
Вывод: Если нагреть воду, то частички воды распределяются более свободно и мы видим ее в виде пара, а пар на любой поверхности превратится опять в капельки воды.
6. Опыт «Пузырьки воздуха»
Цель: выявить, что легче – воздух или жидкость.
Оборудование: бутылка, таз с водой.
Ход занятия: Опустить пустую бутылку в таз с водой. Из нее выходят пузырьки. Объяснить, что это пузырьки воздуха.
Вывод: Пустая бутылка, оказывается, только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Когда ее опускают в воду, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче жидкости.
7. Опыт «Пузырьки-спасатели»
Цель: выявить, что легче – воздух или жидкость.
Оборудование: стакан, газированная вода, пластилин.
Ход занятия: На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу бросить туда пять маленьких кусочков пластилина. Подождать немного и понаблюдать.
Вывод: На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Пузырьки напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина. На поверхности пузырьки лопаются, и пластилин идет ко дну.
8. Опыт «Воздушные шары и мыльные пузыри»
Цель: выявить, тяжелый ли воздух.
Оборудование: воздушные шары, оборудование для мыльных пузырей.
Ход занятия: Организовать разнообразные игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Наблюдать, как они себя ведут, насколько сложно они перемещаются и какие усилия надо для этого приложить.
Вывод: Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
9. Опыт «Колючий ежик»
Цель: пронаблюдать, как растет трава.
Оборудование: носок; грунт; семена; три бусины или пуговицы, вода.
Ход эксперимента:
1. Закрепляем на мордочке нос и глаза.
2. Насыпаем немного грунта в носок. Это будет мордочка.
3. Перемешиваем грунт с семенами и заполняем оставшуюся часть носка.
4. Завязываем носок ниткой и лишнюю часть обрезаем ножницами.
5. Укладываем ежика на тарелку и формируем руками туловище.
6. Поливаем носок водой. Вода с тарелки будет впитываться в носок.
7. Ставим ежика в теплое, светлое место и ждем, пока травка прорастет.
8. Наблюдаем, как травка растет.
9. Формулируем выводы.
7. РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагоги дошкольного образования, использующие технологию исследовательской деятельности в образовательном процессе, отмечают следующее:
«Изучив ФГОС дошкольного образования, где указываются требования к различным способам сбора и обработки информации дошкольниками, и проанализировав нашу деятельность, мы можем утверждать, что использование в нашей работе технологии исследовательской деятельности позволит обеспечить преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования».
«Поисковая деятельность дошкольников способствует формированию у них навыков анализа, синтеза и обобщения, обогащает речь детей сложными предложениями, что в будущем поможет им легко обучаться в школе, формирует у них навыки учебного труда».
«Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям. Прослеживая дальнейший жизненный путь наших выпускников, мы слышим из уст родителей слова благодарности за то, что наши дети оказываются среди первоклассников очень компетентными на уроках по окружающему миру, могут уверенно реализовывать свои знания и чувствуют себя успешными учениками; их речь насыщенна научными терминами, они умеют оперировать сложными предложениями, логически выстраивают свои умозаключения, так как они уже в дошкольном возрасте освоили доступные способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация) познакомились со способами получения информации как из семьи, так и из открытого информационного пространства, они научились устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире».
«Родители и мы, педагоги, хотим видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решающими самостоятельно возникающие проблемы, творческими личностями, умеющими обосновывать и высказывать свои выводы. Ведя ребенка в мир экспериментирования, мы предоставляем ему возможность проявить свой живой интерес к исследовательской деятельности, почувствовать себя творцом».
 

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Литература
1. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
2. Жуков В.А. Познавательные опыты в школе и дома.- М.: «Росмэн», 2001 г.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.- М.: Педагогическое общество Россия, 2005 г.
5. Поддьяков Н.Н. «Детское экспериментирование» М., 1995 г.
6. Тугушева Г.Б., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С.-Петербург, 2010 г.

9. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Эксперименты по теме «Воздух»
Категория детей: средняя группа.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомление детей с понятием «воздух» через детское экспериментирование;
- познакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Развивающие задачи:
- развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Оборудование: воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, аквариум, компрессор, камушки, игрушка «Пятачок», салфетка каждому ребёнку.
Сюжетная линия (игровая мотивация): в гости пришел Пятачок. Надо ему помочь разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный.
Ход занятия:
Воспитатель (далее В): Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость (показываю игрушку Пятачок). Ой, дети, а кто это?
Дети (далее Д): Пятачок!
В: Молодцы! Правильно! Давайте с ним поздороваемся.Д: Здравствуй, Пятачок!
В: Дети, а вы помните из какой сказки он пришел?
Д: «Сказка про Вини-Пуха».
В: А кто автор этой сказки?
Д: Александр Милн (при необходимости помочь).
В: Ребята, Пятачок пришёл не просто так. Ему нужна ваша помощь! Надо разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный (показываю поочередно плотно надутый и сдутый шарики). Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что шарик сдулся, в нём нет воздуха).
В: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Д: Надо его еще надуть.
В: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Д: Воздух.
В: Откуда же берётся в шарике воздух?
Д: Мы его туда вдохнули.
В: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Д: (предлагают свои варианты).
В: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?
Д: Предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что это движение воздуха).
В: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?
Д: Нет.
В: Если вы его не видите, значит, он какой?
Д: Невидимый.
В: А ты, Антоша, как думаешь? А ты, Аня?
Пятачок: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
В: Ребята, как же решить эту проблему?
Д: (предлагают).
В: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его (дети надувают).
В: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?
Д: Пузырьки.
В: А откуда они берутся?
Д: Из шарика выходит воздух.
Пятачок: Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух?
В: Можно. Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь (дети дуют).
В: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Сема?
Д: Да.
В: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?
Д: Да.
В: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Д: Пузырьки - воздух.
В: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Д: Кружочки.
В: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что воздух лёгкий).
Эксперимент «Обитатели воды – рыбы»
В: Ребята, вот в этой коробочке (показываю на коробку), лежат камешки. Подойдите к ней и выберете себе камешек, который вам понравился. А теперь подойдите к своему стаканчику (дети встали у своих стаканов), а теперь бросьте камешек в свой стаканчик. Что с ним произошло?
Д: Он утонул!
В: Умницы, а как вы думаете, почему он утонул?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что камушки тяжелые, когда мы бросаем их в воду, они тонут).
В: А теперь смотрите (показываю, на заранее приготовленные аквариум и компрессор, включаю его). Кто помнит, что это?
Д: Это компрессор, через трубочку воздух поступает в воду, и потом пузырьками поднимается вверх (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному ответу).
В: А зачем воздух поступает в аквариум?
Д: Чтобы рыбки дышали.
В: А кому ещё нужен воздух?
Д: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Пятачок: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
В: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
Д: Дети говорят свои мнения.
Пятачок: Нет, мне воздух не нужен!
В: А давайте проверим! Закроем ротик, а носик зажмем руками! Ну как?
Пятачок: Ой! Ой! Я больше не могу!
В: Ребята, прав ли был Винни-Пух?
Д: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.
В: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш любого цвета, найдите в группе удобное для вас место и нарисуйте воздух.
(Дети рисуют).
В: Молодцы! Подарите свои рисунки гостям на память. Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть …..
Д: Воздух.
В: Он какой?
Д: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
В: Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым и упругим?
Д: Надуть.
В: Давайте считалкой выберем, кто это сделает (выбирают, ребёнок надувает шарик и дарит Пятачку.)
Пятачок: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе. Я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
Д: Спасибо!
Пятачок: А теперь мне надо идти домой, я обязательно расскажу своим друзьям: Вини-Пуху, ослику Иа, Сове и Кролику про воздух. До свидания!
Д: До свидания!
В: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Д: Нет.
В: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Д: Подуть (дети дуют).
Далее можно организовать личностную рефлексию.